В настоящее время вопрос экологии вызывает огромный интерес в обществе. Безусловно, обойти стороной проблему, которая остро стоит в современном мире, невозможно. И каждый понимает, что бездействие приведёт к усугублению ситуации.
Начиная с сентября 2021 года, сначала в отдельных регионах, а затем и по всей стране в штатных расписаниях школ появилась новая должность «Эксперт по реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан» или другими словами «Советник директора по воспитанию».
С введением этой должности в школе появился отдельный человек, в чьи обязанности входит организация процесса воспитания детей, тот, кто сможет заинтересовать обучающихся участвовать именно в мероприятиях, направленных на проявление своей гражданской активности.
Одно из основных направлений работы советника — это вовлечение обучающихся в деятельность Российского движения школьников, в рамках которого ребята могут проявить себя и поучаствовать в тех проектах, которые рекомендованы РДШ.
РДШ — это общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, которая существует с 2015 года и интерес к которой с каждым годом только возрастает. Это платформа, которая помогает раскрыть потенциал каждого ребёнка, так как в ней существует 4 направления: военно-патриотическое, личностное развитие, гражданская активность и информационно-медийное. В нашей образовательной организации одним из самых актуальных и востребованных является третье направление. Именно гражданская активность помогает школьникам сформировать навыки к самоуправлению и самоорганизации и решить различные вопросы в области экологии. Экологическое направление мы рассматриваем в качестве одного из ключевых, так как в лицее традиционно большое внимание уделялось экологическому воспитанию, а с декабря 2021 года приказом Министерства образования и науки Челябинской области МОУ «МГМЛ» был признан региональной инновационной площадкой по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели».
Реализация данного направления проходит через участие в экологических конкурсах, проектах, акциях, гдеобучающиеся получают необходимые знания, которые помогут нашей планете в будущем, да и сейчас не станут лишними. Участвуя в различного рода мероприятиях, школьники приобретают новые знакомства, узнают о каких-либо проблемах экологического характера не только в своём городе, но и в других городах.
Пройдя лишь по одному хештэгу «экология» в социальной сети «ВКонтакте», можно обнаружить много полезной информации.
Активисты экологического направления создают экоотряды в регионах, разрабатывают экологические проекты и работают над их реализацией не только в своей школе, но и в городе.
Каждый год активисты выходят на массовые субботники, собирают макулатуру, сажают деревья, тем самым облагораживая пришкольную территорию.
Все свои навыки школьник может применить индивидуально или начать групповую работу.
Самые интересные ежегодные проекты: Всероссийский конкурс «На старт, экоотряд!»: в конкурсе могут принять участие школьники со своими учителями-наставниками. Вместе они проводят классные часы и выполняют тематические задания. Одним из актуальных направлений является организация встреч с выдающимися деятелями города, которые помогают ребятам погрузиться в какую-либо проблему. Данный проект называется «Классные встречи». По итогам конкурса происходит разработка и реализация экологического проекта по следующим направлениям деятельности: «Природоохранный проект», «Экологическое волонтерство» или «Экологическое исследование». Всероссийский проект «Экотренд» — это индивидуальный образовательный конкурс для школьников от 8 до 17 лет. Участие в данном проекте позволяет ребятам пройти образовательный курс, познакомиться с ключевыми понятиями экологии, узнать об основных экологических проблемах и возможности их решения, разработать собственные экологические проекты в соответствии с возрастной категорией, которые помогут привлечь внимание общественности к экологическим проблемам и популяризовать среди молодежи экологичный образ жизни.
Всероссийская акция «Экодежурный по стране»: ежегодное мероприятие экологического направления РДШ, которое проходит два раза в год: весной и осенью. Участники акции собственными силами организуют уборку территорий, посадку деревьев, реализуют собственные экологические инициативы в творческом формате (см. рис. 1)
Рис. 1. Обучающиеся лицея участвуют в акции «Экодежурный по стране»
Всероссийский фотофестиваль «Фокус»: ежегодный фотофестиваль, который Экологическое направление Российского движения школьников реализует совместно с Общероссийским фестивалем природы «Первозданная Россия». Участникам фестиваля предоставляется возможность выбрать одну из номинаций и представить на конкурс свою фотографию, в которой нашли отражение красота и неповторимые особенности флоры и фауны России. Работы победителей фестиваля участвуют в ежегодной выставке Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия».
