В статье рассматриваются аспекты экологического права, которые изучаются на уроках обществознания в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: экологическое право, нормативный правовой акт, обществознание, экологическая культура.
В современном обществе остро стоит вопрос использования, сохранения и возобновления природных ресурсов, таким образом, важной задачей современной школы является необходимость привить обучающимся умения оберегать и сохранять окружающую среду. На сегодняшний день на уроках обществознания необходимо уделять большое внимание развитию эколого-правовой культуры и экологической грамотности обучающихся. Подготовка школьников по экологической грамотности рассматривается, как необходимая часть образовательного процесса, следовательно, экологическое образование и воспитание эколого-правовой культуры обучающихся становится одной из наиважнейших задач, стоящих перед государством и школой, это важные инвестиции в будущее всего человечества. Современному поколению важно не только овладеть экологическими знаниями, но и ориентируясь на них выстраивать свои взаимоотношения с окружающей природой. Это поможет в будущем избежать разрушающего влияния на экологию и выстроить органичные отношения с окружающим миром. Добиться этого можно только сформировав поколение современных граждан обладающих высокой экологической культурой, новым типом эколого-правового мышления. И именно этому должна способствовать современная школа, давая школьникам необходимые знания в сфере экологического права.
Особая роль в развитии эколого-правовой культуры школьников принадлежит такому курсу, как обществознание, именно он дает возможность сформировать у обучающихся:
1) знания основных экологических прав и обязанностей граждан, норм и источников экологического права и овладеть базовыми понятиями;
2) знаниями видов экологических правонарушений и юридической ответственности за них;
3) знание правовых механизмов и социальных институтов в сфере экологических правоотношений как целостной системы;
4) применение знаний на практике в ситуациях связанных с отстаиванием своих конституционных прав и защитой окружающей среды.
Курс обществознания включает в себя основы экологических знаний на всех этапах изучения предмета, с 6 по 11 классы, но особенное внимание изучению экологического права отводится в среднем и старшем звене.
Формирование эколого-правовой культуры и экологического воспитания может осуществляться на разных этапах учебного занятия: при изучении нового материала, актуализации, рефлексии; на уроках первичного предъявления новых знаний, уроках первичного формирования первоначальных предметных навыков, уроках применения предметных знаний, умений, навыков, уроках обобщения и систематизации и научно -практических конференциях. Можно использовать различные методы и приемы: кейс-технологии, парацентрические технологии, проектную и технологию критического мышления, работой с понятийным аппаратом, выполнением эколого-правовых заданий, тестов, защита докладов и рефератов, написание сочинений и эссе, работа над экологическими проектами.
К примеру, при изучении темы: «Источники экологического права» учащиеся по группам работают с различными правовыми источниками: Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами РФ, международными договорами РФ, Федеративными договорами РФ, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и т. д. Такая работа необходима на уроках обществознания, т. к. работая непосредственно с документом, учащиеся могут самостоятельно выделить главное и наиболее существенное в материале, познакомится с основными экологическими правами и обязанностями, выявить примеры реализации экологических прав и обязанностей, сделать общие выводы и представить свою работу одноклассникам. Школьники с большим интересом работают с источниками экологического права, это помогает сформировать необходимые экологические знания, правовое мышление. Работа с правовыми источниками учит понимать язык юридического документа, воспитывает уважение к законам РФ и способствует формированию активной жизненной позиции и высокой правовой экологической культуры. но и в последующем уметь применять их на практике. А нахождение примеров реализации экологического права в реальной практике, способствует пониманию необходимости применения правовой нормы в жизни.
Экологическое право тесно связано с другими правами граждан, закрепленными в основном законе РФ — конституции, к таким правам мы можем отнести право на жизнь и здоровье человека. Оно регулирует общественные отношения человека и государства с окружающей средой. На уроках обществознания в 10 классе, в ходе изучения темы «Экологическое право» необходимо познакомить учащихся с экологическими правами и обязанностями граждан. Это можно сделать с помощью практической работы на основе Конституции Российской Федерации, целью которой будет проанализировать сущность эколого-правовых отношений и охарактеризовать экологические правоотношения. На первом этапе работы учащиеся ознакомиться со статьями основного закона государства, в которых закреплены экологические права и обязанности. Например: статья 9 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов…»; статья 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…»; статья 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» и т. д. На втором этапе необходимо расчертить таблицу и выделить в ней типы экологических прав и обязанностей, на третьем этапе учащиеся должны провести сравнительный анализ экологических правоотношений и привести соответствующие примеры.
Экологическое образование учащихся наиболее цельно формируется через проектную деятельность и участия в научно-практических конференциях. Можно использовать следующие темы для исследований в области экологического права: «Экологические тропы Южного Урала», «Альтернативные источники энергии», «Как дать вещам вторую жизнь», «Автомобиль — источник загрязнения атмосферы», «Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения» и т. д.
Уроки обществознания позволяют формировать у обучающихся, следующие умения: определять роль экологии в жизни человека и общества; понимать основные причины ухудшения экологической обстановки в мире; характеризовать проявления глобальной экологической проблемы и искать пути её решения; характеризовать основные экологические конституционные права и обязанности; приводить примеры реализации экологических прав; использовать в жизни юридические нормы. Необходимо отметить, что первые экологические знания учащиеся получают еще в начальной школе на уроках «Окружающего мира», такая преемственность способствует непрерывному эколого-правовому воспитанию и развитию экологической культуры школьников, начиная с первого класса.
Следовательно, организация эколого-правового образования и воспитания на уроках обществознания носит непрерывный и системный характер.
Но просто познакомить учащихся с основами экологического права мало, так как это не может обеспечить правосознание человека и сформировать бережное отношение к окружающему миру. Экологическая культура гражданина формируется с детского возраста и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса, начиная с начальной школы и успешно продолжается на протяжении всего курса изучения обществознания.
Таким образом, курс «Обществознание» играет важную роль в формировании экологической грамотности и правовой компетенции будущих поколений. Он способствует накоплению обществоведческого опыта, который позволяет сформировать активную жизненную позицию гражданина, стимулирует развитие эколого-правовой культуры, способствует усвоению основ эколого-правовых знаний.
Можно с уверенностью сказать, что эколого-правовая составляющая курса обществознания способствует становлению человека, как личности, формированию гражданской ответственности, позволяет обеспечить высокий уровень экологических знаний.
Литература:
- Конституция РФ. — М.: Проспект, 2021
- Дерябо С. Д., Ясвин В. П. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.
- Соболева О. Б. Обществознание 8 класс. — М.: Вентана –Граф, Просвещение, 2018
- Гринберг Р. С., Королева Г. Э., Соболева О.Б Обществознание 10 класс. — М.: Вентана –Граф, Просвещение, 2019
- Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва, «Русское слово», 2008.