Внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Савельева, О. В. Внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением / О. В. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95694/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье отражены особенности нормативного правового регулирования внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.

Ключевые слова: Единый государственный реестр недвижимости, реестр границ, зоны с особыми условиями использования территорий, охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.

Реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ), территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ) является в соответствии с п.3 ч.2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) составной частью Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) [1].

В последнее время в свете принятия государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» (далее — Госпрограмма) наполнение ЕГРН объектами реестра границ приобретает особую значимость.

Постановление от 1 декабря 2021 г. № 2148 об утверждении соответствующей государственной программы и входящих в ее состав мероприятий подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин [2].

Государственная программа направлена на достижение национальных целей развития страны «Цифровая трансформация» и «Комфортная и безопасная среда для жизни», определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3].

При этом сохраняется проблема интенсивности наполнения ЕГРН сведениями об объектах реестра границ. Так согласно сведениям указанным материалах Госпрограммы, по состоянию на 1 июля 2021 г. в ЕГРН внесены сведения о 43,1 процента участков границ между субъектами Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. — 34,9 процента), 39,2 процента границ населенных пунктов (на 1 июля 2020 г. — 32,28 процента), 76,2 процента границ муниципальных образований субъектов Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. — 71,16 процента), а также о 26,1 процента границ территориальных зон (на 1 января 2020 г. — 15,6 процента) [2].

Одной из причин замедления интенсивности наполнения ЕГРН пространственными данными являются противоречия в действующем законодательстве, регламентирующем внесение таких сведений в ЕГРН. В качестве примера таких противоречии в статье будут рассмотрены особенности нормативного правового регулирования внесения изменений в сведения ЕГРН об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее — Зона стационарного пункта).

Зона стационарного пункта статьей 105 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее — ЗК РФ) определена как один из видов ЗОУИТ. А так же статьей 106 ЗК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ [4].

До 1 января 2022 до вступления в силу Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 972 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. № 19 утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 № 392 [5] (далее — Положение № 392), установление таких зон регламентировалось Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 № 972 [6] (далее — Положение № 972). Положением № 972 не был определен орган уполномоченный утверждать Зоны стационарного пункта, поэтому в соответствии с частью 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] (далее — ФЗ-342), до 1 января 2022, такие зоны вносились в ЕГРН правообладателем зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлена ЗОУИТ. Положением № 392 территориальные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее — территориальный орган) по месту нахождения стационарного пункта наблюдений, для которого устанавливается охранная зона, уполномочены на принятие решения об утверждении Зон стационарных пунктов, а так же определен новый предельный размер зоны в 100 м, в отличие от предельного размера в 200 м. установленного Положения № 972. В то же время не определен порядок изменения сведений ЕГРН о внесенных ранее Зонах стационарных пунктов, кроме того пункт 3 Положения № 392 устанавливает, что границы охранной зоны не изменяются после их установления.

Стоит отметить, что предельный размер Зоны стационарного пункта имеет огромное значение, в том числе для собственников и арендаторов земельных участков расположенных в границах такой зоны, поскольку накладывает существенные ограничения на хозяйственное использование земельных участков.

Правовая норма, определяющая порядок изменения ЗОУИТ в связи с принятием положения о ЗОУИТ, утвержденного Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, которыми установлены требования к предельным размерам указанной зоны, правила определения размера указанной зоны (подзоны), перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанной зоны (подзоны), отличные от установленных на дату установления ЗОУИТ, содержится в части 11 статьи 26 ФЗ-342. Согласно данной норме до 1 июля 2027 года правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлены ЗОУИТ, обязаны обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении зоны с особыми условиями использования территории (в случае изменения границ ЗОУИТ с приложением сведений о границах указанной зоны). Если положением о ЗОУИТ, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, установлены требования к предельным размерам указанной зоны, которые меньше, чем размер ранее установленной зоны, или не предусмотрены ограничения использования земельных участков, которые были ранее установлены в границах зоны, с заявлением об изменении ЗОУИТ (в случае изменения границ ЗОУИТ с приложением сведений о границах указанной зоны) в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, вправе обратиться иные заинтересованные граждане, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления. Органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения об установлении или изменении ЗОУИТ, в срок не более чем один месяц со дня поступления данных заявлений либо при отсутствии правообладателей зданий, сооружений или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением таких зданий, сооружений, до 1 января 2028 года должны быть внесены изменения в решение об установлении ЗОУИТ или принято новое решение об установлении указанной зоны в соответствии с предельными размерами ЗОУИТ, правилами определения размера указанной зоны (подзоны), перечнем ограничений использования земельных участков, предусмотренными положением о ЗОУИТ, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ.

