Управление муниципальным имуществом на примере осуществления муниципального земельного контроля в Салехарде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.10.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Закревский, М. Р. Управление муниципальным имуществом на примере осуществления муниципального земельного контроля в Салехарде / М. Р. Закревский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95734/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы управления муниципальным имуществом на примере осуществления муниципального земельного контроля в г. Салехарде. Проанализированы и систематизированы нарушения земельного законодательства, а также акты, составленные по данным нарушениям.

Ключевые слова: муниципальное имущество, управление муниципальным имуществом, регион, осуществление муниципального земельного контроля, нарушения земельного законодательства.

Муниципальное имущество — движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования.

Вопросы, связанные с имуществом, изучались такими российскими учёными как: Андреева А. В., Белокопытова Е. Н., Маслов Б. Г., Пригода Л. В., Разорвин И. В., и зарубежными учёными: Ballestero F., Nam T. и другими.

При управлении и распоряжением муниципальным имуществом необходимо учитывать особенности правового режима объектов. Сейчас в нашей стране всё больше учёных говорят о наличии цифровой инфраструктуры и повышении компетенции граждан в цифровой экономике. Ускорение передачи, обработки и хранения данных влияют на трансформацию их роли и значения для обеспечения общественного воспроизводства. Быстрый рост объёма доступных данных сопровождается также большим объёмом лишней информации в Интернет, тем самым усложняя поиск нужной информации, в т. ч. и по поиску муниципальной собственности. И современные платформы привносят правовые и междисциплинарные перспективы в трудовые, рыночные, технологические и другие проблемы, возникающие в результате их применения.

Учитывая, что развитие экономики проходит в высоком темпе, можно представить применение искусственного интеллекта в управлении перспективной государственной собственностью. Искусственный интеллект в дальнейшем будет серьёзным конкурентом тем, кто сегодня создаёт цифровую экономику: учёным, конструкторам, программистам. Учитывая это, в экономическую деятельность внедряются роботы-программисты, роботы управленцы, наделённые искусственным интеллектом [1].

Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления и материальной базой работоспособной экономики муниципального образования (далее по тексту МО). Субъектом управления муниципальной собственностью является население МО и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти. Управление муниципальным имуществом должно быть направлено на создание эффективного механизма использования собственности. Имущество МО не считается государственным. Одной из составляющей муниципальной собственности является наличие тех или иных природных ресурсов. Отдельные акты разграничения прав на природные ресурсы нашли отражение в различных актах, таких как: Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ и т. д.

Существует необходимость местным органам власти больше уделять внимания при переходе к цифровому управлению тех или иных процессов, к созданию правильно выстроенного цифрового пространства с использованием масштабной IT-стратегией. Важно также внедрение автоматизированной системы управления муниципальным имуществом для полной инвентаризации городской собственности, составления достоверного перечня имущества и контроля за эффективным использованием, т. е. приращение стоимости. Например, применение процессного подхода позволит более оперативно решать возникающие экономические вопросы и воздействовать на будущий результат.

С 2021 года Росреестр по муниципальным округам работает над созданием Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Сейчас эти сведения хранятся более чем в десяти различных информационных системах. Объективный и своевременный статистический мониторинг процессов и результатов цифровизации муниципального имущества может быть реализован в полном объёме при наличии соответствующего подзаконного акта о порядке статистического мониторинга цифровой трансформации. Основные цели цифровизации собственности муниципального образования — это сбор и сопоставление сведений о земле и недвижимости, которые содержатся в разных государственных картотеках.

Целью развития информационного обеспечения организационно-экономического механизма рационального использования земельных ресурсов является достижение максимально эффективного использования земель, при этом сохраняя и улучшая природные свойства земли, как особенного социо-эколого-экономического объекта, являющегося основой успешного развития региона. Повышение экономической эффективности использования земель предприятиями Агропромышленного комплекса, Лесопромышленного комплекса и других, должно сопровождаться контрольно-координационной деятельностью со стороны государственных органов власти [2].

При этом экономическая составляющая, является важной частью, но не единственной в системе использования земель. Значение экологической, природной, социальной и других функций земли должны учитываться при совершенствовании системы рационального использования земель. Такой комплексный подход к использованию земельных ресурсов подразумевает формирование системы социо-эколого-экономического обоснования хозяйственной деятельности на землях всех категорий в независимости от форм собственности и видов разрешённого использования.

