Актуальность статьи выражена тем, что налоговый контроль является составной частью государственного финансового контроля, способствует реализации финансовой и бюджетной политики, нацеленной на обеспечение максимального роста доходных поступлений в бюджеты разных уровней. Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости создания цивилизованной налоговой системы. В последнее время все более заметно проявление тенденции к снижению коэффициента полезного действия налоговой системы: отмечается массовое уклонение от уплаты налогов, растут недоимки по начисленным налоговым платежам. Нарушения выявляются у каждого второго проверяемого налогоплательщика. В таких условиях, для успешного проведения налоговой политики государства необходима система организационных мероприятий, в которой одной из главных составляющих выступал бы налоговый контроль. Актуальность статьи заключается в необходимости совершенствования организации выездных налоговых проверок в Российской Федерации, выявлении недостатков существующей системы и их устранении.
Ключевые слова: налоговый учет, налог, налогоплательщик, налоговая политика, объект налогообложения, налоговый контроль, система сбора налога, налоговое законодательство.
Контроль за соблюдением налогового законодательства РФ налогоплательщиками — основная цель проведения камеральной налоговой проверки. Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи: провести предварительные мероприятия, связанные с профилактикой, предотвращением налоговых правонарушений, что должно эффективно отражаться на налоговых поступлениях в доходные части бюджетов различных уровней государства.
Эффективность выездных налоговых проверок из года в год растет, удельный вес низкоэффективных проверок, соответственно, снижается, растет качество проверок — суммы уменьшенных вышестоящими налоговыми органами и судами доначислений сокращаются. Все это становится возможным благодаря качественному развитию налоговой системы и подхода к контрольной работе со стороны ФНС в целом.
В целях повышения результативности выездных налоговых проверок налоговым органом определяется методика, благодаря которой обеспечивается оптимальное распределение имеющихся ресурсов и качественный отбор налогоплательщиков. В настоящее время, наиболее эффективным, по сравнению со случайным отбором на основе статистики, является отбор на основе определенных расчетов, так как в данном случае обеспечивается обоснованность отбора для проведения контрольных процедур, увеличивается эффективность.
Проанализировав некоторые проблемы, снижающие эффективность проведения камеральных налоговых проверок в России, выявим следующие из них:
- Оптимизация налогоплательщиком хозяйственной деятельности путем занижения сумм налоговых отчислений. Проблема состоит в законодательном ограничении использования сведений о деятельности налогоплательщика при проведении камеральной проверки.
- Проблемы анализа документов и счет-фактур, подтверждающих право применения вычетов по НДС. По мнению арбитражных судов, непредоставление в налоговый орган документов, подтверждающих правильность формирования налоговой базы и исчисления НДС, не является свидетельством занижения базы налогообложения и неуплаты налога. То есть применение налогового вычета носит в данном случае правомерный характер.
- Много вопросов возникает при проведении камеральных проверок в отношении так называемых фирм-однодневок. Дифференцировать и выявлять таких налогоплательщиков достаточно сложно. Необходимо систематизировать мониторинг движения денежных средств на счетах таких организаций и нулевые, сознательно заниженные показатели деятельности налогоплательщика.
- Дополнительные мероприятия, связанные с осуществлением камеральных проверок, приведут к еще больше загруженности налоговых инспекторов, что может сказаться на качестве их проведения. Как следствие — массовый характер упущений, недочетов и ошибок при анализе деклараций, сумм уплаченных налогов. Доначисление значительных сумм приведет к увеличению показателей выявленных правонарушений и применения по результатам проверок административных и собственно налоговых санкций.
Чтобы прийти к решению данных проблем, необходимо выработать устойчивые критерии, по которым могут выявляться нарушители налогового законодательства и становиться объектами камеральных налоговых проверок. В связи с этим можно предложить универсализировать методику анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика как комплекса осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, так как применение форм и мероприятий налогового контроля, не предусмотренных налоговым законодательством, приводит к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.
В целях общего повышения эффективности камеральных налоговых проверок необходимо упорядочить процесс их проведения путем конкретизации вопросов и направлений, которые должны стать основой проверки. Правильным было бы разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование отбора потенциальных кандидатов на камеральную проверку и повышение результативности проверки.
Для повышения качества нормативно-правовой базы и устранения текущих противоречий в налоговом законодательстве, касающихся камеральных проверок, необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих основания для проведения углубленной камеральной проверки.
Помимо сформулированных выше мер, для повышения эффективности камеральных налоговых проверок целесообразно расширить перечень документов, которые можно истребовать при проведении камеральной налоговой проверки, так как на современном этапе сведения о счетах налогоплательщика предоставляются налоговым органам лишь по специальному запросу.
А теперь обратимся к проблемам выездных налоговых проверок.
Выездные налоговые проверки являются основной формой налогового контроля, поскольку позволяют выявить и документально подтвердить налоговые правонарушения. При этом они являются и самыми затратными по ресурсам во всех смыслах: бюджетным, трудовым и временным.
Проблема данной проверки вытекает на этапе проверки документов и расчетов. На данном этапе выстраиваются предположительные схемы ухода от налогообложения, в том числе и «примеряются» типовые, которые уже известны налоговым органам. Результатом такого труда является рекомендация в план выездных налоговых проверок налогоплательщиков с высокими рисками ведения финансово-хозяйственной деятельности и гарантией их обнаружения. Проблема выражается именно в:
- Собранной информации может быть недостаточно, чтобы подтвердить налоговое правонарушение.
- Инспектору может не хватить профессионализма, информации или времени, отведенного на проверку, чтобы обнаружить и доказать налоговое правонарушение.
Проблема этого этапа связаны с риском не собрать полноценную доказательную базу по проверке и не убедить арбитражный суд в совершенном налоговом правонарушении, а также совершить ошибки процессуального характера, нарушить сроки или последовательность отдельных процедур.
Также можно отметить, что по окончании выездной налоговой проверки у налогоплательщика автоматически возникает право оспорить результаты проверки в вышестоящий налоговый орган в ходе так называемого досудебного урегулирования налоговых споров.
По итогам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе может быть принято одно из решений: оставить в силе результаты выездной налоговой проверки, отменить решение нижестоящего налогового органа либо могут быть назначены дополнительные контрольные мероприятия.
В Налоговом кодексе Российской Федерации упоминается в качестве формы налогового контроля получение объяснений налогоплательщика, однако многие вопросы процессуального характера не урегулированы в законодательном порядке. По этой причине возникает вопрос о количественном составе форм налогового контроля, а соответственно, и его методов. Эта проблема также освещалась учеными в области российского налогового и финансового права.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398;
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022;
- Викуленко А. Е. Роль и перспективы развития налоговой системы России // Экономический вектор. — 2016. — № 2. — С. 38–44;
- Гасиева З. П., Гиоева Е. Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2018. — № 2. — С. 17–23;
- Крохина Ю. А. Налоги и налогообложение. — М.: Юрайт, 2017. — 300 с;
- Налоги и налогообложение / Под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Юрайт, 2018. — 504 с.