В статье представлен краткий обзор применения космических технологий для мониторинга изменений экологической ситуации в лесных экосистемах.
Ключевые слова: дистанционное зондирование Земли, космические технологии, лесные экосистемы, экологический мониторинг.
Эксплуатация природы без должного контроля может привести к очень серьезным негативным последствиям, в связи с этим возникает большая необходимость во всестороннем анализе состояния биосферы с помощью глобального мониторинга.
В России вопросами мониторинга в целях обеспечения охраны окружающей среды, занимается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Мониторинг лесных экосистем — система наблюдения и оценки состояния, качественных и количественных характеристик лесов, пожаров, рекреационных территорий, лесохозяйственной деятельности.
Данный вид мониторинга имеет экономическое, экологическое, природоохранное, лесохозяйственное значение.
Цели и задачи мониторинга лесных экосистем
Проблема антропогенного влияния на окружающую среду и лесные экосистемы неуклонно растет. Причиной загрязнения всех сред продуктами техногенеза, снижения биоразнообразия, снижения растительного покрова все чаще служит именно деятельность человека. Усиливающееся с годами антропогенное воздействие на лесные экосистемы вызывает снижение их биологической устойчивости и может привести к деградации и даже полной уничтожению.
Данная ситуация привела к пониманию необходимости создания механизма, осуществляющего наблюдение и дальнейшую разработку методик оценки состояния и прогнозирования динамики изменения лесных экосистем во времени и пространстве.
Мониторинг леса организуется под руководством высшего органа управления лесного хозяйства — Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоза). Он делает возможным получение достоверной и актуальной информации о динамике лесного фонда [1].
Основными нормативными актами, регулирующими проведение мониторинга, являются федеральные законы «Лесной кодекс Российской Федерации» (2006), «Об охране окружающей среды» (2002). [6]
Объектом лесного мониторинга является весь лесной фонд России, проведение мониторинга на федеральном уровне организует Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Главными целями лесного мониторинга являются:
– отслеживание и выявление происходящих изменений в состоянии земель лесного фонда и лесных ресурсов России;
– оценка эффективности мероприятий по защите и охране лесов;
– обеспечение информацией органов управления природными, в том числе лесными ресурсами для принятия соответствующих решений на всех уровнях;
– информационное обеспечение системы ЕГСМ; [4]
При ведении лесного мониторинга решаются следующие задачи:
1) Изучение причин повреждения и определение масштабов ухудшения состояния лесов;
2) Фиксация и анализ нарушений лесного законодательства;
3) Отслеживание динамики процессов в лесном фонде, обусловленной естественными и антропогенными факторами;
4) Ресурсно-экологическая и кадастровые оценки;
5) Сбор, анализ и прогноз данных о состоянии лесной экосистемы и др. [2]
Виды мониторинга леса
Можно выделить следующие виды лесного мониторинга:
1) мониторинг лесов, ведущийся по международным программам и соглашениям;
2) мониторинг воспроизводства лесов;
3) мониторинг состояния лесных ресурсов и земель лесного фонда;
6) мониторинг лесных пожаров;
4) мониторинг лесов, ведущийся по международным программам и соглашениям;
5) специальные виды лесного мониторинга — мониторинг состояния лесов в зонах радиационного заражения, техногенного загрязнения и т. п. (Мониторинг лесных экосистем, 2016) [7].
Первый вид мониторинга основывается на данных государственной инвентаризации лесов, доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» ведения лесоучётной документации, материалах лесоустройства. Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) является комплексом мероприятий по оценке состояния лесов, определения их количественных и качественных характеристик и проводится в отношении лесов.
Государственный мониторинг воспроизводства лесов (ГМВЛ) является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга окружающей среды и осуществляется Рослесхозом в соответствии с Положением «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов».
При мониторинге проводят:
а) оценку изменения площади земель, занятых лесными насаждениями;
б) выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;
в) оценку характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов;
г) оценку характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений;
д) оценку эффективности воспроизводства лесов.
Источниками информации о воспроизводстве лесов служат данные государственного лесного реестра, результатов наблюдения за воспроизводством лесов, ГИЛ, государственного лесопатологического мониторинга, лесные планы субъектов Российской Федерации.
Дистанционный мониторинг
В настоящее время космические методы приобретают все большую популярность при изучении лесного фонда и происходящих в нем изменений. Это обусловлено высокой информативностью дистанционного зондирования.
Дистанционный мониторинг позволяет производить регулярные наблюдения за состоянием использования лесов, для своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса.
