Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обучающихся на уроках ОБЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбатова, Т. Г. Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обучающихся на уроках ОБЖ / Т. Г. Горбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96201/ (дата обращения: 24.11.2024).



Жизнедеятельность человека непрерывно связана с его средой обитания. Для обеспечения необходимых условий своего существования человек вынужден заниматься хозяйственной деятельностью, которая в последнее время стала представлять реальную угрозу как окружающей среде, так и самому человеку. С учетом вышесказанного на первый план в жизни современного человека выходит вопрос безопасности, под которым понимается состояние защищенности отдельных лиц, общества в целом и природной среды.

Безопасность сегодня рассматривается как одна из базовых потребностей человека наряду с физиологическими, социальными и духовными потребностями. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации экологическая безопасность рассматривается как отдельный вид безопасности, для достижения целей которой необходимо решить одну из следующих задач: «повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан, воспитания в гражданах ответственного отношения к природной среде» [1]. Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности, а «низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения» входит в список основных вызовов и угроз экологической безопасности [2].

В настоящее время экологическая безопасность напрямую связана с возможностью устранения экологических угроз, которые проявляются в истощении энергетических ресурсов, риске техногенных катастроф, изменении климата, загрязнении почв и водных ресурсов, увеличении заболеваемости, приводящей к повышенной смертности и т. д. Таким образом, понятия «экологическая безопасность» и «безопасности жизнедеятельности» можно рассматривать в качестве синонимов, что предполагает их тесную взаимосвязь и наличие у человека определенных знаний, необходимых для защиты от негативных внешних воздействий и сохранения природной среды. По нашему мнению, одним из наиболее оптимальных вариантов получения людьми необходимых экологических знаний может выступить система общего образования, так как обучение в общеобразовательных школах является обязательным для всех членов общества. Современная школьная программа построена таким образом, что изучение любого предмета так или иначе касается вопросов экологии, одним из ориентированных предметов сегодня, на наш взгляд, является «Основы безопасности жизнедеятельности». В подтверждении этого можно привести выдержки из Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором говорится, что предметные результаты изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать «понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания» [3].

Практика показывает, что изучение на протяжении нескольких лет курса «Основы безопасности жизнедеятельности» положительно отражается на формировании у обучающихся экологической грамотности и экологически-ответственного поведения. Сами обучающиеся также отмечают, что знания, получаемые ими на уроках «ОБЖ», повышают их осведомленность о состоянии окружающей среды и наличиитекущих экологических проблем. В рамках написания данной работы среди обучающихся 9-х и 10-х классов был проведен опрос на тему взаимосвязи уроков ОБЖ и защиты окружающей среды. Опрос, в котором приняли участие 48 школьников в возрасте от 14 до 16 лет, показал следующие результаты.

На вопрос «Могут ли знания, полученные на уроках ОБЖ, помочь сохранить окружающую среду?» практически все респонденты ответили положительно (см. рис. 1).

Мнение обучающихся об экологических знаниях, получаемых на уроках ОБЖ

Рис. 1. Мнение обучающихся об экологических знаниях, получаемых на уроках ОБЖ

Вопрос о том, заставляют ли уроки ОБЖ задуматься об экологических проблемах, более 80 % опрошенных также ответили утвердительно (см. рис. 2).

Влияние уроков ОБЖ на осмысление экологических проблем

Рис. 2. Влияние уроков ОБЖ на осмысление экологических проблем

Среди тем, изучаемых на уроках ОБЖ и способствующих формированию экологической культуры, участники опроса назвали следующие: «безопасность на природе», «сохранность окружающей среды», «экологические проблемы и их решения», «глобальные экологические проблемы и здоровье человека».

Современные школьники все чаще начинают осознавать, что экологическая грамотность — это не просто набор знаний в сфере экологии, а важный элемент общего уровня культуры личности. Экологическая грамотность оказывает непосредственное влияние на «экологически-ответственное поведение», которое предполагает осмысленные действия по поддержанию нормального состояния окружающей среды, осознание последствий, которые могут возникнуть в результате взаимодействия с природой, умение принимать ответственные решения, связанные с экологическими проблемами.

На наш взгляд, несмотря на то, что школьный курс ОБЖ не предусматривает изучение отдельной темы «Экологическая безопасность», он обладает немалым потенциалом в плане экологического воспитания. Вопросы экологической безопасности так или иначе рассматриваются в рамках изучения следующих тем: «производственные аварии и катастрофы», «причины химических аварий и их возможные последствия», «состояние природной среды и жизнедеятельность человека», «антропогенные изменения в природе».

Экологическую грамотность и экологически-ответственное поведение школьников можно сформировать лишь через вовлечение их в разнообразные виды практик, направленных на познание окружающей среды и осознание экологических проблем. Одной из эффективных форм экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности изучения курса ОБЖ являются туристические походы и экологические экскурсии. Такие формы непосредственного взаимодействия с природой позволяют обучающимся углубить свои экологические знания, развить экологическую наблюдательность, познакомиться с научными методами исследования, внести посильный вклад в охрану окружающей среды, получить практические навыки экологически-ответственного поведения.

Поводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что школьный курс ОБЖ тесно связан с экологической тематикой. Знания в области экологической безопасности позволяют сформировать правильный алгоритм действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, правильно оценить последствия природоопасных явлений. Основными идеями, которые объединяют вопросы экологии и «ОБЖ», являются идеи ценности и безопасности человеческой жизни, сохранения окружающей среды.

Включение элементов экологии в содержание школьного курса «ОБЖ», способствуют сформированию личности с навыками безопасного типа поведения и развитой экологической культурой, способной принять правильное решение при возникновении опасной экологической ситуации.

Литература:

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ttp://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
  2. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879/page/1
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая безопасность, природная среда, урок ОБЖ, экологическая грамотность, национальная безопасность, Российская Федерация, экологически-ответственное поведение, экологическое воспитание, экологическое образование.


Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Патриотическое воспитание старшеклассников при организации военно-спортивной подготовки в курсе ОБЖ

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Патриотическое воспитание старшеклассников при организации военно-спортивной подготовки в курсе ОБЖ

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Задать вопрос