В результате глобализации и ряда проблем, стоящих перед сектором гостеприимства, инновации стали восприниматься как возможность для выживания бизнеса, позволяющая организациям гостеприимства снижать затраты, улучшать качество и увеличивать свою прибыльность.
Новые технологии обычно приживаются медленно, но COVID-19 ускорил проникновение инновационных технологических решений из других секторов в индустрию гостеприимства, которым удалось стать неотъемлемой частью повседневной жизни человечества. Цель текущей разработки — представить некоторые инновационные решения, которые помогут преодолеть кризисные явления в гостиничном бизнесе.
Ключевые слова : инновации, гостеприимство, инновационные решения, технологии.
Глобальное распространение COVID-19 и введенные карантинные меры привели к беспрецедентному кризису в сфере туризма как в глобальном, так и в национальном масштабе. После введенных противоэпидемических мероприятий и транспортных ограничений произошло резкое падение доходов от ночевок, что привело к острой нехватке средств в туристическом бизнесе для ликвидации последствий пандемии COVID-19.
2011 году ЮНВТО определила пять типов кризисов, влияющих на туристический сектор на национальном, региональном или местном уровне 1, и два типа кризисов, которые могут повлиять на туризм. бизнес:
— экономические события;
— общественные и политические мероприятия;
— экологические кризисы, в том числе геологические, экстремальные погодные условия и техногенные события;
— кризисы здоровья;
— технологические инциденты или аварии;
— несчастные случаи или инциденты в общественной сфере (например, гибель или ранение отдельных туристов в результате утопления, падения, дорожно-транспортного происшествия или преступления);
— несчастные случаи или события в рамках отдельного бизнеса (например, пищевое отравление, несчастный случай в помещении, пожар на кухне или в комнате, враждебность между различными группами клиентов, внутренний сбой ИТ-систем, проблемы с электричеством или водоснабжением).
Особенность гостиничного бизнеса состоит в том, что на него прямо и косвенно влияют кризисы не только самого туристического предприятия, но и кризисы, затрагивающие дестинации и туристские рынки, с которых прибывают туристы. Это заставляет отельеров искать решения не только для борьбы с возникшим кризисом, но и мыслить стратегически, оценивая риск будущих кризисов, которые затронут их бизнес.
COVID-19 показал, что в силу особенностей индустрии гостеприимства она сильно подвержена разного рода кризисам. Характер отрасли включает в себя множество внешних факторов, которые делают ее уязвимой. Форма, которую кризис может принять в гостиничном бизнесе, может быть иной, чем в других отраслях и сферах жизни общества. Одно существенное отличие заключается в том, что кризис, связанный с туризмом, не обязательно является внезапным или неожиданным. Например, глобальное потепление уже повлияло на индустрию туризма, а повышение уровня моря вскоре столкнет некоторые направления с туристическим кризисом.
Несмотря на продолжающийся кризис, по данным Национальный статистический институт, общее количество нетранзитных иностранных туристических визитов в Болгарию в 2021 г. составило 3 722 200, показав робкое восстановление с 2 687 709 в 2020 г., но оставшись в 2,5 раза меньше по сравнению с докризисным 2019 г., когда осуществлено 9 311 681 туристическое посещение 2. Положительная тенденция роста туристских прибытий и ночевок в текущем зимнем сезоне находится под серьезным риском перелома в связи с отменой огромного количества туристических бронирований и рейсов из-за военных действий в Украине, начавшихся в феврале 2022 года.
Кроме того, средние цены за 1 мВтч электроэнергия для небытовых потребителей в Болгарии выросла с примерно 100 левов в первом квартале 2021 года до более 400 левов в первом квартале 2022 года, а с учетом цен, установленных Комиссия по регулированию энергетики и водных ресурсов на природный газ, увеличение составляет от 28,64 лева/ МВтч без акциза и НДС на март 2021 г. до 113,73 лв./МВтч без акциза и НДС на март 2022 г.2. Сочетание всех этих факторов риска привело к одновременному постоянному снижению доходов и увеличению расходов в секторе туризма, и, следовательно, к чрезмерной задолженности, ограничению деятельности и сильному сокращению инвестиционных возможностей, что находит особенно острое проявление в отношении малых и средних предприятий из отрасли «Гостеприимство».
Введенные до сих пор временные меры поддержки предприятий отрасли в рамках различных процедур недостаточны по размеру, и по масштабу они направлены на обеспечение оборотными средствами для преодоления проблем с ликвидностью и сохранения рабочих мест, а не на инвестиции для снижения потребления электроэнергии и природный газ, цены на который постоянно и значительно повышаются. Процедура отбора проекта «Восстановление МСП за счет повышения энергоэффективности», объявленная для общественного обсуждения, направлена на оказание целенаправленной поддержки болгарским малым и средним предприятиям в восстановлении от экономических последствий распространения пандемии COVID-19 путем улучшения их энергопотребления.
Как заявлено, возможности поддержки гостиничного бизнеса направлены не только на выживание бизнеса и сохранение рабочих мест, но и на инициирование творческого мышления предпринимателей через финансирование инновационных проектов. Для владельцев отелей, пандемия Covid-19 стала экзистенциальной битвой, которую нужно было выиграть, спасая рабочие места и средства к существованию предпринимателей. Хорошая новость заключается в том, что с кризисом приходит творчество, благодаря которому предприятия адаптируются к «новой нормальности».
Гостиничные предприятия вынуждены переживать кризисный период и при этом вкладывать средства в повышение качества, профессионализма и исправности материальной базы. Они достигают этого за счет постоянного совершенствования и совершенствования инфраструктуры, технологий, организации обслуживания, повышения квалификации персонала, предлагая все больше и больше различных услуг — они достигают этого за счет инноваций.
Под инновациями следует понимать конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, выводимого на рынок, нового или усовершенствованного технологического процесса, новых подходов, используемых в туристской деятельности и отношениях с клиентами, которые приводят к общие изменения в деятельности и оказывают влияние на финансовое состояние туристской организации.
Инновации являются необходимым пунктом в программе разработки и реализации туристского продукта на рынке, когда основной целью туристской организации является существование в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество туристов. Именно с помощью инновационных аспектов в своей деятельности туристская организация может обеспечить подтверждение своего продукта на рынке.
Инновации можно выделить пять основных направлений, по которым туристская организация направляет свои инновации (рис.1).
Рис. 1. Направления инноваций в гостиничном бизнесе
Первое направление связано с внедрением новых продуктов, это новые основные и дополнительные продукты, модификация существующих продуктов и т. д.
Второе направление , на которое направлена инновационная деятельность, это внедрение новых приемов и технологий как в производство, так и в реализацию туристского продукта.
Третьим направлением в инновационной деятельности туристских организаций является использование новых туристских ресурсов, не использовавшихся при развитии деятельности.
Четвертое направление инноваций связано с изменениями в организации деятельности. Часть нововведений в этом направлении направлена на создание ассоциаций, кооперацию с другими отраслями, связывание долгосрочными контрактами и т. д.
Пятое направление инновационной деятельности — поиск и использование новых рынков.
Несмотря на кажущееся разнообразие инновационных направлений, они взаимосвязаны. Невозможно создавать новые продукты без использования новых туристических ресурсов. В свою очередь, новые продукты нацелены на новые сегменты, т. е. новые рынки. Поиск новой рыночной ниши возможен только при использовании новых каналов продаж для связи туристических организаций с потенциальными туристами. И все эти нововведения не состоялись бы без реорганизации деятельности отдельных подразделений. Инновации были бы невозможны без внедрения новых технологий, как связанных с функциональным выполнением операционной деятельности, так и с реализацией туристского продукта и организацией отношений с туристами.
Человеческое взаимодействие по-прежнему имеет ценность, но с невероятным ростом Интернета, смартфонов и постоянно активного образа жизни люди больше не хотят слишком долго ждать желаемого результата. Пандемия и ограничения на поездки побуждают инновационные компании заново изобретать технологии и удовлетворять новые потребности путешествующих людей. Люди больше не терпят длинных очередей, переполненных просмотров, общего опыта, неустойчивых практик, плохого обслуживания клиентов и недостатка информации.
Для гостиничного бизнеса важно найти способ справиться с кризисом, адаптировав свои предложения и услуги к изменившейся реальности. Это обуславливает необходимость выделения основных инновационных решений, которые помогут гостиничному бизнесу выйти из кризиса и подготовиться к туризму будущего:
Технологические решения для обеспечения безопасности туристов. Задача, стоящая перед индустрией гостеприимства, заключается в том, чтобы уделять больше внимания безопасности гостей. В ответ на эти изменения в ожиданиях и требованиях туристов отельеров должны двигаться вперед со смелыми инновационными идеями, которые включают более широкое внедрение технологий. Отели и рестораны используют ультрафиолетовый свет для дезинфекции и уничтожения вирусов. Вводятся новые санитарно-гигиенические стандарты. Новые нормы и требования по уборке жилых и столовых учреждений строго регламентированы, к обычным санитарно-гигиеническим мероприятиям добавляются дополнительные.
Переход на мобильные и бесконтактные технологии для общения с туристами, улучшения впечатлений от путешествий и повышения ценности гостиничного продукта. Эта тенденция заставит некоторые предприятия гостиничного бизнеса отказаться от своих веб-сайтов, заменив их мобильными приложениями. отели дополняют впечатления, предлагая своим гостям виртуальные туры с помощью дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR), с помощью которых они знакомят своих гостей с туристическими достопримечательностями в месте назначения. В первые дни пандемии, когда было неясно, как передается COVID-19, отели и рестораны были одними из первых, кто ввел QR-коды, которые при сканировании смартфоном отображали меню, из которого можно заказать обслуживание в номер или в ресторане. ресторан отеля.
В будущем гостиничный бизнес будет все больше зависеть от прорывов цифровых технологий, таких как использование чат-ботов для бронирования, искусственный интеллект, IoT, 5G, сервис-ориентированные роботы, методы геймификации эмоциональных переживаний и т. д. Эти инновации будут формировать новый опыт путешествий по направлениям и пребывания в гостиницах.
Внедрение «зеленых инноваций» в индустрии гостеприимства в ответ на идею устойчивого развития туризма. Важно отметить, что для гостиничного бизнеса инновации по улучшению экологических показателей приводят к внедрению ресурсосберегающих технологий, повышающих рентабельность деятельности. Энергонезависимость объектов размещения и питания — тенденция, которая наблюдается в последнее десятилетие. Все более важную роль при переходе к «зеленой» экономике будут играть нетехнологические инновации, такие как внедрение систем экологического менеджмента и новых бизнес-моделей, изменение маркетинговых и организационных методов, инновации в социальных и институциональных структурах.
Из представленных инновационных решений видно, что даже самые нестандартные инновации являются инструментами, направленными на улучшение работы гостиничного предприятия.
COVID-19 поставил перед гостиничным бизнесом новые вызовы, но и дал новые возможности для его развития, ускорив внедрение новых технологий, которые с одной стороны оптимизировали его деятельность, а с другой изменили его туристические продукты, добавив новые туристические впечатления и сделать новый шаг к устойчивому развитию туризма.
Одна инновация влечет за собой другую, производя чуть более качественные продукты и более эффективные процессы, а инновационный процесс становится просто еще одним компонентом инвестиционного процесса в гостиничном бизнесе. Несмотря на то, что все инновации требуют вложений, а в период кризиса они не всегда доступны, единственный выход из кризиса — это внесение изменений в деятельность, ведь в период кризиса выживает не сильнейший, но самый адаптивный.
Литература:
- COMCEC, 2017. Risk & Crisis Management in Tourism Sector: Recovery from Crisis in the OIC Member Countries. Ankara: COMCEC COORDINATION OFFICE.
- Министерство туризма, 2022 г. Министерство туризма инициировало включение подсектора «Гостиничный бизнес» в качестве правомочного в соответствии с процедурой BG16RFOP002–6.002 «Восстановление МСП путем повышения энергоэффективности» ОПИК 2014–2020. [Online] Available at: https://www.tourism.government.bg/bg/kategorii/novini/ministerstvo-na-turizma-iniciira-vklyuchvaneto-na-podsektor-hotelierstvo-kato