В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: экологическая культура, живая природа, пейзаж, экологическое воспитание.
В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию обучающихся, целью которого является формирование экологической культуры школьников.
Под экологической культурой мы понимаем отношение ребенка к миру, к живой природе.
Что же входит в понятие «экологическая культура»? На наш взгляд, это восприятие и формирование отношения к окружающему миру. В этом процессе ребенок не сторонний наблюдатель, активный участник процесса. Нашей целью является вовлечение в такую деятельность, которая позволила бы ему стать таким деятельностным участником.
В настоящей статье мы хотели бы предложить опыт работы учителей изобразительного искусства по организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках ИЗО и внеурочной деятельности. На наш взгляд содержание уроков изобразительного искусства во многом способствует формированию таких умений, как:
— одухотворят живую и неживую природу;
— идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
— готовность сочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой,
— восхищаться красотой и многообразием природных форм;
— чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в своих работах.
Учащиеся в процессе такой деятельности дают оценку не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором отсутствует захватывающий сюжет, проявляют способность улавливать настроение, сопереживать. Таким образом происходит обогащение художественного восприятия. Это и есть ресурс для экологического воспитания, в котором именно восприятию уделяется особое внимание.
Сегодня экологическое воспитание в Челябинской области введено отдельным предметом на уровне начального общего образования, на уровне основного общего образования реализуется через курсы внеурочной деятельности.
Анализируя накопленный опыт, мы считаем, что в процесс формирования экологических знаний заложен большой потенциал развития экологического воспитания школьников.
В процессе переживания создаются определенные отношения, моральные оценки. Таким образом, на уроках изобразительного искусства необходимо дать ребенку ту основу для переживаний, которая впоследствии станет фундаментом восприятия окружающей действительности и сформируется правильная ее оценка.
Образ и форма, являясь понятиями абстрактными по своей природе, воспринимаются как единое целое, пережитое и изображенное в натюрморте, пейзаже, зарисовке животного. На таких уроках учащийся пытается осмыслить настроение окружающей его природы, а это в свою очередь помогает абстрагироваться от предметного образа и перейти к образу воображения.
Рис. 1. Тема «Пейзаж»
Рис. 2. Тема «Натюрморт»
В работах, непосредственно, связанных с изображением природы — пейзажи, натюрморты (Рис. 1, Рис. 2), зарисовки птиц и животных, изображение природных форм, воспринимается естественно, потому как сама тема дает почву для воображения, но и здесь мы видим в каждой работе отношение ученика к изображаемому (Рис. 3, Рис. 4).
Рис. 3. Тема «Монохромное рисование»
Рис. 4. Тема «Силуэт»
Изучение таких тем программы, как «Пропорция», «Форма», «Фактура» являются сложными для усвоения, так как в них отсутствует предметность, так близкая детям, и именно природная форма становится переходной от воображения к рисунку (Рис.5).
Рис. 5. Темы «Пропорции», «Форма», «Фактура»
На наших уроках знакомства с работой различными изобразительными материалами, а именно, углем, сангиной, сепией, пастелью, мы делаем акцент и подводим ребят к изображению именно природных форм (Рис.6).
Рис. 6. Тема «Знакомство с изобразительными материалами»
Как показывает наш опыт, в такой работе результат всегда выше, чем если бы мы изображали абстрактные предметы. Это связано еще и с психологическими особенностями детей, когда в 13–14 лет у них только начинает формироваться абстрактное мышление и изображение пространственных форм дается им с большим трудом, а природные формы являются преобладающими в окружающей жизни человека.
Если речь идет о декоративном рисовании, здесь также нельзя обойтись без объектов окружающей природы (Рис. 7).
Рис. 7. Тема «Декоративное рисование»
Во внеурочной деятельности, которая безусловно всесторонне обогащает опыт ребят, мы предложили учащимся поучаствовать в календарных выставках фотографий «Осень в моем дворе» и проекте «Моя Зима», где они могли проявить себя в литературном творчестве (Рис. 8, Рис. 9).
Рис. 8. Проект «Осень в моем дворе». Афиша и выставка работ
Рис. 9. Проект «Моя зима». Афиша и выставка творческих работ
Эти проекты не оставили равнодушным никого — ни самих участников работ, ни зрителей — обучающихся и учителей школы. А авторы подобных проектов получают возможность попробовать себя в ролях искусствоведов, экскурсоводов и хранителей бесценных сокровищ — своих шедевров. Кому же не хочется увидеть свои работы на выставке. Пусть это желание исполнится сначала в школе!
Таким образом, экологическая культура постигается через знание основных законов природы, необходимость считаться с ними, через воспитание чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде. Готовность почувствовать себя частью этого большого мира. Это и является конечной целью обучения изобразительному искусству в частности и образования в целом.
Литература:
- Булыко, А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А. Н. Булыко. — М.: Мартин, 2006. — 703 c.
- Ломов С. И. Искусство: Изобразительное искусство, 5 кл. В 2 ч.: учебник/С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. — 140 (4) с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. — 3-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2016. — 45, [2] с.; 22 см. — (Стандарты второго поколения); ISBN 978–5–09–038315–8: 3000 экз.
- Воспитание экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/vospitanie-ekologicheskoy-kulturi-uchaschihsya-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-3648613.html