В статье рассматриваются проблемы и риски добычи углеводородов с шельфа Балтики и Арктического шельфа Россия. Даны характеристики шельфов Балтийского моря и Арктики. Проведен сравнительный анализ проблем добычи углеводородов. Найдены общие проблемы.
Нефтегазовая отрасль является одной из важнейших частей мировой экономики. Она оказывает существенное влияние на развитие всех отраслей промышленности. Россия обладает большим потенциалом топливно-энергетических ресурсов и занимает ведущие позиции в нефтяной отрасли.
Нашей стране принадлежит самый широкий шельф, на котором находится множество месторождений. Развитие морской добычи является очень перспективы для российской нефтегазовой отрасли [9].
Ключевые слова: Арктика, Балтика, экономика, риски, углеводороды, нефть, газ, шельф, нефтегазовые месторождения.
В качестве темы научного исследования выбрана следующая: «Проблемы освоения месторождений нефти и газа Балтийского моря и Арктического шельф».
Объектом работы является добыча углеводородов с арктического и балтийского шельфов России.
Предмет исследования — поиск общих проблем при добыче углеводородов с арктического шельфа и шельфа Балтийского моря.
Актуальность темы заключается в том, что развитие нефтегазового комплекса России непременно связано с освоением северных районов. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию экологической стратегии, учитывая крайнюю уязвимость территорий. Воздействию на мерзлотные процессы посвящено очень мало работ. Материал выпускался в основном с 1980-х по 2000-е года и изложен в монографиях, научной и учебной литературе с рекомендательным характером, в сборниках с проведенных конференций и носит общий характер, и обычно выделена для этого совсем небольшая часть. Поэтому данная тема недостаточно разработана. Рассмотрение вопросов в работе носит как теоретическую, так и практическую значимость [2].
Целью работы является поиск общих проблем при добыче углеводородов с арктического и балтийского шельфов России, для упрощения поиска решений этих задач, которые влияют на Балтику и на Арктику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
— охарактеризовать нефтегазовой комплекс Балтики и Арктики;
— провести сравнительный анализ проблем добычи углеводородов с арктического и балтийского шельфов России;
— найти общие проблем для упрощения их решения.
Риск присутствует в любом виде деятельности. Такие показатели, как размеры, масштабы, изменение политики национальных нефтяных компаний, колебания цен на нефть, нестабильная экономическая ситуация в мире, природный газ, а также специфика правового регулирования нефтегазовой отрасли в России повышают экономические и социальные риски нефтегазовой отрасли. В связи с этим, особое внимание нужно уделять рискам, которые связаны с ключевыми проблемами и наиболее значимыми тенденциями в развитии нефтегазовой отрасли. Компании, которые находятся в данной отрасли, подвергаются влиянию экономической или политической ситуации, на фоне возникают риски, которые носят долгосрочный характер.
Почти весь российский шельф располагается в холодных морях Северного Ледовитого океана и Охотского моря. Его протяженность у берегов России составляет 21 % всего шельфа Мирового океана. Около 70 % его площади перспективны с точки зрения полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа [7].
Одним из актуальных стратегических направлений развития отечественных нефтегазодобывающих компаний является освоение шельфа, где содержится около четверти мировых запасов нефти и половины запасов газа. Распределены запасы неравномерно. В Баренцевом море 49 %, в Карском море 35 %, в Охотском около 15 %, оставшийся 1 % приходится на Балтийское и Каспийское моря [5].
Что касается Балтики, то Балтийское море не так богато нефтяными месторождениями, но и от них немалая польза, ведь данная нефть высокого качества. Несмотря на это, интерес государства к запасам черного золота очень высок.