Данная система обоснования подразумевает использование качественной и своевременной земельной информации и, как следствие, предполагает развитие информационного обеспечения. Суть развития информационного обеспечения заключается в формировании регионального информационного пространства (далее по тексту РИП) земельной информации для предоставления комплексных данных о земельных ресурсах в единый банк данных страны — «Единое информационное пространство» (ЕИП), созданного на платформе универсальной геоинформационной системы, желательно отечественного производства, открытой для пользователей и имеющей возможности для интеграции, аккумуляции, обработки и интерпретации разнородной земельной информации.

Следовательно, целью создания РИП является обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о земельных ресурсах, расположенных в регионе для повышения эффективности и рациональности их использования на основе осуществления комплексной социо-эколого-экономической оценки.

Задачи, решаемые при формировании РИП: выявить, определить и отобрать источники земельной информации; разработать структуру и состав базы данных земельной информации; определить программное обеспечение, на основе которого формируется РИП; обеспечить доступ к земельной информации всех заинтересованных пользователей на основе применения цифровых технологий; обосновать применение геоинформационных систем в качестве наиболее оптимального инструмента обработки, интерпретации и визуализации земельной информации имеющую геопространственную ориентацию.

Земельный контроль является важнейшим инструментом в системе регулирования земельными отношениями, цель которого выявление отклонений от общепринятых стандартов и принципов законности. Муниципальный земельный контроль является, с одной стороны, инструментом исполнения земельной, экономической и экологической политики страны. С другой стороны, это отдельный вид административной деятельности государства, который имеет свои собственные независимые цели, задачи, функции и формы реализации.

В российской правовой системе был закреплен термин муниципального контроля в принятом Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В тексте закона упоминаются две формы обеспечения законности деятельности — надзор и контроль, однако в отношении муниципального уровня законодатель выделяет только форму контроля. Целью проведения муниципального земельного контроля является выявление компетентными органами нарушений норм земельного законодательства, за которое действующим законодательством предусмотрена ответственность.

В результате устранения нарушений земельного законодательства и организации рационального использования земель землепользования могут характеризоваться как устойчивые и соблюдаются нормы охраны земельных ресурсов. Результатом проведения проверки является акт проверки, в котором указывается информация о выявленном органами муниципального земельного контроля совершенного правонарушения. Впоследствии копия такого акта направляется в орган государственного земельного надзора, который рассмотрев указанный акт должен принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела.

Полученное по результатам проверки решение органа государственного надзора направляется в орган местного самоуправления. Государственный земельный надзор на территории МО осуществляется согласно годового плана, также проводятся внеплановые проверки устранения нарушений по ранее выданным предписаниям нарушителям земельного законодательства, а также по результатам проведенных административных обследований, в ходе которых были установлены признаки нарушений земельного законодательства. Земельный надзор осуществляется государственным инспектором, прокуратурой района и полицией.

При осуществлении муниципального земельного контроля в г. Салехарде за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 проведено 147 проверок на предмет соблюдения требований земельного законодательства, в том числе 4 плановых проверок юридических лиц. Составлено 14 актов проверки, по которым нарушений не выявлено — рис. 1.

Нарушения земельного законодательства с 01.01.2021 по 31.12.2021 в г. Салехарде [3]

Рис. 1. Нарушения земельного законодательства с 01.01.2021 по 31.12.2021 в г. Салехарде [3]

По результатам проверок предписаний устранено 27 нарушений земельного законодательства.

По результатам осуществления муниципального земельного контроля за данный период:

1) Проведены плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, а также обследования, в том числе проводимые в рамках предоставления муниципальных услуг, и обследование земель на которых расположены деревянные строения (не имеющих правоустанавливающих документов) с целью их признания бесхозяйными в судебной порядке, по результатам которых составлено 1395 акта обследования.

2) Выдано 75 предписаний об устранении выявленных нарушений в области земельных отношений.

3) Оплачено административных штрафов за нарушение требований земельного законодательства на общую сумму 232 965 рублей 35 копеек.

4) Устранено 44 нарушения земельного законодательства.

5) Снесено 158 самовольно установленных строений.

