Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.
И. Соколов-Микитов
Экологическим воспитанием необходимо начинать заниматься с раннего возраста. Наиболее важная задача учителей — это заложить в сознании обучающихся основную мысль о том, что планета Земля — наш общий дом. Поэтому о ней необходимо заботиться и беречь её.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры, которая направлена на развитие в личности по отношению к природе:
— нравственного и эстетического чувства;
— мотивов, определяющих деятельность и поведение;
— бережного отношения.
Наибольшее количество времени экологическому образованию в начальной школе уделяется на уроках чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии. На этих занятиях дети получают знания об объектах природы, мотивах охраны природы, учатся наблюдать и сравнивать состояние природы, слышать и видеть красоту природы.
Экологическое образование невозможно отделить от экологического воспитания, которое представляет собой непрерывный процесс развития личности. Экологическое образование и воспитание, прежде всего, направленны на формирование у обучающихся системы научных и практических знаний, правильных образцов поведения, ценностных ориентиров, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде.
Это важная задача не только для педагогов, но и для родителей. Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что экологические познания детей закрепляются, как правило, с помощью наглядных примеров в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
На наш взгляд лучший способ воспитания у детей настоящей любви к природе — это постоянная демонстрация примеров положительного отношения к природе со стороны своих родителей. Особенность организации внеурочной деятельности в младшей школе такова, что она не может проходить без участия родителей. Поэтому если в семье сложились правильные установки по отношению к окружающей среде, то и ребенок также будет проявлять любовь к природе и бережно относиться к ее дарам, осваивать соответствующие ресурсосберегающие технологии. Практическая включенность ребенка в экологическую работу выражается в посильной индивидуальной помощи миру природы и заботе о благополучии конкретных объектов природы.
Во внеурочной деятельности существует множество разных форм и методов работы с детьми в сфере экологического воспитания. Рассмотрим несколько примеров из опыта нашей работы.
Участие в конкурсах и олимпиадах по экологии
— Олимпиада эколята — ежегодная всероссийская олимпиада «Эколята — молодые защитники природы». Цель — выявление наиболее экологически грамотных учащихся, повышение естественнонаучной грамотности.
— Международная детско-юношеская премия «Экология — дело каждого» — это премия Росприроднадзора за интересные, нестандартные, креативные идеи, инициативы, выдающиеся проекты, посвященные сохранению окружающей среды, бережному отношению к природе, экологическому просвещению и популяризации экокультуры среди молодёжи в возрасте от 6 до 17 лет.
— Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Юный исследователь» (номинация «Экология»). Обучающиеся учатся практическим действиям по охране природы, развивая умственные способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (см. Рис. 1).
Рис. 1. Победители конкура «Юный исследователь»
Каждую зиму с наступлением холодов обучающиеся начальной школы активно проявляют заботу о птицах. Например, участники акции «Помоги братьям нашим меньшим» мастерят кормушки для птиц. Учащиеся осваивают специфику изготовления различных типов кормушек и правила их размещения. Особое внимание уделяется заготовке и использованию для подкормки птиц различных типов кормов (см. Рис. 2).
Рис. 2. Участники акции «Помоги братьям нашим меньшим»
В акции «Покорми птиц зимой» школьники осваивают основные технологии познания мира природы на практике. При проведении мероприятия расширяются представления детей о птицах, в условиях их жизни, закрепляются понятия о необходимости заботиться, о братьях наших меньших.
В течение учебного года в лицее практикуются выезды детей в «Лесную школу» (см. Рис. 3). Основная цель таких выездов не только здоровьесбережение детей, но и возможность пополнить знания обучающихся об особенностях природы родного края, сформировать умение ориентироваться на местности, искать взаимосвязи в природе, наблюдать за природными явлениями и приметами, воспитывать умение соблюдать основные правила охраны природы и её законы.
Рис. 3. Выезд обучающихся лицея в «Лесную школу»
Каждый год в лицее после окончания учебного года начинает свою работу школьный лагерь «Квантум». Основная идея организации летнего лагеря — дать возможность детям посмотреть на мир другими глазами. За время работы лагеря ребята участвуют в насыщенной экскурсионной программе и практико-ориентированных образовательных интенсивах, проходят обучение на занятиях разных направлений, знакомятся с основами экологического права, и познают азы экологической культуры.
Рис. 4. Открытие школьного лагеря «Квантум»
Еще одна из форм организации внеурочной деятельности в области экологического образования представляет собой практические занятия с использованием возможностей школьной библиотеки. В настоящее время школьные библиотеки постепенно уходят от функции простой выдачи книг и учебников, а постепенно становятся информационными центрами, ресурсы которых позволяют успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению. Поэтому посещение библиотек стали важным звеном в системе нашей внеклассной работы по экологическому воспитанию (см. Рис. 5).
Рис. 5. Занятия по экологическому воспитанию в школьной библиотеке
Экологическое воспитание детей остаётся одним из основных направлений внеклассной работы педагогов МОУ «МГМЛ». Используя различные формы и методы работы, мы стараемся подвести обучающихся к размышлению над экологическими проблемами, пробудить в детях неравнодушное отношение к окружающей природе.
Литература:
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2012. − № 2. — С. 4–15.
- Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире — 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. — С. 144–170.
- Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2006. − № 2. — С. 16–29.
- Международная детско-юношеская премия «Экология — дело каждого» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://экологияделокаждого.рф/.
- Первое Общественное Экологическое Телевидение — На Страже Экологии! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://1eco.tv/