В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтительные формы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов в школе, формулирует условия, влияющие на успешную профессиональную адаптацию учителей.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодые специалисты, педагоги, трудности профессиональной адаптации.
Начальный этап работы молодых специалистов в образовательном учреждении — сложный процесс, характеризуемый непредсказуемостью. На данном этапе начинающий педагог сталкивается со множеством профессиональных проблем и от того, научится ли он решать эти проблемы, справляться с поставленными перед ним задачами зависит, состоится ли начинающий специалист как профессионал или решит уйти из сферы образования.
К вопросу о профессиональной адаптации обращались многие ученые-исследователи, такие как Т. С. Полякова, С. Г. Вершловский, Г. С. Засобина, Е. Н. Будрастых, Г. М. Голубенко, Э. Ф. Зеер, О. В. Назарова, А. К. Маркова и др. В своих исследованиях ученые выделяют следующие проблемы и трудности, с которыми сталкиваются начинающие педагоги и которые негативно влияют на процесс адаптации молодого специалиста в образовательной организации:
– высокое эмоциональное напряжение (глубоко переживаются как неудачи, так и успехи в педагогической деятельности);
– сложность и многозадачность профессиональной деятельности;
– возможные трудности в общении с учениками и их родителями, с коллегами по работе, с администрацией учебной организации;
– недостаток наставнической помощи в разработке урока, внедрении новых технологий, разрешении конфликтных ситуаций с участниками педагогического процесс [3].
В своем исследовании мы опираемся на следующее определение, наиболее четко, на наш взгляд, отражающее суть психолого-педагогической адаптации — процесс вхождения личности в новое социальное окружение и становление оптимального баланса между индивидуумом и окружающей средой с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды, а также развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности [1, 2].
Для дальнейшего исследования процесса профессиональной адаптации и психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов нами была проведена диагностика в МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Костромского района. В исследовании приняли участие 6 молодых педагогов, стаж педагогической деятельности от 2 до 4 лет.
В работе был использован следующий диагностический инструментарий: анкета о профессиональном самочувствии; анкета оценки поддержки молодых специалистов; таблица диагностики затруднений и потребностей педагогов.
По результатам анкетирования преподавателей о профессиональном самочувствии, педагогами был отмечен благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Чаще всего педагоги приходят на работу в хорошем настроении, коллектив относится к молодым специалистам доброжелательно, а также оказывает моральную и практическую поддержку.
Администрацией образовательной организации созданы комфортные условия для всех педагогов: выделена рабочая зона, помощь опытных педагогов, распределены полномочии и должностные обязанности, оказывается своевременное методическое информирование. В решении профессиональных трудностей помощь оказывают коллеги, директор, завуч.
При оценке необходимости помощи в профессиональной деятельности в начальный период работы были получены следующие результаты: помощь в течение месяца потребовалась двум педагогам, помощь в течение шести месяцев потребовалась двум учителям, помощь в течение года требовалась одному педагогу и одному преподавателю помощь нужна до сих пор.
Наибольшие затруднения в первый год работы у педагогов вызвали проблемы с дисциплиной в классе и трудности в организации и проведении учебных занятий.
При оценивании самочувствия в профессии наименее выраженными показателями среди молодых специалистов оказались: умение справляться с профессиональными трудностями (33 %), чувство самоценности в педагогическом коллективе (33 %), удовлетворенность своей педагогической деятельностью (33 %).
Среди основных трудностей, возникающих перед молодыми специалистами, были отмечены использование методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.) и средств обучения (наглядных, технических и др.), затруднения в знании концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы, подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам, подготовка и проведение внеурочного мероприятия, распределение времени на различные виды работ в ходе урока, планирование работы (составление поурочных, тематических, календарных и иных планов), подготовка отчётов.
Наиболее предпочтительными формами психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов, с точки зрения самих педагогов, являются тренинг (66 %), общество молодых педагогов (50 %), консультирование, встречи с коллегами в неформальной обстановке, общение преподавателей в социальных сетях (33 %).
По результатам опроса о наиболее полезных формах поддержки молодых специалистов были получены следующие результаты: возможность по всем вопросам обращаться к своему наставнику(100 %), посещение уроков наставника (83 %), обсуждение с администрацией (завучем, директором) состояния дел в первый год моей работы (83 %), обсуждение с директором, муниципальным администратором возможностей карьерного продвижения (66 %), составление личного плана развития и обсуждение его с руководством (83 %), работа в школе при получении педагогического образования по собственной инициативе (100 %), денежные выплаты в виде грантов за работу в сельской школе (66 %), увеличение стипендии студентам последних курсов, заключивших договор с муниципалитетом/школой (66 %).
Основными достоинствами работы в образовательной организации молодые педагоги считают достойный уровень заработной платы (66 %), интересная и разнообразная работа (50 %), уважение со стороны детей и родителей (50 %), стабильность (50 %). Так же все молодые педагоги отметили, что самостоятельно могут принимать решения в области учебной и воспитательной работы.
При самоанализе перспектив на ближайшие три года педагоги отметили следующие варианты: обучение на более высоком уровне (ВУЗ, магистратура) — 66 %, расширение круга профессионального общения — 33 %, повышение профессионального мастерства — 33 %, реализация собственных проектов — 33 %. Для реализации своих планов педагоги уже сейчас проходят курсы повышения квалификации (50 %), осваивают новые методы и формы педагогической деятельности (50 %), реализуют с детьми социальные проекты (66 %).
На основании полученных данных нами были сформулированы следующие выводы:
– наибольшие трудности для молодых педагогов составляет нехватка профессиональных умений в сфере преподавания, воспитания, методической работы;
– проблемы возникают в процессе проектирования и проведения уроков, в работе с учениками и с родителями;
– значительная часть молодых специалистов преодолевает проблемы самостоятельно: ищет пути развития и повышения квалификации.
Результаты проведенной диагностики еще раз доказывают актуальность психолого-педагогического сопровождения для успешной адаптации молодых специалистов в образовательной организации.
На наш взгляд, к основным условиям, влияющим на успешную профессиональную адаптацию молодых специалистов можно отнести:
- Благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
- Организация методической работы с педагогами, поиск эффективных форм сопровождения молодого специалиста. Разработка и реализация программы работы с начинающими педагогами.
- Личностно — ориентированный подход в процессе профессиональной адаптации молодых учителей.
Литература:
1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
2. Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. Г. Мороз. — Киев: КГУ, 2006. — 50 с.
3. Ширшова И. А. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2014. № 3. — C.3–17