В настоящее время, среди разведанных на Балтике крупнейшим и богатым по запасам нефти месторождением является «Кравцовское» (D6). Месторождение было открыто еще в 1983 году на малых глубинах. Расположено оно неподалеку от Куршского залива на российском шельфе Балтийского моря, в 22,5 км от Калининградской области. Работы на данном месторождении были начаты в 2004 году, российской частной компанией Лукойл. Условия добычи значительно легче, чем в Ледовитом океане. Эксплуатация месторождения планируется на 30–35 лет. Также компания получила лицензию на право пользования недрами по четырем месторождениям на российском шельфе Балтийского моря (D33, D29, D41, D6-Южное). Рекордным для Балтийского моря стало месторождение D41. Период эксплуатации рассчитан примерно на 50 лет. Месторождение D33 занимает по величине второе после месторождения Кравцовское (D6) [12].
Для России Арктика имеет не меньший интерес, если не главный, в долгосрочной перспективе. Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18 % всей территории РФ). По оценкам данных 2019 года запасы нефти российской арктической зоны оцениваются в 7,3 млрд тонн.
Однако по-прежнему остается важный вопрос о эффективной и безопасной доставке добытых ресурсов в пункт назначения, а также развития соответствующей инфраструктуры в восточной части Северного-Морского пути. В условиях Арктики такая сложность объясняется суровым климатом [4].
Арктический шельф РФ по открытым запасам, перспективным и прогнозируемым ресурсам является уникальным резервом углеводородов (УВ) ресурсным потенциалом обладают Карское и Баренцево моря (55 % и 34 % УВ арктических акваторий соответственно).
Арктические акватории характеризуется крайне слабой разведанностью углеводородного потенциала. Так, например, разведанность свободного газа составляет всего 8,6 %, нефти — 1,0 % и конденсата — 2,2 %.
За все время проведения геологоразведочных работ на арктическом шельфе РФ открыто: 5 нефтяных месторождений (4 в Печорском море и 1 в море Лаптевых), 2 нефтегазоконденсатных (1 Печорском и 1 в губах и заливах Карского моря) и 1 нефтегазовое (в Карском море), 5 газовых (3 в Баренцевом море, 2 в губах и заливах Карского моря) газоконденсатных открыто: 1 в Печорском море, 2 в Баренцевом море, 2 в Карском море, 3 в губах и заливах Карского моря.
Далее будут рассмотрены текущие, долгосрочные и старые проблемы освоения месторождений в Арктике и Балтике при добыче углеводородов с шельфов России:
- Технологические проблемы:
— большое влияние оказывает выполнение строительно-монтажных работ на стоимость проекта. Проекты шельфовых месторождений требуют немало времени и больших инвестиций;
— технологическая и техническая сложность разработки шельфовых месторождений требует детальной проработки и научно-методического обоснования аспектов добычи нефти;
— отсутствие российских современных технических средств и техники для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов;
— отсутствие технологий ликвидации последствий разлива нефти в арктических условиях;
— значительные затраты на внедрение современных технологий с неясным горизонтом окупаемости;
— малочисленность судов класса Ар7 или 9.
2. Экономические проблемы:
— монополизм. В настоящее время на добычу месторождений на Балтике имеет лицензию только частная компания Лукойл. В РФ существуют барьеры для освоения российских арктических УВ коммерческими компаниями. На данный момент только Газпром и «Роснефть» имеют право на освоение большинства арктических шельфовых территорий, что препятствует конкуренции. Также отсутствие на арктическом шельфе более долгосрочной государственной программы по стимулированию разработки месторождений [10];
— волатильность цен на нефть и газ. За последние несколько лет волатильность цены на нефть резко менялась. С одной стороны это провоцирует инфляцию, а с другой — серьезно увеличивает инвестиции, которые нацелены поддержать объёмы добычи нефти. Тем не менее, если бы колебания не были бы такими резкими, то смягчить некоторые негативные экономические факторы было бы гораздо легче.
— конфликты государств по вопросам реализации проектов Арктической зоны при разграничении шельфа;
— состояние нефтегазовой отрасли в настоящих реалиях. Сейчас происходит трансформация нефтегазовой отрасли, энергетики в целом. Источниками многих проблем стали наблюдаемые в последнее время нерыночные условия и непредсказуемость работы отрасли. Прежде всего, это связано с санкциями и различного рода ограничениями, которые используются в целях создания конкурентного преимущества в реальных секторах экономики. Это касается не только России, но и ряда других стран с богатым нефтегазовым потенциалом [3].
