Основные направления работы учителя начальных классов по реализации Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ермолаева, М. М. Основные направления работы учителя начальных классов по реализации Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области / М. М. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96206/ (дата обращения: 15.11.2024).



На сегодняшний день экологическое образование стало неотъемлемой частью педагогической теории и практики. Любые процессы и явления, которые происходят в современном мире, не могут обойти стороной сферу экологии. Быстрые темпы роста населения планеты создают проблемы по его обеспечению продуктами питания, для развития промышленной сферы требуется необходимое сырье и возникают проблемы с утилизацией отходов, любое производство нуждается в источниках энергии, что может создать нагрузку на окружающую среду и т. д.

В конце XX века человечество все яснее начало осознавать негативные последствия своей деятельности на планете. Главной причиной такой ситуации является экологическое невежество человечества и неумение спрогнозировать результаты своего вторжения в природу. По этой причине многие международные правительственные и неправительственные экологические организации обозначили проблему необходимости просвещения и образования жителей планеты в области экологии.

В основе отечественной системы образования лежат федеральные государственные стандарты, согласно которым на этапе начального общего образования предусмотрена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни [7]. В Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области указывается, что «на этапе начального общего образования необходимо обеспечить установление первоначального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды региона [1]. Таким образом, начальной школе отводится достаточно важная роль в сфере экологического образования. За период прохождения программы начального общего образования обучающийся должен усвоить экологически безопасные нормы поведения и научиться сопереживать объектам природы. Это достигается при помощи игровых и обучающих развивающих ситуаций, например, таких, как сюжетно-ролевые игры, творчество, наблюдение и контакты с объектами животного и растительного мира, проведение экспериментов, чтение книг, просмотр обучающих фильмов и т. д.

Весь объем работы учителя начальных классов в сфере экологического образования можно разделить на два основных направления — урочная и внеурочная деятельность. Каждая из этих форм занятий имеет свои особенности, требует обязательной подготовки, а общим для всех выступает процесс взаимного сотрудничества детей и педагога с природными объектами.

Начинать знакомство с экологическими темами лучше всего с изучения родного края, его климата и природных объектов. Здесь как нельзя лучше работает принцип «от близкого — к далекому, от родного города, края — ко всей стране, к другим странам и континентам» [2].

Процесс формирования экологических знаний начинается с 1 класса. В подготовительный период на уроках обучения грамоте школьники знакомятся со схемой, отражающей причины исчезновения с лица земли многих видов животных и растений. Работа со схемой позволяет ребятам самостоятельно прийти к выводу о хрупкости и беззащитности природы.

В букварный период ученики получают информацию о насекомых, птицах, грибах, диких и домашних животных. Школьники знакомятся с текстами экологического содержания, решают проблемные экологические задачи, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, узнают о пользе грибов не только для человека, но и для леса [4].

На уроках русского языка на примере изучения словарных слов, связанных с природой, детям предлагается продемонстрировать свои знания об объектах природы и установить между ними природные связи, например цепочки питания: пшеница — мышь — лисица [5]. Такая работа позволяет детям лучше запомнить написание словарных слов и положительно отражается на их грамотности.

Уроки математики также можно использовать для развития экологических знаний. Например, предложить ученикам решить задачи с природными объектами: «Один муравей несет веточку, а в это время к нему спешит другой на помощь. Сколько всего муравьев несут веточку?». Решение таких задач очень полезно сопровождать беседой о том, почему нельзя разорять муравейники.

Большой потенциал в области экологического образования содержат в себе уроки литературного чтения. О тесной взаимосвязи природы и поэзии говорил советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский, который считал, что кто с детства был глух к природе, кто в детские годы не подобрал птенца, выпавшего из гнезда, кто для себя не открыл красоты весенней первой травы, к тому с трудом потом достучится чувство поэзии, чувство прекрасного, а может даже и простая человечность [6].

Через знакомство с художественными произведениями дети начинают лучше понимать и чувствовать природу и окружающий мир. Изучение творчества русских поэтов помогает школьникам увидеть особенности красоты родной природы, развить эстетические чувства.

При организации экологического образования младших школьников внеурочная деятельность может выступать как дополнение к урочной форме занятий, так и выступать в качестве самостоятельного направления.

С 1 сентября 2021 года в рамках программы внеурочной деятельности для первых классов был включен курс «Практическая экология для младших школьников. Экология, окружающий мир и человек», состоящий из 22 занятий по практической экологии с краеведческим содержанием. Задания для школьников разработаны с учетом природных особенностей Челябинской области, что позволяет первоклассникам лучше узнать растительный и животный мир родного края (см. рис. 1.)

Выполнение практических заданий по экологии в 1-ом классе

Рис. 1. Выполнение практических заданий по экологии в 1-ом классе

Вне стен школы одной из наиболее эффективных форм работы, содержащей в себе большой воспитательный и образовательный потенциал, являются экскурсии. Непосредственное общение детей с природой дает хорошую возможность как для наблюдения за явлениями природы, так и для проявления активной деятельности в ней. Лучше всего экскурсии проводить в период, когда в природе происходят наиболее яркие и заметные изменения: смена времен года, интересные природные явления, особенности поведения птиц, животных, насекомых.

Особый интерес вызывает у школьников участие в специально организованных акциях, связанных с экологической темой. Такой вид деятельности может преследовать сразу несколько целей: от чисто познавательных и воспитательных до участия в решении конкретных проблем. Сбор макулатуры, изготовление кормушек, субботники, высадка деревьев, благоустройство пришкольной территории — все это формирует у детей чувство сопричастности к сохранению природы и решению экологических проблем. Некоторые мероприятия проводятся с целью обратить внимание детей на остроту тех или иных экологических проблем. Например, основная идея акции «Голубая лента — 2022» — воспитать у детей бережное отношение к сохранению водных ресурсов, необходимость водосбережения (см. рис. 2)

Проведение акции «Голубая лента-2022»

Рис. 2. Проведение акции «Голубая лента-2022»

Таким образом, реализация Концепции непрерывного экологического образования в начальной школе проходит по двум основным направлениям: урочная и внеурочная деятельность. Основная цель экологического образования среди обучающихся начального звена — это формирование основ экологической культуры и получение практического опыта взаимодействия с окружающей средой. От того насколько сегодня высоки уровень и качество экологического образования в младшей школе напрямую зависит способность нынешних первоклассников стать в будущем экологически ответственными работниками в разных сферах деятельности.

Литература:

  1. Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
  2. Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания окружающего мира в начальной школе: учеб. пособ. / Н. М. Конышева. — М.: Ассоциация, 2017. — 200 с.
  3. Плешаков А. А. Зеленые страницы Пособие для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2012. — 223 с.
  4. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Проверим себя. Тетрадь для 1 класса начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2021. — 48 с.
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский.-М: Концептуал, 2016. — 64 с.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, внеурочная деятельность, начальное общее образование, природа, начальная школа, непрерывное экологическое образование, практическая экология, родной край, Челябинская область, экологическая культура.


Похожие статьи

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по повышению качества образования в ДОО

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога: анализ профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений города Арзамаса

Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Поликультурное воспитание в системе муниципальной оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Похожие статьи

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по повышению качества образования в ДОО

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога: анализ профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений города Арзамаса

Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Поликультурное воспитание в системе муниципальной оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Задать вопрос