Особенности преподавания предмета «Физика» с учетом экологической составляющей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Филиппова, В. В. Особенности преподавания предмета «Физика» с учетом экологической составляющей / В. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96220/ (дата обращения: 24.11.2024).



Сформировать у современных школьников полноценную естественно-научную картину мира невозможно без изучения экологических проблем.

Парниковый эффект, глобальные изменения климата, повышение уровня мирового океана, озоновые дыры — вот далеко неполный перечень глобальных экологических проблем, в основе которых лежат физические законы. Любой современный человек должен уметь анализировать экологические проблемы, определять их причины и прогнозировать последствия, но для этого необходимо обладать определенным набором знаний, в частности, в такой области, как физика.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования при изучении предметной области «естественнонаучные предметы» предусматривают рассмотрение экологических тем. В частности, при изучении физики в основной школе предметные области должны отражать «осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф», «формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды». В средней школе курс физики на углубленном уровне нацелен на формирование у обучающихся «умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности».

Сегодня школьными программами курса физики предусмотрено, что при изучении непосредственно, физики обучающиеся параллельно рассматривают и экологические темы, например, такие как взаимосвязь природы и общества, источники загрязнения природной среды и их влияние на жизнь человека, проблемы охраны окружающей среды, альтернативные виды энергии, перспективы развития экономики с учетом экологических требований. Подобного симбиоза вполне можно достичь, не перегружая учебную программу по физике, а разбирая вопросы экологии с точки зрения изучаемого на уроках материала.

Например, при изучении некоторых физических величин рассмотреть экологическую составляющую ветра, шума, вибраций, различных излучений, природных процессов. Это позволяет школьникам глубже понимать природу различных явлений и их влияние на жизнь и здоровье человека, лучше анализировать причинно-следственные связи различных природных явлений, полнее оценивать экологические последствия экономических и технических решений, непродуманное вмешательство человека в природу. Для достижения наибольшего результативности от проведенного урока физики, в рамках которого рассматриваются экологические вопросы, необходимо учитывать экономические и природно-климатические условия своего региона. Такой подход позволяет при изучении тех или иных тем опираться не на общие рассуждения, а приводить конкретные и наглядные примеры, что положительно сказывается на усвоении материала и побуждает обучающихся еще раз задуматься о местных экологических проблемах.

В таблице 1 приведены примеры интеграции элементов экологии в процесс изучения физики с 7-го по 11-й класс с учетом региональных особенностей (см. табл. 1).

Таблица1

Рекомендуемые к рассмотрению экологические темы на уроках физики с учетом региональной специфики

Тема курса физики

Понятия и законы, изучаемые на уроках физики

Экологическая проблема

7 класс

Физика — наука о природе.

Определение «Физика»

Физические факторы прямо или косвенно воздействующие на жизнь и деятельность жителей Челябинской области.

Физические величины. Физические приборы.

Определение «Физическая величина»

Производство высокоточных средств измерения, контроля и регулирования технологических процессов, безопасных для общества и окружающей среды (история развития ОАО «Челябинский завод «ТЕПЛОПРИБОР»).

Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности

Научный метод познания

Роль физики в развитии промышленного комплекса региона: динамика развития региональной экономики. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Движение молекул

Броуновское движение. Диффузия

Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями области, вследствие диффузии. Опасность неправильного применения и хранения минеральных удобрений. Защита атмосферы, воды и почвы от загрязнения.

Взаимодействие молекул

Силы притяжения и отталкивания

Неблагоприятные воздействия промышленных отходов на водоплавающих птиц Челябинской области и их местообитание.

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

Агрегатное состояние вещества. Строение и особенности

Технологии производства стали на промышленных предприятиях Челябинской области.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Движение, система отсчета, траектория, пройденный путь перемещение, равномерное и неравномерное движение

Проблемы регулирования транспортных потоков в Челябинской области: перекресток магистральных путей России.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление.

Атмосферное давление.

Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе.

Архимедова сила

Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека.

Влияние погоды на самочувствие человека.

