Одной из основных задач современного образования выступает воспитание нового поколения людей, умеющих ответственно подходить к сбережению экологического многообразия. В школе этот процесс строится через воспитание экологической культуры обучающихся.
Существует множество трактовок понятия «экологическая культура». Например, Андреев М. Д. в своих работах выделяет следующие признаки экологической культуры:
— экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;
— умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;
— способность видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения и т. д. [1]
Интересен подход Б. Риордана, который в экологической культуре на первое место ставит отношение к природе, а затем к человеку, которого он также считает частью природы [6].
Рассматривать экологическую культуру как совокупность развитых с точки зрения экологии сознания, эмоционально-психической сферы и имеющей научное обоснование практической деятельности предлагали отечественные ученые: Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский и Н. В. Шкарбан, Е. С. Пекер, А. А. Мелькунов, Г. Хефлинг, Г. Н. Любарский.
Подход, при котором экологическая культура рассматривается как формируемое качество личности, можно обнаружить в трудах Глазачева С. Н., Кашлева С. С. [3].
В современном образовании существует несколько подходов, направленных на формирование устойчивого интереса к экологической культуре.
Аксиологический подход демонстрирует основные пути взаимодействия человека и природы в свете реализации ценностей устойчивого развития.
Культурологический подход приобщает обучающихся к мировым и отечественным экологическим традициям через изучение реальных объектов природы, культурных событий, произведений искусств.
Личностно-деятельностный подход способствует приобретению школьниками субъектного опыта при изучении и решении экологических проблем.
Коэволюционный подход учит партнерским взаимоотношениям в системе «человек — природа», рассматривает экономическую деятельность человека через призму экологического императива.
Начиная с 2022 года, российские школы начали переход на ФГОС третьего поколения. В обновленном стандарте предусматривается, что экологическая культура является неотъемлемым элементом образовательного процесса на всех уровнях образования. За период получения общего образования школьникам предоставляется возможность принять участие в работе экологических отрядов, повысить уровень экологической грамотности, освоить правила безопасного поведения в природе и здорового образа жизни, научиться давать оценку экологическим проблемам.
В результате освоения основной образовательной программы обучающийся получит «приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения» [5].
Процесс формирования экологической культуры среди обучающихся МБОУ «СОШ № 47» проходит с учетом обновленных ФГОС и включает в себя как традиционные формы работы, так и направления, учитывающие экологические особенности региона в котором расположена образовательная организация. Проведенный среди обучающихся 8-х — 11-х классов опрос на знание основ экологической культуры, помог выявить наиболее проблемные области и наметить основные направления работы в сфере реализации экологического образования (см. рис.1.)
Рис. 1. Проблемные области формирования экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47»
На одном из первых мест среди традиционных форм формирования экологической культуры школьников выступает метод проектов. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобрести метапредметные знания, практические навыки научной деятельности, раскрыть свой творческий потенциал и самое главное провести исследование экологических проблем и в некоторых случаях возможно предложить свои варианты их решения.
Ежегодно обучающиеся седьмых классов участвуют в региональном исследовании качества образования в форме выполнения и защиты индивидуального проекта. Проведенный анализ тем проектов, выполненных школьниками в текущем году, показал, что 46 % работ так или иначе отражают экологическую тематику в разных учебных предметах: биология, история, обществознание, география, финансовая грамотность, технология. Среди наиболее интересных проектов можно отметить работы, направленные на исследование качества воды в родниках поселков Гончарка и Станционный, расчет стоимости бутилированной воды, творческие проекты, связанные с ресайклингом.
В начальной школе хорошо себя зарекомендовал метод макетирования и моделирования. При изготовлении макета или модели школьники описывают, сравнивают, рассказывают о разных явлениях и объектах природы, рассуждают, пополняя словарный запас. Метод макетирования и моделирования позволяет детям в своей работе использовать природные материалы, а также найти новое применение уже привычным вещам — пластиковым и стеклянным бутылкам, крышкам, текстильным изделиям.
Работа с различными материалами по фактуре, качеству и форме создает благоприятные условия для сенсорного развития обучающихся начальной школы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук [2].
Одним из перспективных направлений экологического образования в МБОУ «СОШ № 47» сегодня выступает взаимодействие с социальными учреждениями города, в частности с Троицким краеведческим музеем. Проводимые сотрудниками музея археологические мастер-классы знакомят школьников с историческими периодами, такими как каменный, бронзовый и железный века и одновременно дают представление о том, сколько времени разлагаются разные материалы в земле. За время урока школьники усваивают такие понятия как, «полевая археология», «археологический раскоп», «бровка», «квадраты», «зачистка». На примерах артефактов, обнаруженных в раскопах, ученики могут увидеть, как выглядит бронзовый наконечник кочевников Южного Урала бронзового века, насколько хорошо сохраняется бутылочное стекло XIX века, полиэтиленовый пакет и пластиковая бутылка 50-летней давности. Такие занятия наглядно показывают школьникам последствия человеческой деятельности, которая всегда оставляет след — и хорошо, если этот след положительный.
Еще одно из интересных направлений экологического образования в МБОУ «СОШ № 47» реализуется в рамках уроков биологии. Эта форма проведения занятия уходит своими корнями в так называемое обучение «на природе» и представляет собой палеонтологическую экскурсию, специально разработанную в рамках предмета «биология» под названием «Троицк палеонтологический». Согласно исторической справке в начале пермского геологического периода на месте Троицка было Уральское море, остатки которого можно разглядеть в меловых отложениях в двух районах города. В ходе проведения такой экскурсии школьники знакомятся с фрагментами песчаника, с окаменевшими фрагментами листьев папоротников и трилобитами. Такие занятия помогают преодолеть межпредметную разобщенность знаний обучающихся, соединить теорию с практикой.
Деятельностный аспект формирования экологической культуры формируется через специально организованные практики, например такие как участие школьников МБОУ «СОШ № 47» в субботниках по расчистке родника в п. Гончарка. По личной инициативе школьники следят за состоянием источника родниковой воды в п. Гончарка и два раза в год организовывают субботники по уборке территории, прилегающей к роднику.
Формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде в процессе образования — это не только и не столько овладение системой знаний по основным вопросам сохранения окружающей среды. Это система навыков и умений, осознанного потребления — явления, набирающего обороты в современном мире. Но настоящая осознанность невозможна без практического понимания того, что действия человека могут как разрушать окружающий мир, так и сохранять его.
Литература:
- Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 7. — С. 143–145;
- Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 169–171.
- Глазачев С. Н., Кашлев С. С. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования // Народная асвета. 2005. № 2. С.33–37
- Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С. 38.
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
- Риордан Б. Познавая наш путь в будущее // Приоритеты современной педагогики. М., 1993. С. 29–53.