В статье автор анализирует источники Реформации в Англии и рассматривает их значение в деятельности Томаса Кранмера.
Ключевые слова: Реформация, Англия, Томас Кранмер, Мартин Лютер, идеологи, религия, абсолютизм, протестантизм, католицизм.
В ходе анализа источников, таких как: Речь Кранмера в Палате Лордов в 1534 году, на заседании конвокации в 1536 году, переписка с Кромвелем, материалы богословских диспутов и прочие, можно сделать вывод, что Томас Кранмер заложил основу теологического обоснования принципа королевской супрематии. Он видел в нем действенный метод для начала процесса реформационных преобразований. Период нахождения Кранмера на посту архиепископа составляла активная апологетика абсолютной монархии, поэтому вся его деятельность опиралась в соответствии с определенной политикой и религией [1, с. 14].
На деятельность Томаса Кранмера значительно повлияли идеи Мартина Лютера, что прослеживается в кранмерских работах на момент 1534–1538 годов. Характер политики, державшейся на принципе примата светской власти перед духовной, был причиной поддержки немецкого дворянства идей Мартина Лютера.
Можно провести сравнение между теологическими программами английского абсолютизма и немецкого протестантизма, так как у них имелись схожие интересы. «Десять статей», олицетворявшее веру, в какой-то степени копировал некоторые положения Аугсбурского вероисповедания [1, с. 15].
В истории реформации Англии и деятельности Томаса Кранмера, выделяется тот факт, что одним из главных единомышленников Кранмера был Томас Кромвель. На период 1534–1540 годов их совместная деятельность в большей степени определяла ход реформации на уровне отношений с королем. Как известно, Кромвель был назначен одним из первых заместителей короля в делах по отношению к церкви, он возглавлял особую Высокую Комиссию, которая и занималась административным руководством за церковью. Налогообложение на духовных лиц должны были путем голосования подсчитываться на конвенции, а затем полностью утверждаться в парламенте. Для назначения новых епископов требовалось решение короля. Можно сказать, что в целом вся деятельность духовенства стала ограничиваться королевским решением и Высокой Комиссией.
Проводя анализ идей и деятельности Томаса Кранмера, содержащихся в документах 1537–1544 годов, выделяется следующее: архиепископ мог пойти и на такие жертвы, как отказ от части своей свободы, материальных доходов, и какими-либо весомыми привилегиями, но оставаться главным в вопросах касаемых доктрины, а также сохранить за собой право принимать самому решения в области вероисповедания и богослужения. С помощью компромиссной политики Кранмер смог не только не потерять свою жизнь и авторитет у короля, который все также не мог отказаться от католичества, убрав только папство, но и прийти к достаточно важным реформационным изменениям: утверждение протестантского знака веры, принятие права на переводческую и издательскую деятельность Библии на английском языке, исключение определенных элементов роскоши католического культа, что послужило неким «удешевлением» церкви [1, с. 16].
Сама апологетика абсолютизма с верой в реформационные преобразования соответствовала идеям Томаса Кранмера.
Томаса Кранмера считают «отцом англиканства», на протяжении реформации он становился протестантом и реформатором, что получило свое отражение в его теоретических основах, которые в начале реформации не имели четких границ, но в последствие сформированных на этапе развития наступления протестантизма [1, с. 17].
Работа Томаса Кранмера не включала в себя только официальную деятельность в лице церковного иерарха и политическую конфронтацию с врагами реформации. В отличие от таких видных идеологов протестантизма как Лютер или Кальвин, которые посвятили себя данному направлению, теология для Кранмера не была столь важной в его жизни. Он не создал какое-либо новое учение под своим именем, не открыл новую школу. Однако Томас Кранмер считается одним из великих реформаторов XVI века, так как на его счету близкие отношения со многими крупными европейскими реформаторами, которые отдавали Кранмеру на оценку свои религиозные труды, деятельные переписки, в которых рассматривались различные догматические вопросы, а также его собственноручные теологические трактаты [1, с. 18].
В своих трудах Томас Кранмер затрагивал вопросы довольно широкого масштаба. Это было и учение о видимой и невидимой церкви, догмат об оправдании верой в искупительную жертву Христа, количество таинств и их трактовка, и другие. Большая часть достояния Кранмера включала себя самую спорную проблему в догматике христианства — «пресуществление в таинстве евхаристии» [2, с. 85].
Результатом религиозных набросков и деятельности Томаса Кранмера, а также его союзников, служило создание вероучения, формирование обрядов и службы, складывание церковно-административного аппарата новой англиканской церкви, завершение которого пришло к 1553 году.
Отмечается, что изначально в период английской реформации у Кранмера были лютеранские взгляды, но на период развития реформации они стали меняться в пользу абсолютизма и англиканства. Можно сказать, что Томас Кранмер отличается своей самобытностью от других деятелей Реформации в Европе. Нельзя говорить, что выбранный компромиссный путь его доктрины является проявлением политической и религиозной слабости. Напротив, он воплотил в жизнь программу, которая включала в себя основы абсолютизма, что в конечном итоге и повлияло на ее успешное действие, и завершающей целью которой было создание на территории Англии реформированной церкви и увеличение роли протестантизма [2, с. 84].
Литература:
- Н. А. Смирнова. Реформация в Англии и деятельность Томаса Кранмера в первой половине XVI в. — М., 1990. — 222 с.
- Ерохин В. Н. Томас Кранмер — деятель эпохи Реформации в Англии. — Нижневартовск: Вестник Нижневартовского университета. — Вып. 2. — 2014. — С. 82–86.
- Английская реформация (Документы и материалы) / Под ред. Ю. М. Сапрыкина. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.