Таким образом, на основе практических данных о муниципальном земельном контроле, значимость данного вида контроля, в современных условиях постоянно возрастает в силу несоблюдения законности. Сравнительный анализ с 2020 г. показывает, что в 2021 г. количество проверок на предмет соблюдения требований земельного законодательства имеет динамику роста и увеличилось на 32 проверки (115 проверок в 2020 г. [4]/ 147 проверок 2021 г. [3]). Как показал анализ количества нарушений в области земельного законодательства в г. Салехарде, их количество растет. В 2021 г. наблюдается увеличение динамики нарушений на 11 нарушений (2020 г. — 95 нарушений [3], 116 — нарушений — 2021 г. [4]). В 2021 г. увеличилось количество актов проверок по факту самовольного занятия земельных участков на 6 актов проверки (2020 г. — 36 [3] /2021–42 [4]). По сравнению с 2020 г. значительно возросло количество предписаний выданных ранее и не исполненных с 39 до 46 предписаний. Увеличилось и количество взимаемых штрафов за нарушения.

Наличие различного рода правонарушений, а также динамика роста проверок свидетельствует о недостаточной эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также профилактике нарушений в области земельного законодательства.

Несмотря на то, что система управления муниципальным имуществом в г. Салехард активно развивается, при всем при этом, сохраняется множество проблем как правового, так и правоприменительного характера.

Кроме этого, стоит указать на влияние различных факторов контрольной деятельности в области соблюдения земельного законодательства. За последние три года на проведение контрольно-надзорных мероприятий влияет пандемия.

Различного рода нарушения земельного законодательства, такие как захламление земельных участков, самовольное строительство уже становятся нормой. Кроме этого, субъекты права не исполняют уже вынесенные предписания, что требует ужесточения административной ответственности.

Вопрос повышения эффективности и качества управления муниципальным имуществом в г. Салехард актуален не только в отношении контрольной деятельности: от этого зависит и результативность муниципальной системы, конкурентоспособность бизнеса, и результаты муниципального управления региона в целом — Ямало-ненецкого автономного округа. Под эффективностью управления муниципальным имуществом г. Салехард понимается достижение управляемыми объектами публичной собственности поставленных целей государственного и муниципального управления при наименьших ресурсных затратах. Это в свою очередь должно опираться на четкую нормативно-правовую основу.

В рамках мер совершенствования управления муниципальным имуществом предлагается три направления: совершенствование политики муниципального уровня не только в области контрольно-надзорной деятельности, но и комплекса регулирования; повышение эффективности контроля, усиление качества организации работы муниципальных служащих, осуществляющих муниципальный контроль в сфере соблюдения земельного законодательства. В рамках эффективности земельного контроля в г. Салехард необходима разработка стратегий эффективности в Администрации г. Салехард, разработка мониторинговых программ по различным районам г. Салехард, внедрение инновационных практик дистанционного надзора земельного контроля. Важная задача, необходимо сделать контроль действенным, не должно быть так, чтобы нарушение имело длящийся характер. В первую очередь необходимо устранить проблему неисполнения уже вынесенных предписаний.

Для этого, необходимо по некоторым видам нарушений предусмотреть более короткие сроки реагирования, чтобы устранить длящееся действие вреда. Необходима разработка большого количества методических указаний для предпринимательского сообщества и населения.

Важно сформировать кардинально новые подходы к земельному контролю в г. Салехард, который будет носить: гибкий, действенный характер, иметь стратегическую основу. Важно совершенствовать компетентность и в целом профессионализм муниципальных служащих, осуществляющих контроль.

Литература:

  1. Аль-Дарабсе А. М., Маркова Е. В., Исмаил Э. К. Муниципальное обслуживание и земельные отношения: проблемы и перспективы улучшения сельских приготовлений Ульяновской области, Россия //Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства. — 2021. — С. 289–236.
  2. Гладыш И. А. К вопросу о рациональном использовании и охране городских земель //Образование и наука в современных реалиях. — 2021. — С. 24–26.
  3. Результаты осуществления муниципального земельного контроля в 2021 г. Электронный ресурс. Режим доступа — http://depstroitelsalekhard.ru/rezultaty-osushchestvleniya-municipalnogo-zemelnogo-kontrolya. Дата обращения — 04.02.2022.
  4. Результаты осуществления муниципального земельного контроля в 2020 г. Электронный ресурс. Режим доступа — http://depstroitelsalekhard.ru/rezultaty-osushchestvleniya-municipalnogo-zemelnogo-kontrolya. Дата обращения — 18.02.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): земельное законодательство, муниципальное имущество, салехард, муниципальный земельный контроль, земельная информация, муниципальная собственность, нарушение, земельный контроль, информационное обеспечение, искусственный интеллект.