Порядок проведения работ при дистанционном мониторинге:
– со спутника с помощью сканирующего радиометра производится съемка обозначенной территории;
– базирующаяся на Земле аналитическая станция получает инфракрасный снимок и анализирует его;
– анализ снимка проводится по таким направлениям как лесные пожары санитарно-лесопатологический наблюдения, мониторинг лесовосстановления.
Лесной мониторинг в России
Лесной мониторинг организуется в системе Федеральной службы лесного хозяйства и является одной из главных функциональных задач органов управления лесным хозяйством.
Объектом лесного мониторинга является весь лесной фонд России. Основным звеном ведения лесного мониторинга является государственный орган управления лесным хозяйством в субъекте РФ, первичным структурным звеном — лесничества, лесопарки и др. предприятия и учреждения, осуществляющие ведение лесного хозяйства, и во владении которых находится лесной фонд.
Организация системы лесного мониторинга осуществляется поэтапно с максимальным использованием существующих организационных структур и информационных потоков о состоянии лесов.
Информационной базой лесного мониторинга являются данные государственного лесного реестра (ГЛР) и государственной инвентаризации лесов (ГИЛ),так же данные ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, данные статистической отчетности, лесные планы субъектов, лесохозяйственные регламенты лесничеств, данные о динамике лесных пожаров, материалы лесопатологических обследований, радиационного и химического контроля на лесных территориях, договора аренды лесных участков, проекты освоения лесов, технологические карты разработки лесосек, акты осмотра мест рубок, отчеты об использовании лесов и т. д.
Основным источником экологических сведений для лесного мониторинга являются материалы лесоустройства.
В ходе мониторинга использования лесов устанавливаются признаки следующих нарушений лесного законодательства Российской Федерации:
– рубка лесных насаждений без правоустанавливающих документов;
– рубка лесных насаждений в различных категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов, где рубки запрещены или ограничены;
– незаконное использование лесов. [3]
Крупнейшей организацией, осуществляющей все виды деятельности, связанные с организацией выполнения задач государственной лесной политики на федеральном и региональных уровнях исполнительной власти, а также с организацией использования лесных участков для всех категорий арендаторов и повышением эффективности использования лесов в рамках лесного законодательства Российской Федерации является ФГБУ «Рослесинфорг» (roslesinforg.ru). [5]
Заключение
Ускоренное развитие современной цивилизации отражается на окружающей среде и приводит к нарушениям законов экосистемы. В настоящее время данная проблема имеет глобальное значение, так как она касается всего населения планеты.
Рациональное природопользование является одним из ключевых моментов в ликвидация экологических проблем не только России, но и во многих регионах планеты.
Система контроля за состоянием лесного фонда и хозяйства позволяет не только рационально использовать природные ресурсы, но и решать возникающие экологические вызовы. Мониторинг земель лесного фонда является комплексным мероприятием, включающих наблюдения, оценку и прогноз развития ситуации.
Главная цель проведения исследований с помощью мониторинга заключается в информационном обеспечении государственных органов оперативной и точной информацией состояния лесов.
На сегодняшний день важное значение отводится экологическому образованию и просвещению населения. Экологическая и социальная грамотность выпускников высших учебных заведений определяет способность обеспечить устойчивое развитие, при котором будут решатся экологические проблемы как всей окружающей среды в целом, так лесных экосистем в частности.
Литература:
- Апкин, Р. Н. Экологический мониторинг: учебное пособие / Р. Н. Апкин, Е. А. Минакова. — Казань: КГЭУ, 2015–127 с.
- Экологический мониторинг: шаг за шагом / Е. В. Веницианов, В. Н. Виниченко, Т. В. Гусева, С. Д. Дайман, Е. А. Заика, Я. П. Молчанова, В. А. Сурнин, М.В; под ред. Е. А. Заика. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2003. — 252 с.
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». — Текст: электронный // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: официальный сайт. — 2020. — URL: https://gosdoklad-ecology.ru/2017/ biologicheskoe-raznoobrazie/lesnye-resursy (дата обращения 08.11.2020).
- Данчева, А. В., Залесов, С. В. Экологический мониторинг лесных насаждений рекреационного назначения: учеб. пособие. –. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. — 152 с.
- Лабоха, К. В., Юшкевич, М. В. Охрана окружающей среды и мониторинг лесных экосистем: учебное пособие. — Минск: БГТУ, 2012. — 170 с.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW_64299/ (дата обращения 08.09.2022).
- Мониторинг лесных экосистем // Аналитика лесной промышленности, 2016. URL: http://wood-prom.ru/analitika/14763_monitoring-lesnykh-ekosistem (дата обращения 05.10.2022).