В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.
The article presents the results of a study of the emotional, communicative and cognitive spheres of school-age children. The effectiveness of the program for accompanying children with disabilities based on game interaction is shown.
Гипотеза исследования: программа психолого-педагогического детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия будет способствовать снижению уровня тревожности у детей, активизации коммуникативных навыков, развитию памяти и внимания.
Для проверки гипотезы была постановлена следующая цель: представить результаты опытно-экспериментальной работы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического и дефектологического цикла, а также учителями общеобразовательных учреждений в работе с детьми с ОВЗ.
База и выборка исследования : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Мантурово Костромской области. В данном учреждении обучается 39 детей с ограниченными возможностями здоровья. В общей сложности дефектолог работает с 27 ребенком. Из них 17 человек из начальной школы и 10 человек из старшей школы.
Таким образом, в исследовании приняли участие 25 детей с ОВЗ, обусловленные ЗПР, ОВЗ, обусловленное нарушением, ОДА (1 человек), ОВЗ, обусловленные легкой степенью умственной отсталости (1 человек).
Методы исследования: эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Условия реализации программы: активное участие и заинтересованность педагогов, детей и родителей, наличие необходимого оборудования и методологического инструментария.
Цель программы : коррекция высокого уровня тревожности, активизация коммуникативной функции, развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ.
Задачи программы:
- Минимизация симптомов и признаков тревожности и тревожных состояний детей с ОВЗ;
- Развитие коммуникативной функции детей с ОВЗ;
- Активизация психических познавательных процессов: памяти и внимания у детей с ОВЗ.
Блоки программы и продолжительность:
- Эмоциональное развитие. Работа с тревожностью. 1 академический час 2 раза в неделю.
- Коммуникативный блок. Развитие навыков общения и общительности. 1 академический час 2 раза в неделю.
- Блок развития психических познавательных процессов.1 академический час 2 раза в неделю.
Диагностический этап программы реализовался при помощи следующих методик:
— Шкала тревожности Тейлора (MAS), адаптация В. Г. Норакидзе;
— Тест на определение общительности ребенка (автор Н. Преображенская).
— «Кольца «Ландольта».
— Тест слуховой памяти З. М. Истоминой.
Для выявления статистически значимых различий до и после формирующего эксперимента использовался Т-критерий Вилкоксона.
Данные сравнения выборки выявили значимые различия между подвыборками по показателям тревожности. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа показателя тревожности детей с ОВЗ после психолого-педагогического воздействия
Показатель |
Т-критерий |
Уровень значимости* |
Личностная тревожность |
36,0 |
В зоне значимости |
Примечание: *p <0,05000
После проведение коррекционной программы, мы видим, что показатели коммуникации стали выше (см. рисунок 1).
Рис. 1. Результаты изучения уровня общительности детей после реализации программы, %
Значимые различая на уровне р≤0,05 были выявлены по показателям общительности. После психолого-педагогического воздействия на основе игр уровень общительности детей стал выше. Дети стали более открыты миру, имеют эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера.
Данные, представленные в таблице 2, показывают положительную динамику в развитии слуховой памяти у детей ОВЗ. Выявлены статистически значимые различия при р≤0,05 по показателю слуховой памяти (см. таблицу 2).
А именно, после занятий по развитию памяти наблюдается увеличение детей с высоким уровнем слуховой памяти. Объем детей с хорошим уровнем памяти возрос. Также стало больше детей и со средним уровнем памяти. Детей с низким уровнем запоминания стало меньше.
Таблица 2
Результаты выявления различий в показателях памяти до и после психолого-педагогического воздействия
Показатель |
Т-критерий |
Слуховая память |
123,7* |
Примечание: * — значения для р≤0,05, ** — значения для р≤0,01
С целью выявления значимости различий в уровне устойчивости и продуктивности внимания детей до и после развивающих занятий применялся критерий Вилкоксона (см. табл.3).
Таблица 3
Результаты выявления различий в показателях внимания до и после психолого-педагогического воздействия
Показатель |
Т-критерий |
Внимание |
0,189* |
Примечание: * — значения для р≤0,05, ** — значения для р≤0,01
Данные, представленные в таблице 3, показывают положительную динамику в развитии внимания у детей с ОВЗ. Выявлены статистически значимые различия при р≤0,05 по показателю внимания.
Вывод. Проведенная работа по развитию эмоциональной, коммуникативной и познавательной функции детей с ОВЗ оказалась эффективной. Психолого-педагогическое сопровождение на основе игровых технологий способствует снижению уровня тревожности, повышению уровня коммуникации, развитию памяти и внимания.
В результате сравнительного анализа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем тревожности уменьшилось. После психолого-педагогического воздействия на основе игр уровень общительности детей стал выше. Также стало больше детей и со средним уровнем памяти. Детей с низким уровнем запоминания стало меньше. Полученные данные показывают положительную динамику в развитии внимания у детей с ОВЗ.
Можно утверждать, что проведенный формирующий эксперимент дал положительные результаты, показатели продуктивности и устойчивости внимания школьников изменились. Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность разработанной программы, гипотезы исследования нашли свое подтверждение.
Литература:
- Абрамова, И. В. Взаимодействие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования / И. В. Абрамова, Е. В. Золоткова, И. Е. Пушкова // Российский научный журнал. Саратов, 2018. — № 5 (30). — С. 153–158.
- Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: ВЛАДОС, 2020.-368 с.
- Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания / Е. А. Александрова // Новые ценности образования. М.: Шк. самоопределения, 2021. — С. 71–81.
- Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. — М.:Academia, 2002. — 208 с.
- Алехина, С. А. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2016. — 92 с.
- Битянова, М. Организация психологической работы в школе / М. Ф. Битянова. — М.: Совершенство, 2017.-298 с.
- Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Н. Ю. Борякова. — М.: АСТ, Астрель, 2018. — 222 с.
- Букатов, В.М., Ершова А. П. Социо-игровые приёмы обучения. СПб: Образовательные проекты. / В. М. Букатов, А. П. Ершова. — М: НИИ школьных технологий, 2018. — 193с.
- Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики. / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 280 с.
- Гордеева, А. В. Реабилитационная педагогика в общеобразовательном контексте: Учебно-методическое пособие / А. В. Гордеева. М.: АПК и ПРО, 2002. — 64 с.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М.: ООО «Аспект», 2019. — 448 с.
- Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / сост. Н. Д. Шматко. — М.: Аквариум, 2018. –128 с.
- Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя / В. П. Кащенко. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2019.— 223 с.
- Кокосова, И. В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — № 3, 2018. — С.24–27.
- Колганова, В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. Часть 1. / В. Колганова. –Айрис-пресс, 2017. — 416с
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Кумариной Г. Ф. М.:Academia, 2021. — 320 с.
- Крутецкнй, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 2016. — 303 с.
- Кузьмина,Е. С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию внутриколлективных отношений умственно отсталых учащихся среднего школьного возраста / Е. С. Кузьмина, Г. А. Шилова. М.:Прометей, 2019. — С. 450–458.
- Организация игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие для педагогов ДОО / Г. В. Яковлева, Е. В. Андрющенко. — Челябинск: ЧИППКРО, 2019–136 с.
- Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — C. 20–22.
- Саввиди, М. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / журнал. 2019. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2015015439 (дата обращения: 02.08.2021).