2022-й год, стартовавший под вдохновенным лозунгом «Эпоха народа с Аркадагом», знаменуется в славной исторической летописи независимого, нейтрального Туркменистана ясными целями, высокими задачами и неиссякаемым вдохновением в их достижении на пути дальнейшего упрочнения государственного суверенитета. Принята комплексная, всесторонне взвешенная и глубоко прагматичная по своей сути программа политического, социально-экономического и духовно-культурного развития Туркменистана на предстоящие 30 лет. В числе указанных в ней стратегических приоритетов важная роль отводится целенаправленному развитию и совершенствованию всех форм собственности, в том числе интеллектуальной собственности. Реалии новой исторической эпохи выводят вопросы развития, надёжной защиты, детального правового регулирования и эффективного использования интеллектуальной собственности выводят на передний план коммерческой, производственной, частнопредпринимательской и внешнеэкономической деятельности практически каждого предприятия, вне зависимости от его организационно-правовой формы и географического расположения. Интеллектуальная собственность в современных условиях становится объектом надёжной защиты по всему миру.
В решении намеченных задач по дальнейшему обеспечению научно-инновационного развития Туркменистана, успешному продвижению отечественной продукции на мировые потребительские рынки и повышение её конкурентоспособности возрастает актуальность целенаправленного совершенствования профильной отрасли национального права в контексте надёжной защиты интеллектуальной собственности.
Важным направлением этой работы следует указать включение непосредственных и смежных вопросов и задач по обеспечению надёжной правовой защиты интеллектуальной собственности в принимаемые Туркменистаном комплексные программы всестороннего развития Туркменистана. Задачи просветительской и интеллектуальной собственности в рамках стратегических направлений индустриального и инновационного развития национальной экономики Туркменистана, в частности, находят отражение в части 8-й Программы «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022–2052 г.г». [4].
Детально разработанные цели и задачи по «имплементации национальной системы защиты интеллектуальной собственности нормам мировых стандартов, содействие внедрению технических и культурных достижений в сферы государственного и общественного развития, реализация мер по обеспечению гарантий защиты прав интеллектуальной собственности субъектов на государственном и международном уровнях» предусмотрены Планом действий по реализации «Программы Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 2019–2025 г.г». [5].
Кроме того, следует отметить ощутимый прогресс в успешной реализации «Программы развития сферы интеллектуальной собственности Туркменистана на 2015–2020 г.г»..
В настоящее время работа по последовательному укреплению защищённости права интеллектуальной собственности в нашей стране ведётся в полном соответствии «Программе развития сферы интеллектуальной собственности Туркменистана на 2021–2025 гг.» и Планом действий по реализации данной Программы, утверждённых соответствующим Постановлением Президента Туркменистана от 4 декабря 2020 года. [7].
В данном контексте возрастает актуальность глубинного изучения научно-теоретических и прикладных аспектов права интеллектуальной собственности.
Истоки возникновения термина «интеллектуальная собственность» связывают с французским законодательством конца XVIII века. Впервые он находит своё отражение в трудах выдающихся французских философов и просветителей — Д. Дидро, Вольтера, К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, Ж. Ж. Руссо.
Согласно теоретическому наполнению термина «интеллектуальная собственность», результаты труда человека материальные блага либо плоды его творческой деятельности) являются его собственностью. Таким образом, собственник творческого процесса обретает особые права обладать и распоряжаться результатами этого труда.
Конвенция об образовании Всемирной организации интеллектуального права, диапазон права интеллектуальной собственности включает в себя [8]:
1) литературные, художественные и научные произведения;
2) исполненные выступления, фонограммы и транслируемые в эфире передачи;
3) изобретения во всех сферах человеческой деятельности;
4) научные открытия;
5) промышленные образцы;
6) товарные знаки;
7) профилактика недобросовестной конкуренции;
8) иные труды в рамках производственных, научных, литературных и художественных произведений, относящихся к интеллектуальной собственности.
В Туркменистане защита права интеллектуальной собственности указывается в числе многочисленных функций, остающихся прерогативой государства. Курирование указанных функций поручено специально созданной Постановлением Президента Туркменистана от 1 марта 2013 года Государственной службе по интеллектуальной собственности Министерства финансов и экономики Туркменистана [6].
В сжатые исторические сроки эпохи суверенного развития Туркменистана накоплен внушительный опыт совершенствования национального права интеллектуальной деятельности.
