Изучение мира для любого человека начинается с момента его рождения. Всё, что его окружает с первых минут жизни является объектами исследования: обстановка в комнате, двор с обитателями, улицы города и многое другое. Чем больше люди постигают окружающий мир, тем сильнее разгорается любовь к открытиям. Люди потому и стали разумными существами, что всегда стремились к познанию сначала близкого, а затем и далекого окружающего мира.
Сегодня много говорится об экологическом образовании, которое не только дает человеку необходимые экологические знания, но и способствует воспитанию экологически-ответственного поведения. Это способствует развитию высокой экологической культуры, помогает бережно и чутко относится к природе.
В процессе освоения знаний, связанных с окружающей природой, формируется экологическое сознание, проявляющееся в системе убеждений, активной жизненной позиции личности и поведении, направленном на сохранение природы. Для решения экологических проблем необходимо создание обновлённой системы взаимоотношений не только между человеком и природой, но, в первую очередь, гармоничных отношений между людьми. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми» [1, с. 11].
Кроме того, К. Д. Ушинский говорил: «Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [7, с. 392].
Человек, благодаря развившемуся за миллионы лет сознанию, старается обеспечить себе удобство, пытается быть независимым от природы, например, от климата, от нехватки пищи, изменить под себя условия обитания. Поэтому, человек, в первую очередь, отличается от животных тем, что находится во взаимодействии с природой через формируемую им культуру путём передачи потомкам своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, — «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню» [2].
Современной молодёжи трудно осознать значимость своего народа для этого мира, кроме того, учитывая сложные реалии жизни в наше время, они пытаются смотреть на прошлое страны с высоты современных условий существования. Поэтому молодое поколение воспитывается в такой среде, где понятия «долг перед Отечеством», «любовь к своей Родине и истории», «честь», — перестали быть престижными. Туризм, по всей вероятности, является наиболее результативным средством патриотического воспитания молодежи.
Знания в области экологии помогают понять всё то негативное влияние, которое человек может оказать на природу, осознать последствия, в результате которых может произойти экологическая катастрофа глобального масштаба с перспективой вымирания всего человечества. Поэтому, самое важное из условий выживания нашего мира с точки зрения экологии — это сохранение жизни на Земле. На наш взгляд, экологически образованный человек должен в первую очередь пытаться выполнить именно это условие.
Однако некорректно пытаться построить систему экологических знаний только вокруг потребностей человека. Гибель природы с неизбежностью приведет к губительным последствиям для жизни всех людей. Знания об экологии помогают человеку осознать, что люди и природа — единое целое и представления о подчинении человеку природы примитивны и неосмотрительны. Эта идея сегодня обязательно должна присутствовать в сознании каждого ребенка, а одна из форм работы, которая позволяет этого добиться, является школьный туризм.
Туризм предполагает перемещение людей в пространстве от места его постоянного проживания в другие места с конкретной целью или целями [4, с. 16–24].
Разнообразные формы туристических практик в процессе школьного обучения могут включать: походы разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, пешие и транспортные экскурсии, туристские слеты, сборы, различные виды туристских соревнований, турлагеря [6, с.50].
В каждой форме практики можно найти как плюсы, так минусы. Например, одними из ограничивающих факторов участия детей в туристских походах, слетах и соревнованиях являются наличие соответствующего оборудования, физической и специализированной подготовки, а также медицинские показания по состоянию здоровья. Но, несмотря на все вышеперечисленные ограничения, туристический поход с педагогической точки зрения продолжает оставаться наиболее эффективной формой экологического воспитания и всестороннего развития личности ребенка. По нашему убеждению, только реальный поход в настоящих природных условиях может дать тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.
В последнее время в нашем учебном учреждении у обучающихся появляется все больше возможностей путешествовать по России. Туристические маршруты специально разрабатываются таким образом, чтобы обучающиеся смогли посетить как можно больше интересных и знаменитых городов России, а также мест, которые создала сама природа (см. Рис. 1). Среди всех туров по родному краю особое внимание уделяем походам и турам выходного дня, сплавам по рекам Урала
Рис. 1. Лесное озеро в Карталинском районе Челябинской области
В муниципальном задании предусмотрено, что учебное учреждение обязано совершить поход разной сложности в летней период времени, согласно постановлению Администрации города Магнитогорска по Челябинской области от 17.05.2017 года (5189-П).
В качестве организаторов походов с обучающимися могут выступать организации, осуществляющие образовательную деятельность; организации, оказывающие услуги в области туризма [3, с. 27].
Рекомендуется привлекать к организации походов с обучающимися общеобразовательных организаций профильные образовательные организации системы дополнительного образования детей.
Одной из главных целей туристического похода является: приобретение навыков и умений нахождения вне городской среды, адаптация к природным условиям, а также сохранение и преумножения естественной флоры и фауны, выработка оптимального сосуществования человека и природы.
Перед походами обучающиеся проходят теоретический курс «молодого туриста», получая элементарные знания об особенностях туристических походов, разбивании лагеря, ведении зоны костра, правилах поведения на природе и воде.
Организаторами-педагогами разрабатывается программа, в результате которой обучающиеся смогут увидеть не только красоту природы, но ориентироваться по местности (работа с компасом, картой), изучение особенностей края своего субъекта РФ [5, с. 78].
Большую роль в организации походов играет развитие взаимодействия с родителями, в частности, если есть такая возможность, то родители не только участвуют в туристическом походе, но и разрабатывают совместные мероприятия по реализации данного маршрута и определяют свою роль на каждом этапе маршрута.
В процессе поход разбивается участниками на этапы, каждый момент обговаривается, вырабатывается определенный комплекс правил поведения на природе, где большое внимание уделяется гармоничному существованию человека и природы. Каждый день похода полностью расписывается от подъема до сна. Ребята на практике учатся ставить палатки, обустраивать их, соблюдать правила поддержания чистоты в своей палатке и вокруг нее. Во время привала назначаются ответственные дежурные по лагерю, которые ежедневно следят за чистотой зоны, занимаемой лагерем.
Особое внимание уделяется утилизации отходов и применении на практике знаний как и куда выбрасывать мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей, природы и экосреды.
В походе ребята приобретают опыт приготовления пищи на природе, разведения костра, безопасного поддержания огня, организации уборки столов и использованной посуды, учатся совместно вырабатывать план грамотной уборки кухонной зоны после завтрака/обеда/ужина (см. Рис. 2).
Рис. 2. Обучающиеся лицея готовят пищу в условиях турпохода
На организованной поляне лагеря устанавливается умывальник, туалетная зона лагеря, чтобы не навредить окружающей среды своим пребыванием.
Каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, зависят очень многие процессы. Поэтому стоит уделить внимание экологической науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.
Следовательно, экологическое образование — это процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков в области экологии, а организация детско-юношеского туризма в образовательных учреждениях позволяет создать все необходимые условия для подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами.
Литература:
- Иванов В. И. Общая экология: Тексты лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spbguga.ru/files/f22256.pdf
- Ильин В. В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://litlife.club/books/111823/read?page=28
- Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации. /Утверждена, приказом Минобразования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293
- Куликов В. М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния (28 тезисов). Вестник детско-юношеского туризма в России.1997. — № 3 (23). — С.16–24.
- Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися /Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения».
- Рябов Е. Г. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. — Физкультура и спорт, 1983. — 160 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: 2002. — 576 с.