На сегодняшний день экологическое образование стало неотъемлемой частью педагогической теории и практики. Любые процессы и явления, которые происходят в современном мире, не могут обойти стороной сферу экологии. Быстрые темпы роста населения планеты создают проблемы по его обеспечению продуктами питания, для развития промышленной сферы требуется необходимое сырье и возникают проблемы с утилизацией отходов, любое производство нуждается в источниках энергии, что может создать нагрузку на окружающую среду и т. д.
В конце XX века человечество все яснее начало осознавать негативные последствия своей деятельности на планете. Главной причиной такой ситуации является экологическое невежество человечества и неумение спрогнозировать результаты своего вторжения в природу. По этой причине многие международные правительственные и неправительственные экологические организации обозначили проблему необходимости просвещения и образования жителей планеты в области экологии.
В основе отечественной системы образования лежат федеральные государственные стандарты, согласно которым на этапе начального общего образования предусмотрена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни [7]. В Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области указывается, что «на этапе начального общего образования необходимо обеспечить установление первоначального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды региона [1]. Таким образом, начальной школе отводится достаточно важная роль в сфере экологического образования. За период прохождения программы начального общего образования обучающийся должен усвоить экологически безопасные нормы поведения и научиться сопереживать объектам природы. Это достигается при помощи игровых и обучающих развивающих ситуаций, например, таких, как сюжетно-ролевые игры, творчество, наблюдение и контакты с объектами животного и растительного мира, проведение экспериментов, чтение книг, просмотр обучающих фильмов и т. д.
Весь объем работы учителя начальных классов в сфере экологического образования можно разделить на два основных направления — урочная и внеурочная деятельность. Каждая из этих форм занятий имеет свои особенности, требует обязательной подготовки, а общим для всех выступает процесс взаимного сотрудничества детей и педагога с природными объектами.
Начинать знакомство с экологическими темами лучше всего с изучения родного края, его климата и природных объектов. Здесь как нельзя лучше работает принцип «от близкого — к далекому, от родного города, края — ко всей стране, к другим странам и континентам» [2].
Процесс формирования экологических знаний начинается с 1 класса. В подготовительный период на уроках обучения грамоте школьники знакомятся со схемой, отражающей причины исчезновения с лица земли многих видов животных и растений. Работа со схемой позволяет ребятам самостоятельно прийти к выводу о хрупкости и беззащитности природы.
В букварный период ученики получают информацию о насекомых, птицах, грибах, диких и домашних животных. Школьники знакомятся с текстами экологического содержания, решают проблемные экологические задачи, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, узнают о пользе грибов не только для человека, но и для леса [4].
На уроках русского языка на примере изучения словарных слов, связанных с природой, детям предлагается продемонстрировать свои знания об объектах природы и установить между ними природные связи, например цепочки питания: пшеница — мышь — лисица [5]. Такая работа позволяет детям лучше запомнить написание словарных слов и положительно отражается на их грамотности.
Уроки математики также можно использовать для развития экологических знаний. Например, предложить ученикам решить задачи с природными объектами: «Один муравей несет веточку, а в это время к нему спешит другой на помощь. Сколько всего муравьев несут веточку?». Решение таких задач очень полезно сопровождать беседой о том, почему нельзя разорять муравейники.
Большой потенциал в области экологического образования содержат в себе уроки литературного чтения. О тесной взаимосвязи природы и поэзии говорил советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский, который считал, что кто с детства был глух к природе, кто в детские годы не подобрал птенца, выпавшего из гнезда, кто для себя не открыл красоты весенней первой травы, к тому с трудом потом достучится чувство поэзии, чувство прекрасного, а может даже и простая человечность [6].
Через знакомство с художественными произведениями дети начинают лучше понимать и чувствовать природу и окружающий мир. Изучение творчества русских поэтов помогает школьникам увидеть особенности красоты родной природы, развить эстетические чувства.
При организации экологического образования младших школьников внеурочная деятельность может выступать как дополнение к урочной форме занятий, так и выступать в качестве самостоятельного направления.
С 1 сентября 2021 года в рамках программы внеурочной деятельности для первых классов был включен курс «Практическая экология для младших школьников. Экология, окружающий мир и человек», состоящий из 22 занятий по практической экологии с краеведческим содержанием. Задания для школьников разработаны с учетом природных особенностей Челябинской области, что позволяет первоклассникам лучше узнать растительный и животный мир родного края (см. рис. 1.)
Рис. 1. Выполнение практических заданий по экологии в 1-ом классе
Вне стен школы одной из наиболее эффективных форм работы, содержащей в себе большой воспитательный и образовательный потенциал, являются экскурсии. Непосредственное общение детей с природой дает хорошую возможность как для наблюдения за явлениями природы, так и для проявления активной деятельности в ней. Лучше всего экскурсии проводить в период, когда в природе происходят наиболее яркие и заметные изменения: смена времен года, интересные природные явления, особенности поведения птиц, животных, насекомых.
Особый интерес вызывает у школьников участие в специально организованных акциях, связанных с экологической темой. Такой вид деятельности может преследовать сразу несколько целей: от чисто познавательных и воспитательных до участия в решении конкретных проблем. Сбор макулатуры, изготовление кормушек, субботники, высадка деревьев, благоустройство пришкольной территории — все это формирует у детей чувство сопричастности к сохранению природы и решению экологических проблем. Некоторые мероприятия проводятся с целью обратить внимание детей на остроту тех или иных экологических проблем. Например, основная идея акции «Голубая лента — 2022» — воспитать у детей бережное отношение к сохранению водных ресурсов, необходимость водосбережения (см. рис. 2)
Рис. 2. Проведение акции «Голубая лента-2022»
Таким образом, реализация Концепции непрерывного экологического образования в начальной школе проходит по двум основным направлениям: урочная и внеурочная деятельность. Основная цель экологического образования среди обучающихся начального звена — это формирование основ экологической культуры и получение практического опыта взаимодействия с окружающей средой. От того насколько сегодня высоки уровень и качество экологического образования в младшей школе напрямую зависит способность нынешних первоклассников стать в будущем экологически ответственными работниками в разных сферах деятельности.
Литература:
- Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
- Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания окружающего мира в начальной школе: учеб. пособ. / Н. М. Конышева. — М.: Ассоциация, 2017. — 200 с.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы Пособие для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2012. — 223 с.
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Проверим себя. Тетрадь для 1 класса начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2021. — 48 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский.-М: Концептуал, 2016. — 64 с.
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru