В статье авторы пытаются выделить тенденции финансового контроля государственного оборонного заказа, а также обобщить нарушения в данной сфере.
Ключевые слова: государственный оборонный заказ, затратный метод, структура затрат, контракт, рентабельность оборонного заказа.
Рассматривая рынок государственного оборонного заказа, актуальной проблемой является выбор правильной стратегии ценообразования и установления нормы прибыли по контрактам, поскольку цена контракта должна не только обеспечивать эффективное использование бюджетных средств, но и обеспечивать предприятию получение прибыли от его финансово-хозяйственной деятельности. Однако, большинство предприятий, работающих в рамках ГОЗ, находятся на грани банкротства. Поэтому совершенствование мероприятий по управлению прибылью является первостепенной задачей.
В ходе разработки мероприятий по установлению эффективной цены на продукцию ГОЗ, необходимо выполнить ряд предварительных этапов.
Рынок государственного оборонного заказа жестко регламентирован нормативно-правовыми актами, поскольку от результатов работы зависит обороноспособность страны. Основополагающим регулятором данной сферы является Федеральный Закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012, в котором прописаны правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по ГОЗ [4].
Начальная (максимальная) цена государственного контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке.
Начальная цена может формироваться с применением одного или нескольких основных методов:
1) метода предельного уровня цены;
2) затратного метода;
3) аналогового метода.
При формировании начальной цены методом предельного уровня цены, производится индексация исходной (базовой) цены продукции при помощи индексов цен производителей, индексов-дефляторов, индекса потребительских цен. За базовую цену принимается фактическая цена на продукцию по ранее заключенному контракту, цена на аналогичную продукцию или цена, равная сумме затрат на производство и реализацию продукции и размера прибыли в ценах базового года.
Данный метод рекомендовано использовать при формировании цены на серийную продукцию, на поставку покупных комплектующих изделий к продукции по цене менее 1 млн. рублей за единицу, а также сложных покупных комплектующих изделий к продукции по цене от 1 млн. рублей до 25 млн. рублей за единицу по номенклатуре [3], согласованной головным исполнителем с государственным заказчиком продукции, поставку сырья и материалов, необходимых головному исполнителю (соисполнителю) для производства и реализации продукции, закупка которой предусмотрена государственным контрактом.
При использовании затратного метода, ценообразование на единицу продукции производится с учетом состава затрат на ее производство и реализацию и размера прибыли. Состав затрат, включаемых в цену на продукцию, определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При аналоговом методе за основу формирования цены единицы продукции берется цена аналога, схожая по своему функциональному назначению. Данный метод в основном применяется для определения цен на модернизируемые образцы серийных изделий.
Уровень рентабельности как составная часть цены единицы продукции определяется исходя из метода ценообразования, применяемого при формировании данной цены.
Так для затратного метода, расчеты проводятся исходя из плановых затрат на покупные материалы, комплектующие изделия и прочих затрат при производстве и реализации продукции по ГОЗ.
При ценообразовании на продукцию ГОЗ и определение плановой нормы прибыли по контракту, государственный заказчик и исполнитель являются равноправными сторонами, но имеют совершенно отличные цели. Для первого, первостепенную роль имеет оптимизация использования бюджетных средств (гарантия качества продукции при экономии бюджетных средств), а для второго — получение максимальной прибыли.
Для обеспечения единого подхода при определении цен на продукцию оборонного назначения, утверждены нормативные документы, в которых прописан предельный норматив рентабельности на продукцию ГОЗ при ценообразовании, однако нигде нет методики, в которой расчет уровня рентабельности зависит от типа продукции или услуг, а также от структуры затрат. Именно с данной проблемой и сталкиваются планово-экономические отделы исполнителей ГОЗ и представители государственного заказчика. При завышенной норме рентабельности по контракту, наблюдается неэффективное использование оборонного бюджета, а при заниженной — снижение чистой прибыли организаций, которая является основным финансирующим источником развития производства, и как следствие, замедлению темпов развития как предприятия, так и всей оборонной промышленности в целом.
Обычно, на предприятии, при расчете нормы рентабельности, смотрят на структуру затрат, увязанную с материальными затратами. Если их удельный вес не переступает пороговое значение, равное 70 %, то принимают предельное значение уровня рентабельности, утвержденного в нормативных документах. Если наблюдается превышение — уровень рентабельности снижается на 5 пунктов. Однако, даже такая практика присутствует не на всех предприятиях. Многие берут усредненной значение порога рентабельности в размере 10 % от общей величины затрат. Кроме того, в основном, исполнители ГОЗ, выпуская продукцию с длинным производственным циклом, вынуждены погашать ценовые разницы, возникающие в результате превышения нормативных затрат из-за опережающего роста на комплектующие изделия, из своей чистой прибыли. Таким образом, хозяйственная деятельность исполнителей контрактов по ГОЗ становится низкорентабельной или убыточной.
Для решения данной проблемы, был следует проводить анализ методологических основ управления прибылью. Однако в нормативно-правовых актах, указан порядок формирования только максимального значения нормы рентабельности. Поэтому эффективнее внедрять методики расчета дифференцированных уровней рентабельности, учитывая структуру себестоимости продукции или услуги, а именно удельный вес расходов в разрезе принятых статей калькуляции. Для решения такой задачи, следует провести анализ нескольких контрактов, заключенных на предприятии, а именно порядок калькуляции их себестоимости, далее рассчитать коэффициенты весомости постатейных расходов. Исходя из структуры затрат можно определить максимальный уровень рентабельности, допустимый по законодательству РФ. Если при анализе нормы прибыли по каждому из контрактов, было выявлен тот факт, что установленный уровень рентабельности очень низкий по каким-то контрактам, то следует рассчитать частные уровни рентабельности по каждой статье расходов именно для этих контрактов. После применения данной методики будет наблюдаться значительное превышение уровня рентабельности по анализируемым контрактам, что свидетельствует о необходимости ее применения на предприятиях, работающих в рамках государственного оборонного заказа.
Литература:
1. Липченко Е. И. Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа// Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях. –Волгоград, 2022. — С. 51–54.
2. Максиненко Т. С, Шабанова Н. Д. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа// Современные тренды развития стран и регионов — 2017. — 2018. — С 420–423.
3. Палеха В. И. Банковское сопровождение оборонного заказа // Военная экономика и военные финансы: история и современность, итоговая военно-научная конференция финансово-экономического факультета, посвященная 100-летию военно-финансового образования. — Москва, 2021. — С. 249–257.