3. Природно-климатические проблемы:
— как было описано выше, добыча месторождений в районах балтийского моря значительно легче, чем в Ледовитом океане. Климат Балтики не отличается суровостью. Осенью и зимой характерна ветряная и пасмурная погода. Она понижается в среднем до 3 градусов мороза, на севере и востоке — до 8 градусов ниже нуля. Температура в Балтийском море в это время года приближается отметке до минуса 5 градусов. Иногда под воздействием арктических масс воздух может охлаждаться до минус 35 градусов мороза. Летом в основном прохладно и влажно. Средняя температура поднимается до отметки 14–15 градусов тепла, в других районах моря — 16–18 градусов тепла. Жаркая погода бывает редко и только в период поступлений средиземноморских воздушных масс [13];
— низкая температура в Арктике, сильный ветер. Плавучие айсберги, Ледовая обстановка. Средняя температура в Арктике зимой составляет — 36 градусов по Цельсию, а в летние месяцы 0 градусов по Цельсию [6];
— Балтийское море не замерзает. Только в суровые зимы у берега может появиться неширокая полоса льда — береговой припай;
— район Балтийского моря практически асейсмичен;
— волновое воздействие (нагрузка) на нефтегазовые платформы. Это связано с высокой частотой волн во время штормов (обусловлено рельефом дна и особенностями течения Балтийского моря);
— сейсмические наблюдения на территории Арктики все еще остаются слабо развитыми. В то же время, важным и необходимым представляется более глубокое и детальное изучение геодинамического режима арктического региона, включая контроль слабой сейсмичности, и разработка мер по снижению рисков и минимизации негативных последствий от проявлений сейсмической активности в районах освоения нефтегазовых ресурсов и других видов деятельности. Детализация сейсмической ситуации невозможна без повышения чувствительности сейсмических сетей, а это, в свою очередь, требует установки дополнительных станций [8].
4. Экологические проблемы:
— как известно, предприятия нефтегазовой отрасли относятся к объектам повышенной опасности. Риски, которые возникают при освоении обустройстве добыче и транспортировки нефти и газа эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов, могут привести к крупным авариям и даже катастрофам;
— на берегах Балтийского моря находятся государства такие как: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Германия, Дания, Швеция и Финляндия, и любая экологическая катастрофа как крупного, так и небольшого масштаба, способна нанести непоправимый урон морской экосистеме. Например, на морской платформе Кравцовского месторождения одно из основных мероприятий является принцип «нулевого сброса» — все отходы производства и потребления доставляются на берег для дальнейшей переработки и утилизации;
— в военные и послевоенные годы на Балтике было затопление военных кораблей, которые перевозили опасные реагенты и химические составы, также в настоящее время до сих пор находят остатки военного оружия;
— сложная экосистема Арктики;
— многочисленные захоронения ядерных отходов на дне морей (особенно Карского моря);
— изменение климата;
— отсутствие опыта ликвидации последствий разлива нефти в арктических условиях.
5. Инфраструктурные проблемы:
— стимул к повышению инновационной активности при разработке ресурсов закачается в необходимости проектирования и создания отечественного нефтегазового оборудования нового поколения [1];
— так как объекты морской нефтегазовой инфраструктуры наиболее часто изготавливаются из металла или железа, то появляется коррозия, как на внешних стенках нефтегазовых сооружений, так и на объектах, транспортирующих углеводороды;
— в балтийской акватории на сооружения требуется повышенная защита зоны волнового воздействия платформ, зоны ухода нефтепровода с платформы в море и выхода нефтепровода с подводной части на сушу;
— необходимо уделять особое внимание подбору современных защитных покрытий, а также проводить испытания на предмет скорости потери защитных свойств в существующих условиях [11];
— отсутствие единой системы, где интегрированы все виды транспорта. Ключевым элементом Арктической транспортной системы является Северный морской путь, однако для решения стратегических задач государства в Арктике необходимо формирование единой Арктической транспортной системы, которая должна включать и Северный морской путь, и комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также береговой инфраструктуры;
— в Арктике существует необходимость в модернизации и восстановлении уже имеющихся порты. Устаревание, отсутствие или недостаточность имеющейся морской и береговой инфраструктуры;
— общая удаленность от промышленно развитых центров.