Для того чтобы во всех перечисленных мероприятиях школьники приняли активное участие, советник директора по воспитательной работе должен провести достаточно объемную работу как с обучающимися и их родителями, так и с учителями. Деятельность с каждой из обозначенных групп имеет свою специфику, а роль советника заключается в том, чтобы каждое мероприятие вызвало интерес как можно у большего числа участников образовательного процесса.
При формировании личности, которая будет соответствовать запросам государства и общества, необходимо правильно расставить приоритеты и четко понимать свою задачу. Если рассматривать школу, как отдельную ячейку общества, где фундамент — это советник, то первая трудность, с которой столкнется советник — понять, с кем необходимо начать работать, чтобы добиться результата.
За время нахождения в роли советника по воспитанию наработан определенный опыт, которым хотелось бы поделиться. Для того чтобы мероприятия, предлагаемые РДШ, не стали очередной строчкой в отчете, а действительно принесли пользу обучающимся, советник должен в первую очередь выстроить систему взаимодействия с классными руководителями. Любой классный руководитель не только хорошо знает своих учеников, но и знаком с их родителями, из числа которых он при желании сможет выделить наиболее инициативных и заинтересованных. Эта группа родителей должна составить так называемый актив класса, с которым в дальнейшем и будет взаимодействовать советник директора с целью вовлечения обучающихся в мероприятия.
Родительский актив можно рассматривать как своеобразную опору в начале пути для советника. Затем уже на проводимых мероприятиях советник начинает выстраивать более тесные контакты с этими родителями, а в дальнейшем эти родители уже сами могут взаимодействовать с другими родителями, «хвалиться» успехами своих детей, тем самым создавать «здоровую» конкуренцию и мотивировать других родителей для участия в тех или иных акциях или конкурсах. Таким образом, начав свою работу с группой перспективных родителей, в дальнейшем советник сможет заинтересовать весь родительский контингент. На наш взгляд, создав необходимые условия для работы с родителями, можно таким образом добиться успеха и во взаимодействии ребенок-родитель.
Следующий этап работы — это помощь родителям и детям в реализации тех или иных проектах, через прямое общение в мессенджерах и социальных сетях. Необходимым условием такой работы является обязательная публичная фиксация успехов детей. Это могут быть классные уголки, стенд РДШ, реклама в соцсетях (Телеграмм, ВКонтакте). А может быть и что-то более масштабное. Например, в нашей образовательной организации — это традиционный праздник «Виват Лицей», в рамках которого происходит чествование не только лучших детей, но и лучших родителей.
Таким образом, модель работы с родителями можно представить в виде трех этапов: на 1 этапе советник отбирает актив родителей, на 2-ом — работает с этим активом и помогает добиться успеха, а на 3-ем — уже родители начинают работать с советником. Данная схема хорошо зарекомендовала себя на практике, особенно при реализации акций и мероприятий экологической направленности в рамках реализации направления «Гражданская активность» РДШ.
Литература:
- Акимов И. Школьники найдут себе занятие: проекты РДШ в 2021 году. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2021/12/24/14351431.shtml
- Куранина Н. Российское движение школьников. Современный феномен воспитания. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ug.ru/rossijskoe-dvizhenie-shkolnikov-sovremennyj-fenomen-vospitaniya/
- «РДШ» в школе. Методическое пособие // Авторы-составители: Белорыбкина Е. А., Головин Б. Н., Горбенко И. А., Гусев А. А., Долина Н. Н., Епов Д. В., Леванова Е. А., Петрина З. И., Пушкарева Т. В., Прутченков А. С., Родионова Е. Г., Телушкин М. В., Фришман И. И. /– Москва: 2018. — 76 с.
- Соловьева К. Советники директоров по воспитанию: новая должность в российских школах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/news/sovetniki-direktorov-po-vospitaniyu-novaya-dolzhnost-v-rossiyskikh-shkolakh
- Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40137