Несмотря на наличие вышеуказанной правой нормы, вопрос о порядке внесения изменений в Зоны стационарных пунктов остается открытым, так если руководствоваться частью 11 статьи 26 ФЗ-342 территориальный орган должен либо внесены изменения в решение об установлении Зоны стационарного пункта, либо принято новое решение об установлении указанной зоны в соответствии с предельными размерами ЗОУИТ. Поскольку Положением № 972 принятие решения об установлении Зоны стационарного пункта ранее не предусматривалось и сведения о таких зонах вносились в ЕГРН на основании заявления правообладателей объектов в связи с размещение которых установлена зона, территориальным органом не могут быть внесены изменения в решение об установлении Зоны стационарного пункт. Таким образом, единственным вариантом в сложившейся ситуации, на мой взгляд, является принятие территориальным органом нового решения об установлении указанной зоны. В то же время, Зона стационарного пункта, в рассматриваемом случае, с предельным размером 200 м. уже внесена в ЕГРН и ей в соответствии Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2015 № 877 [8] присвоен уникальный реестровый номер, принятие территориальным органом нового решения об установлении соответствующей зоны и направление такого решения в орган федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН (далее — орган регистрации прав), в соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о регистрации, приведет к дублированию сведений об одной и той же Зоне стационарного пункта, но с разными предельными размерами.

Из вышеизложенного вытекает логичный вопрос: Каким образом должны быть исключены из ЕГРН сведения об установленной ранее Зоне стационарного пункта? Положение № 392 содержит единственное основание прекращения существования охранной зоны — прекращение деятельности стационарного пункта наблюдений, которое не подходит под рассматриваемый случай.

Частью 16.2 статьи 26 ФЗ-342 установлено, что до 1 января 2025 года с заявлением об изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, установленной в соответствии с частью 8 или 16 статьи 26 ФЗ-342, либо об установлении такой зоны в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны, наряду с правообладателем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в связи с размещением которых установлена такая зона, вправе обратиться заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Так кто же должен обратиться в орган регистрации прав с заявление об исключении из ЕГРН ранее внесенной зоны стационарного пункта? Правообладатель, по заявлению которого ранее была внесена в ЕГРН данная зона или территориальный орган принявший новое решение об установлении зоны?

На мой взгляд, для упрощения процедуры внесения изменений в Зоны стационарных пунктов необходимо дополнить Положение № 392 пунктом предусматривающим исключение раннее внесенной в ЕГРН Зоны стационарного пункта по заявлению территориального органа, при одновременном направлении нового решения об установлении соответствующей зоны. В то же время до внесения соответствующих дополнений в Положение № 392, полагаю возможным исключение из ЕГРН сведений о ранее внесенной Зоне стационарного пункта на основании заявления территориального органа принявшего и направившего новое решение об установлении соответствующей зоны в орган регистрации прав.

Так же стоит отметить, что при разработке Положений в отношении каждого вида ЗОУИТ, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, необходимо обратить особое внимание на порядок внесения изменений в ЗОУИТ сведения о которых ранее внесены в ЕГРН.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Собрание законодательства Российской Федерации от 2015 г., N 29, ст. 4344 (Часть I);
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», Собрание законодательства Российской Федерации от 2021 г., N 50, ст. 8542 (Часть IV);
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Собрание законодательства Российской Федерации от 2020 г., N 30, ст. 4884;
  4. Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г., N 44, ст. 4147;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 № 392 «Об утверждении Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 972 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. № 19», Собрание законодательства Российской Федерации от 2021 г., N 12, ст. 2031;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением», Собрание законодательства Российской Федерации от 1999 г., N 36, ст. 4405;
  7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации от 2018 г., N 32, ст. 5135 (Часть II);
  8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2015 № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ», Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2016 г., N 11.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стационарный пункт, стационарный пункт наблюдений, Зона, территориальный орган, указанная зона, окружающая среда, охранная зона, РФ, установление зоны.