Основополагающие нормы регулирования вопросов защиты права интеллектуальной собственности закреплены новой редакцией Конституции Туркменистана. Статья 12 Основного Закона страны, в частности, гласит: «Собственность неприкосновенна. Туркменистан признаёт право частной собственности на землю, средства производства, иные материальные и интеллектуальные ценности». [1, С. 16]. Также, статьёй 56 действующей ныне редакции Конституции Туркменистана закреплена следующая правовая норма: «Каждый человек имеет право на участие в культурной жизни, свободу художественного, научного и технического творчества. Авторские права и интересы человека в научном, техническом творчестве, а также художественной, литературной и культурной деятельности охраняются законом» [1, С. 30].
Согласно статье 5 Закона Туркменистана «О собственности» в числе объектов права собственности в числе других указываются также «открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, иные результаты интеллектуальной деятельности» [3].
В статье 1055-й Гражданского кодекса Туркменистана отражены ситуации возникновения авторского права на результаты интеллектуальной деятельности [2].
Также следует отметить важное значение принятия в 2012 году Закона Туркменистана «Об авторском праве и смежных правах», регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, фонограмм и видеограмм, передач организаций вещания (смежные права).
В общей сложности, законодательные акты в национальной системе защиты права интеллектуальной собственности условно можно разделить на две группы. В первую группу включаютспециализированные законы Туркменистана, обеспечивающие защиту прав интеллектуальной собственности. Основной целью разработки и принятия указанных законов является регулирование отдельных, узко специализированных аспектов права интеллектуальной собственности. Ко второй группе правовых актов в области защиты права интеллектуальной собственности относят законы, хотя и не узко профилированные на регулирование указанных отношений, но всё же содержание в себе отдельные нормы, регулирующие такие отношения.
Являясь субъектом международных отношений, Туркменистан поддерживает активное взаимодействие с Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Наша страна вошла в состав Всемирной организации интеллектуальной собственности в 1995 году, присоединившись к соответствующей Конвенции. За период формирования и развития национальной системы интеллектуальной собственности в рамках международного сотрудничества были предприняты решительные шаги, способствующие интенсивному и эффективному интегрированию Туркменистана в плоскость международного патентного права в области промышленной собственности. На сегодняшний день Туркменистан присоединился к целому ряду базовых международных конвенций, договоров и соглашений в области защиты права интеллектуальной собственности.
«Программой развития сферы интеллектуальной собственности Туркменистана на 2021–2025 гг.» и Планом действий по реализации данной Программы, утверждённых соответствующим Постановлением Президента Туркменистана от 4 декабря 2020 года, намечены меры по подготовке предложений в вопросе присоединения Туркменистана к международным договорам в области интеллектуальной собственности, администрируемым Всемирной организацией интеллектуальной собственности [7].
В соответствии указанному Плану, намечены задачи подготовки и практической реализации предложений по взаимной имплементации и гармонизации Договора по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) и законодательства Туркменистана в области интеллектуальной собственности [7].
Успешное осуществление указанных мер создаёт благоприятные предпосылки для успешному интегрирования Туркменистана в глобальную систему экономического хозяйства.
Резюмируя, следует констатировать наличие достаточного прикладного опыта, накопленного Туркменистаном в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности. В настоящее время в стране создана внушительная правовая платформа по обеспечению строгого соблюдения незыблемых прав интеллектуальной собственности. В то же самое время, видится целесообразным и своевременным (актуальным) дополнить национальное законодательство в области защиты прав интеллектуальной собственности Законом Туркменистана «О защите конкуренции». Введение в действие данного закона призвано органично дополнить и существенно расширить диапазон действенного правового инструментария защиты законных прав и интересов как производителей, так и потребителей интеллектуальных продуктов.
Литература:
- Конституция Туркменистана (новая редакция) — A.: ТГИС, 2020.
- Гражданский кодекс Туркменистана. — Ашхабад: ТГИС, 2014. — 238 с.
- Закон Туркменистан «О собственности». — Ашхабад, 2015.
- “Berkarar döwletiň täze eýýamynyň Galkynyşy: Türkmenistany 2022–2052-nji ýyllarda durmuş-ykdysady taýdan ösdürmegiň milli Maksatnamasy”. — 83 s.
- «Государственная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2019–2025 годы». — Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2019ю — 418 с.
- Türkmenistanyň Prezidentiniň namalarynyň we Türkmenistanyň Hökümetiniň çözgütleriniň ýygyndysy. — 2013. — № 3. (2459-njy madda)
- Türkmenistanyň Prezidentiniň namalarynyň we Türkmenistanyň Hökümetiniň çözgütleriniň ýygyndysy. — 2020. — № 12.
- Введение в интеллектуальную собственность. — Женева: ВОИС, 1998. — 4 s.