Реализация концепции непрерывного экологического образования на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глебова, И. А. Реализация концепции непрерывного экологического образования на уроках иностранного языка / И. А. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96219/ (дата обращения: 24.11.2024).



Природа и человек всегда были связаны на протяжении всей своей истории. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что на современном этапе взаимоотношения человека с природой можно охарактеризовать как глобальную экологическую катастрофу.

В современном образовательном процессе вопросам экологии уделяется достаточно много времени, в подтверждении чего достаточно обратиться к содержанию федеральных образовательных стандартов. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование в той или иной степени обязательно обращают внимание на экологическое образование и воспитание. Такое акцентирование внимания на теме экологии в общеобразовательных организациях продиктовано не только модными трендами, а неотложной необходимостью срочно менять ситуацию в сфере экологии в нашей стране. Для современного поколения школьников экологические знания должны стать необходимостью, в противном случае полноценное существование человека в мире может оказаться под вопросом.

За последнее время в отечественной системе образования наметилась достаточно устойчивая тенденция заострения внимания на вопросах экологии. При этом можно отметить два основных направления данной тенденции: развитие экологического образования, направленного на непосредственное усвоение экологических знаний, и экологизация образовательной системы в целом, при которой происходит активное проникновение экологических идей, принципов и подходов в отдельные учебные предметы. Каждая образовательная организация самостоятельно выбирает направление работы в сфере экологического образования в зависимости от своих возможностей и принципов организации образовательного процесса. Если введение в учебный план отдельного предмета «экология» требует для его преподавания дополнительных часов и специальной подготовки учителей, то изучение отдельных тем, связанных с экологией, в рамках учебных предметов не накладывает на преподавателей большой дополнительной нагрузки.

Тенденция экологизации учебных предметов сегодня наблюдается и в нашей стране, и за рубежом. Несмотря на ряд трудностей в реализации экологического образования, необходимость включения экологической тематики во все учебные программы как гуманитарной, так и естественно-научной направленности сегодня признается единогласно практически всеми учеными. Это значит, что экологическое образование должно охватить все ступени образования и проникнуть во все учебные предметы от физики и математики до географии, литературы и иностранного языка. Сегодня все большее число представителей системы образования начинают осознавать, что проблему формирования экологической культуры обучающихся невозможно решить в рамках отдельного предмета, она требует комплексного подхода, то есть участия всех учебных дисциплин.

Таким образом, с уверенностью можно говорить о том, что экологическое образование в ближайшее время должно стать обязательным компонентом общеобразовательной подготовки обучающихся, в том числе и составляющей отдельных учебных предметов и в частности, иностранного языка.

Иностранный язык в качестве школьного учебного предмета содержит в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Учитывая тот факт, что любой язык прежде всего — это средство общения, его изучение открывает широкое поле возможностей в плане экологического воспитания и образования. Изучение иностранного языка как нельзя лучше позволяет донести до обучающихся идею о сохранении природы не только в отдельно взятой стране, но и на планете в целом. Знание иностранного языка позволяет глубже и всесторонне изучить экологические проблемы, особенно те, которые имеют всеобщий характер, обсудить с представителями других стран и наций опыт решения подобных проблем, поделиться полезной информацией.

Осознание того, что экологические катастрофы приобрели сегодня общечеловеческий характер, а их предотвращение требует международного сотрудничества и консолидации всех прогрессивных сил, может послужить хорошим стимулом и мотивацией для изучения иностранных языков.

В современном мире движение за охрану окружающей среды с каждым годом насчитывает все больше участников, и не последнюю роль в этой деятельности играют дети. Например, широкую известность приобрела речь шведской школьницы на конференции ООН по изменению климата в 2018 году. Ее выступление получило широкий отклик во всем мире, так как озвученные ею проблемы сегодня остро волнуют подрастающее поколение. Таким образом, знание иностранного языка сегодня выступает одним из важных показателей полноценного экологического образования, и школе в данном процессе отводится особая роль.