Ключевые слова

Единый государственный реестр недвижимости, зоны с особыми условиями использования территорий, реестр границ, охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением

Похожие статьи

Анализ оснований предоставления земельных участков в собственность по истечении пятилетнего периода с начала реализации программы «Дальневосточный гектар»

В данной статье рассмотрена программа «Дальневосточный гектар». Проведен анализ оснований предоставления земельных участков в собственность или аренду по истечении 5 летнего периода с начала реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в соо...

Новые форматы электронного взаимодействия Росреестра с заявителями

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с электронным взаимодействием Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государст...

Особенности выполнения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в зоне боевых действий на территории ДНР

Проведение всех видов деятельности в зоне боевых действий влечет за собой опасность для жизни и здоровья людей. Кадастровый учет не является исключением. В статье рассмотрены особенности выполнения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назн...

К вопросу о необходимости разработки критериев и анализа проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения

В данной статье рассматриваются вопросы разработки критериев и проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения, для обеспечения своевременного доведения до органов управления, сил гражданской обор...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года

В данной статье рассмотрены наиболее важные изменения, на наш взгляд, в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки ...

Государственная регистрация прав на природные объекты

В данной статье рассмотрены особенности государственной регистрации прав на природные объекты. Проанализирована нормативная, законодательная база, определяющая правовое положение природных объектов, определяя их как недвижимое имущество. Кроме того, ...

Административно-правовое регулирование ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата

Статья посвящена рассмотрению административно-правового регулирования ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата. Рассмотрены основания такой ответственности, порядок ее отграничения от уголовной, затронуты последние изменения, связа...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Особенности учета запасов в связи с переходом на ФСБУ «Запасы» 5/2019

В статье рассматриваются проблемы и особенности перехода на ФСБУ 5–2019, которые могут возникнуть у хозяйствующих субъектов в связи с изменениями в правилах учета запасов. Поскольку запасы являются для большинства предприятий значимой статьей расходо...

Запрет определенных действий в системе мер пресечения

Статья направлена на анализ актуальных проблем практики применения меры пресечения в виде запрета определенных действий, в качестве поиска границ вмешательства государства в права и свободы граждан. Рассмотрены актуальные вопросы правового регулиров...

Похожие статьи

Анализ оснований предоставления земельных участков в собственность по истечении пятилетнего периода с начала реализации программы «Дальневосточный гектар»

В данной статье рассмотрена программа «Дальневосточный гектар». Проведен анализ оснований предоставления земельных участков в собственность или аренду по истечении 5 летнего периода с начала реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в соо...

Новые форматы электронного взаимодействия Росреестра с заявителями

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с электронным взаимодействием Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государст...

Особенности выполнения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в зоне боевых действий на территории ДНР

Проведение всех видов деятельности в зоне боевых действий влечет за собой опасность для жизни и здоровья людей. Кадастровый учет не является исключением. В статье рассмотрены особенности выполнения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назн...

К вопросу о необходимости разработки критериев и анализа проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения

В данной статье рассматриваются вопросы разработки критериев и проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения, для обеспечения своевременного доведения до органов управления, сил гражданской обор...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года

В данной статье рассмотрены наиболее важные изменения, на наш взгляд, в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки ...

Государственная регистрация прав на природные объекты

В данной статье рассмотрены особенности государственной регистрации прав на природные объекты. Проанализирована нормативная, законодательная база, определяющая правовое положение природных объектов, определяя их как недвижимое имущество. Кроме того, ...

Административно-правовое регулирование ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата

Статья посвящена рассмотрению административно-правового регулирования ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата. Рассмотрены основания такой ответственности, порядок ее отграничения от уголовной, затронуты последние изменения, связа...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Особенности учета запасов в связи с переходом на ФСБУ «Запасы» 5/2019

В статье рассматриваются проблемы и особенности перехода на ФСБУ 5–2019, которые могут возникнуть у хозяйствующих субъектов в связи с изменениями в правилах учета запасов. Поскольку запасы являются для большинства предприятий значимой статьей расходо...

Запрет определенных действий в системе мер пресечения

Статья направлена на анализ актуальных проблем практики применения меры пресечения в виде запрета определенных действий, в качестве поиска границ вмешательства государства в права и свободы граждан. Рассмотрены актуальные вопросы правового регулиров...

Задать вопрос