Проблемы освоения шельфа до настоящего времени изучены недостаточно, особенно это касается учета рыночных факторов и тенденций глобализации при определении инвестиционной составляющей, что сдерживает дальнейшее освоение шельфовых месторождений в нашей стране.
Почему мы отстали от других стран в освоении шельфа, наверное, можно объяснить. У нас большие запасы на суше, их пока хватает и себе и на экспорт. А добыча на шельфе стоит примерно втрое дороже. Отечественные компании на столь суровый шельф не спешат: сейчас, при высоких ценах на нефть, выгоднее вкладывать деньги в уже освоенные месторождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами для шельфов Арктики и Балтики являются именно — технологические. К большому сожалению, добыча с шельфа России является очень дорогим и сложным процессом в настоящее время.
Далее идут проблемы именно инфраструктурные. В России отсутствуют современные ресурсы, которые бы были именно российского производства. А также все основные промышленно развитые центры находятся очень далеко от центра России, необходимо продумать децентрализацию этих промышленных центров. Также необходимо решать проблемы с транспортной логистикой.
Природно-климатические проблемы тоже играют немаловажную роль. Природные условия также необходимо учитывать при планировании и разработки месторождений. Прогноз поможет минимизировать риски.
Следующие проблемы, которые совпадают при рассмотрении Балтики и Арктики, — экономические и экологические. К сожалению, в настоящих реалиях экономика всей страны терпит большие проблемы из-за санкций и различных ограничений, и сфера нефти и газа не является исключением.
Литература:
- Васильцова В. М. Проблемы освоения шельфовых месторождений нефти и газа // Гоэкономика и менеджмент — 2016;
- Грешняков М. И., Вольгемут Э. А., Греков С. В., Зак В. Б., Сайфуллина Л. А. Береговые базы обеспечения освоения морских нефтегазовых месторождений // Вести газовой науки — 2018;
- Ларченко Л. В. Нефтегазовая отрасль России: современное состояние и направление развития в условиях неопределённости // Общество.Среда.развитие (Terra Humana) — 2019;
- Мирзоев М. Р., Скрипниченко В. А. Основные проблемы освоения морских нефтегазовых ресурсов Арктики и пути их решения // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки — 2016;
- Новикова А. М. Нефтегазовый комплекс России в глобальном экономическом пространстве // Ярославский педагогический вестник –2010. — № 1;
- Ольховик Е.О, Афонин А. Б., Тезиков А. Л. Информационная модель морских транспортных потоков северного морского пути // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова — 2018;
- Осадчий А. Нефть и газ российского шельфа: оценки и прогнозы // Журнал наука и жизнь — 2006.- № 7;
- Сдельникова А. А. Современное состояние транспортной инфраструктуры в арктической зоне России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2017;
- Тасмуханова А. Е., Шигапова Р. Р. Особенности разработки шельфвых месторождений нефти. Вестник Евразийской науки — 2018;
- Фадеев А. М., Череповицын А. Е., Ларичкин Ф. Д., Агарков С. А. Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом и транспортировки углеводородной продукции при освоении морских нефтегазовых месторождений Арктики // Вестник МГТУ — 2017;
- Щербань П. С., Мазур Е. В., Костыгов И. Д. Особенности эксплуатации и развития морской нефтегазовой инфраструктуры Калининградской области // Технико-технологические проблемы сервиса — 2021. — № 3(57);
- Лукойл — Деятельность (ООО «Лукойл-Калининградморнефть») URL: https://kmn.lukoil.ru/ru/Activities;
- Моря Атлантического океана России. Хозяйственное значение URL: https://supernatural-word.ru/problemy-ekologii/resursy-baltijskogo-morya.html