Метапредметный характер преподавания иностранного языка в школе подтверждает тот факт, что, к примеру во всех УМК по английскому языку есть темы природы, защиты окружающей среды, экологических проблем, описание флоры и фауны разных стран. Разнообразие и глубина представленности экологической проблематики зависит от уровня образования (см. рис. 1).

Обучающиеся 2–4 классов учатся обращать внимание на необходимость заботиться о братьях наших меньших. Читая короткие тексты о домашних животных, запоминая слова, которые помогают описать питомца, рассказать о нем, обучающиеся учатся бережному отношению к окружающему их миру.

В 5–6 классе больше внимания уделяется животным дикой природы. На этом же этапе при ознакомлении с природными явлениями на английском языке у обучающихся формируется понимание окружающей природы как ценности.

Изучение темы «Погода» с помощью английских идиом в 8-м классе

Рис. 1. Изучение темы «Погода» с помощью английских идиом в 8-м классе

В 7-ом классе больше внимания уделяется проблеме защиты окружающей среды. Часто при изучении модальных глаголов формируется понимание, что мы должны и что мы можем сделать для сохранения баланса человека и природы. Одной из целей уроков этой темы является: формирование у школьников социально-экологической нравственности.

Одним из эффективных способов расширения словарного запаса у обучающихся 2–7-х классов по экологической тематике является разучивание стихов, песен, пословиц, разгадывание загадок и кроссвордов. Одна из основных задач, которую учитель ставит перед собой в первые годы изучения школьниками иностранного языка, прививать детям любовь к природе и пробудить в них желание заботиться о животным и пернатых.

В 8-м классе у обучающихся формируется понятие здоровья человека как ценности. Человек рассматривается как неотъемлемая часть окружающего мира и его здоровье в качестве фактора успешного взаимодействия с природой.

Девятиклассники на уроках английского языка знакомятся с природными катаклизмами, их причиной и последствиями. При изучении темы и создании творческих и проектных работ обучающиеся должны прийти к выводу, что при нарушении баланса с окружающим миром, происходят явления опасные для жизни человека.

В 10-м классе происходит знакомство с экологическими традициями разных стран. Государственные эмблемы с изображением животных и растений этих стран — хороший повод для ознакомления с фауной и флорой типичными для данной местности. Информация о всемирных организациях по защите окружающей среды формирует чувство сопричастности к общей экологической деятельности.

В 11-м классе подводятся итоги изученного материала по теме «Экология». У выпускников должно быть сформировано понятие природы как ценности и их роли в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, включение экологических тем в уроки иностранного языка способствуют:

во-первых, совершенствованию обучающимися своих языковых навыков;

во-вторых, формированию экологической культуры и экологического мышления обучающихся;

в-третьих, повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Учитывая тот факт, что актуальность тем, связанных с экологическими проблемами в настоящее время не снижается, а интерес к вопросам сохранения окружающей среды постоянно возрастает, с большой долей уверенности можно предположить — желание овладеть иностранным языком как средством общения и получения дополнительной информации у обучающихся будет только увеличиваться.

Существующие на сегодняшний день учебно-методические комплексы по иностранным языкам позволяют утверждать, что объем и содержание представленного в них материала по экологической тематике способствуют формированию у школьников экологической ответственности и внимательного отношения к окружающей среде.

Литература:

  1. Бикеева А. С. Экологическая минутка на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 5. — с. 60.
  2. Зеня Л. Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 4. — с. 30.
  3. Программа курса «Английский язык. 5–9 классы» / авт.-сост. Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.- 104 с.
  4. Программа курса английского языка к УМК «Английский язык» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Москва: Русское слово, 2014. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, окружающая среда, экологическое образование, английский язык, изучение, обучающийся, окружающий мир, экологическая тематика, отдельный предмет, средство общения.


Задать вопрос