Ключевые слова: Прокуратура Российской Федерации, современный конституционно-правовой статус прокуратуры, новейшая история правоохранительных органов.
Российская прокуратура ведет свой отчет с восемнадцатого столетия, а именно с 12 (23) января 1722 года (Именной Высочайший Указ Петра I правительствующему Сенату «О должности Генерал-прокурора») [2], претерпевая, с течением времени, порой кардинальные трансформации своего статуса. История знает примеры, когда Прокуратура Верховного суда Союза ССР имела право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти СССР и, даже, право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР, а утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» [5] определило правовой статус Прокуратуры СССР, как отдельного, самостоятельного государственного органа.
Изменения, которые были внесены в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [1], вновь трансформировали конституционно-правовой статус прокуратуры России.
Трансформировано само понятие прокуратуры. Согласно внесенным изменениям, прокуратура России теперь представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Принцип единства и централизации системы органов прокуратуры России, в результате поправок в Конституцию Российской Федерации, внесенных в 2014 году, утратил конституционную основу, и сохранился только в специализированном законе, в Законе о прокуратуре [6].
Из статьи 129 Конституции Российской Федерации было исключено положение о том, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации. Это наводит на мысль о том, что единство и централизация прокуратуры будет в дальнейшем видоизменена. Исключение этого принципа из Основного закона облегчает дальнейшую трансформацию прокуратуры, как правоохранительного органа и закладывает основу для ее глобального реформирования, в так сказать, упрощенном порядке [4].
Деятельность прокуратуры охватывает различные сферы правовых отношений и, в основном, сосредоточена на охране закрепленных в Конституции России ценностей.
В систему прокуратуры России входят и органы военной прокуратуры, согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» они являются структурными подразделениями системы прокуратуры Российской Федерации и выполняют функции по надзору за соблюдением и исполнением законности в деятельности всех воинских учреждений. Согласно ст. 47 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочия, которые осуществляют независимо от командования и органов военного управления [6].
То, что законодатель уделяет особе внимание конституционно-правовому статусу, безусловно, является его большой заслугой и подчеркивает важность органов прокуратуры в деле государственного управления и охраны правопорядка. Однако, сделанные поправки не коснулись, на наш взгляд, основного вопроса, а именно границ конституционного статуса прокуратуры России.
Между тем, анализ современного конституционно-правового статуса прокуратуры России позволяет сделать вывод о том, что он не имеет ярко выраженных конкретных определенных самой Конституцией России границ. Правовая наука же, как и практическая юриспруденция, всегда имели и имеют характер высокой конкретики, в силу своего общественного предназначения, подобно точным естественным наукам. Однако в Конституции Российской Федерации прокуратура упоминается в разделе, посвященном и органам судебной власти, который носит название «Судебная власть и прокуратура», что подразумевает их функциональную и правовую близость.
В данном случае имеется некоторое противоречие с положениями статьи 10 Конституции Российской Федерации, где прямо говорится о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, все они самостоятельны и, при этом складывается положение, при котором прокуратура России не относится ни к одной из ветвей власти.
На наш взгляд, было бы целесообразным все-таки законодательно отнести прокуратуру России к какой либо из ветвей российской власти: законодательной, исполнительной или судебной, что, безусловно, с одной стороны четко определило бы границы конституционного статуса прокуратуры России, а с другой, безусловно, повысило бы ее правовой статус, поскольку отнесение органа к органам власти придает этому органу иные, более высокие функциональные возможности.
Есть и другой путь определения конституционно-правового статуса прокуратуры, а именно, расширение функций прокуратуры Российской Федерации, в части общего надзора, открыло бы также новые возможности повышения правового статуса путем отнесения органов прокуратуры, например, к институту Президента Российской Федерации, что позволит им стать вновь, как и в XVIII столетии «оком государевым» в деле управления государством, когда император Петр I назначивГенерал-прокурором Сената графа Павла Ивановича Ягужинского и, представляя его сенаторам, сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
Литература:
- Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020.– № 11.– Ст. 1416.
- Именной Высочайший Указ Петра I правительствующему Сенату «О должности Генерал-прокурора» // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/genprok.htm. Дата обращения: 24.10.2022
- История органов прокуратуры // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/history. Дата обращения: 24.10.2022
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. Дата обращения: 24.10.2022
- Положение о прокуратуре Союза ССР (утверждено постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР № 84, Совета Народных Комиссаров СССР № 2621 от 17.12.1933 г.) // http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/14005. Дата обращения: 24.10.2022.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. 01.07.2021) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. –1995. — № 47. — Ст. 4472.