Давление колес большегрузных автомобилей на почву и дорожное покрытие автодорог Челябинской области.

Вес воздуха

Вес воздуха

Особенности распространения промышленных выбросов в регионе. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений в Челябинской области.

8 класс

Тепловые явления (тепловое движение теплопередача, плавление и отвердевание, испарение и конденсация).

Количество теплоты

Удельная теплоемкость

Удельная теплота плавления

Удельная теплота парообразования

Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы.

Тепличный эффект.

Проблема озонового экрана.

Влияние высоких температур на организм человека в горячих цехах промышленных предприятий Челябинской области; Антропогенный источник тепла — нарушение теплового баланса Челябинской области.

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пары

Оценка выбросов газообразных веществ кислотного характера в атмосферу как показателя загрязнения окружающей среды Челябинской области. Движение загрязненных воздушных масс.

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Двигатель внутреннего сгорания

Тепловые двигатели и их применение на автомобиле «Урал» ОАО «УралАЗ» г. Миасс.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

Магнитное поле Земли

Аномалии магнитного поля на территории Челябинской области: причины появления, воздействие их на здоровье человека.

9 класс

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость звука

Колебания. Резонанс

Особенности природного и искусственного шумового загрязнения в регионе.

Ультразвук и инфразвук

Шкала электромагнитных колебаний

Применение ультразвука в промышленности Челябинской области и для глубинной разведки горных пород.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле. Волна

Измерение физических факторов среды: освещенность, уровень шума, электромагнитное излучение (Уральская комплексная лаборатория промышленного и гражданского строительства).

10 класс

Основы МКТ

Температура, давление, влажность воздуха.

Основное уравнение молекулярно–кинетической теории.

Уравнение Менделеева–Клапейрона.

Законы Бойля–Мариотта, Гей–Люссака, Шарля.

Влияние загрязнения и состава атмосферы на состояние и жизнь человека и живых организмов.

Тепличный эффект.

Проблема озонового экрана.

Работа. Мощность. Энергия

Работа. Мощность. Энергия

Экологическая безопасность различных механизмов.

9, 11 классы

Атом и атомное ядро

Дефект массы ядра, энергия связи ядра, энергетический выход ядерной реакции.

Постулаты Бора.

Закон радиоактивного распада

Минеральные и энергетические ресурсы и использование их человеком.

Рациональное использование и охрана недр.

Использование новых источников энергии. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

Состав атомного ядра. Изотопы

Изотопы

Производство радиоактивных изотопов ФГУП «ПО «Маяк» г. Озерск.

Из материала, приведенного в таблице, видно, что многие темы, изучаемые на уроках физики тесным образом связаны с экологическими аспектами. По нашему мнению, такой комплексный подход к изучению физики с опорой на конкретные примеры и с учетом специфики региона проживания, не только расширяет их знания, но и повышает интерес к предмету. Мы уверены, что экологические знания, имеющие хорошую теоретическую базу из области физики, положительно скажутся на формировании у обучающихся экологического мышления, которое поможет им в будущем успешно решать задачи в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Литература:

  1. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работни-ков образования. — Челябинск: ЧИППКРО, 2013. — 164 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
  4. Физика. 7–9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник: учебно-методическое пособие/ Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017. — 86 с.
  5. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина. 10–11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М. Ю. Королев, Е. Б. Петрова. — М.: Просвещение, 2017. — 92 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Челябинская область, окружающая среда, здоровье человека, урок физики, атомное ядро, внутреннее сгорание, ненасыщенный пар, неравномерное движение, озоновый экран, тепличный эффект.


Похожие статьи

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Особенности преподавания дисциплин экологической направленности студентам-химикам

Особенности преподавания курса физики для лиц с нарушениями слуха

Особенности преподавания химии в классах химико-биологического профиля

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии

Похожие статьи

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Особенности преподавания дисциплин экологической направленности студентам-химикам

Особенности преподавания курса физики для лиц с нарушениями слуха

Особенности преподавания химии в классах химико-биологического профиля

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии

Задать вопрос