Ключевые слова

регион, слова: муниципальное имущество, управление муниципальным имуществом, осуществление муниципального земельного контроля, нарушения земельного законодательства

Похожие статьи

Специфика управления муниципальной собственностью в современных условиях (на примере Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края)

В данной статье отображены основные вопросы и проблемы, касающиеся управления муниципальной собственностью. Обращено внимание на недостаточную разработанность нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью. Произведен анализ упра...

Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления

Статья посвящена анализу использования государственного имущества и факторам, снижающим эффективность его эксплуатации. Авторами рассмотрены правовые основы управления публичной собственностью. На основе сведений отчетов о результатах деятельности го...

Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)

В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...

Правовые особенности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Чебоксары

В статье освещаются проблемы и вопросы, связанные с управлением муниципальным имуществом в городе Чебоксары. Рассматривается специфика деятельности Горкомимущества Администрации города Чебоксары.

Вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье рассматриваются основные вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выявляются основные нарушения и приводится пример из правоприменит...

О влиянии качества разработанных правил землепользования и застройки на принятие решений об осуществлении государственного кадастрового учета на примере Республики Бурятия

В статье анализируется сложившаяся ситуация в Республике Бурятия по применению утвержденных правил землепользования и застройки в рамках осуществления государственного кадастрового учета земельных участков.

Полномочия комитетов в составе администрации муниципального образования в сфере землепользования (на примере Одинцовского городского округа Московской области)

В статье рассматриваются функции и полномочия в сфере землепользования комитетов муниципального образования Одинцовский городской округ Московской области. Сделаны выводы о характере их деятельности, отличиях в предмете регулирования.

Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений

Статья посвящена анализу действующего земельного законодательства в области регулирования отношений по надзору и контролю в области земельных отношений.

Правовое регулирование выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: актуальные проблемы

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в контексте увеличения собираемости налогов. На основе рассмотрения указанных вопросов правового регулирования делается вывод о т...

Система методов управления земельными ресурсами

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Похожие статьи

Специфика управления муниципальной собственностью в современных условиях (на примере Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края)

В данной статье отображены основные вопросы и проблемы, касающиеся управления муниципальной собственностью. Обращено внимание на недостаточную разработанность нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью. Произведен анализ упра...

Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления

Статья посвящена анализу использования государственного имущества и факторам, снижающим эффективность его эксплуатации. Авторами рассмотрены правовые основы управления публичной собственностью. На основе сведений отчетов о результатах деятельности го...

Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)

В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...

Правовые особенности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Чебоксары

В статье освещаются проблемы и вопросы, связанные с управлением муниципальным имуществом в городе Чебоксары. Рассматривается специфика деятельности Горкомимущества Администрации города Чебоксары.

Вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье рассматриваются основные вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выявляются основные нарушения и приводится пример из правоприменит...

О влиянии качества разработанных правил землепользования и застройки на принятие решений об осуществлении государственного кадастрового учета на примере Республики Бурятия

В статье анализируется сложившаяся ситуация в Республике Бурятия по применению утвержденных правил землепользования и застройки в рамках осуществления государственного кадастрового учета земельных участков.

Полномочия комитетов в составе администрации муниципального образования в сфере землепользования (на примере Одинцовского городского округа Московской области)

В статье рассматриваются функции и полномочия в сфере землепользования комитетов муниципального образования Одинцовский городской округ Московской области. Сделаны выводы о характере их деятельности, отличиях в предмете регулирования.

Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений

Статья посвящена анализу действующего земельного законодательства в области регулирования отношений по надзору и контролю в области земельных отношений.

Правовое регулирование выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: актуальные проблемы

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в контексте увеличения собираемости налогов. На основе рассмотрения указанных вопросов правового регулирования делается вывод о т...

Система методов управления земельными ресурсами

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Задать вопрос