На сегодняшний день на повестке дня стоит проблема обеспечения высотной техники при тушении пожара, в которых возникает необходимость при эвакуации людей из высотных зданий. Данная проблема технологического характера существует для многих передовых стран современности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, техническая оснащенность, высотная пожарная техника, канатно-спусковая техника, летательная техника.
Именно благодаря высотным конструкциям обеспечивается спасение людей и их эвакуация в самые сжатые сроки из зоны ЧС и с минимальными потерями для самих сотрудников служб МЧС [1, с. 37].
Итак, на современном этапе развития технологического процесса имеет актуальность непосредственный обзор высотной пожарной техники для тушения и спасения людей.
На практике реализации спасательных операций упор делает на две основные группы технологических средств эвакуации и спасения из многоэтажных сооружений, среди которых следует выделить следующие:
– первую группу рассматриваемых средств составляет все инженер-технические разработки, которые обеспечивают непосредственный подъем к горящему зданию, как механическим способом, например, лестницы автоматического вида, фасадные лифты и др., так и воздушным способом, например, вертолеты и иные летательные аппараты;
– следующую группу спасательных технических средств составляют спасательные системы рукавного типа, прыжковые устройства амортизирующего свойства и иные.
С учетом современного развития научно-технического прогресса имеются определенные разработки в рассматриваемой сфере, которые активно используются в современной системе пожарной безопасности с учетом современных требований в области высоты инженерных сооружений [2, с. 92].
Для понимания целей разработки высотной пожарно-спасательной техники следует более полно определить также методы спасения и эвакуации людей из высотных зданий, выделим некоторые из них:
– Вертолетные платформы.
– Канатно-спускные устройства автоматические.
– Спасательные рукава пожарные.
– Лестницы пожарные специальные.
– Спасательные трапы (желоба).
Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) — специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен [2].
В отличие от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на шасси грузовых автомобилей большой грузоподъемности с колёсной формулой 6×4, 6×6, 8×4. Эти машины могут безопасно работать даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон. В подразделениях МЧС ДНР эксплуатируются 11 пожарных автоподъемников: АКП-30 (53213) ПМ-509–2 единицы; АКП Bronto Skylift 303 (53213) — 1 единица; АКП-32 (43118) ПМ-545–3 единицы; АКП-50 (6540) ПМ-514Б — 5 единиц. Модели автоподъемников, эксплуатируемых в пожарно-спасательных частях МЧС ДНР, изготавливается ОАО «Пожтехника» (г. Торжок, Россия) [3].
Подъемники АКП-30 и АКП-32 имеют конструктивное исполнение с шарнирным соединением колен, а подъемник АКП-50 — с шарнирно-телескопическим соединением колен (рис. 1, в). Данное различие в конструкции обуславливает для тридцатиметровых АКП увеличение габаритов автомобиля.
При большей высоте подъема и четырехосном шасси АКП-50 имеет габаритную длину всего 12 м, а АКП-30–14,7 м. Специфической разновидностью пожарных подъемников является телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ) — пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
Таким образом, рассматривая вопрос о преимуществах и недостатках ТПЛ по сравнению с АКП, следует выделять отдельно варианты исполнения АКП. Подъемник с шарнирным соединением колен (например, АКП-30) дешевле в производстве, но по причине коленчатого привода раскладывания стрелы требует больше свободного пространства для работы и характеризуется неравномерным распределением веса. Стрела такого подъемника напоминает ножницы — две её секции складываются таким же образом. В корзине можно поднять до тонны груза, при этом люлька может опускаться ниже нулевой отметки.
Механизм телескопического типа состоит из нескольких трубчатых элементов, которые выдвигаются один за другим. Благодаря такому принципу возможен подъем люльки на любые высоты.
Выдвигаются и складываются колена благодаря тросово-цепному или гидравлическому механизму. За счет такой конструкции улучшается надежность, маневренность техники и открывается возможность работы в областях со стесненным пространством. Чаще всего такая спецтехника применяется в узких дворах и на улицах города.
Особенного внимания заслуживают автолестницы, а также автоподъемники. Данные технические средства на сегодняшний день являются основными и наиболее эффективными средствами, которые используются при эвакуации людей из высотных зданий [3, с. 217].
Особую роль при спасательных работах имеют спасательные комплексы, к которым относятся Подъемно-спусковые устройства и представляют собой комбинацию подвесной канатной дороги и пассажирского лифта
Также, следует отметить, что на сегодняшний день на практике более часто стали применяться пожарные вертолеты.
Литература:
- Пожарная безопасность: Справочник / Под ред. д.т.н., проф. Собуря С. В. — 4-е изд., перераб. — М.: ПожКнига, 2020. — 264 с.,
- Технологическое обеспечение пожарной безопасности: Пособие / Собурь С. В. — 2-е изд. (с изм.). — М.: Пожнаука, 2018. — 354 с., ил.
- Пожарная безопасность предприятия. Курс пожарно-технического минимума: Пособие / С. В. Собурь. — 13-е изд., перераб. — М.: ПожКнига, 2021. — 496 c.