Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников» / Н. А. Костякова, Ю. Е. Пустовалова, У. А. Гришакова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95751/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы описывают использование в практической деятельности разнообразных форм работы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников.

Ключевые слова: QR-код, прайс-чекер, бюджет, стоимость, пенсия, валюта, налог, кредит, бизнес, доходы, расходы, дешевле, дороже.

Цель: обмен опытом между педагогами в использовании разнообразных форм по формированию финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

– знакомить педагогов с опытом работы по применению эффективных форм работы с целью формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;

– развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, стремление использовать в практике данные технологии;

– создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования креативных возможностей педагогов.

Ход мастер-класса:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачу формирования целостной культуры личности ребёнка. Наряду с этим мы видим экономическую культуру в качестве одного из компонентов общей культуры.

Бережливость, дисциплинированность, рачительность и другие качества следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

В свою очередь, мы, как педагоги, считаем, что большую роль в экономическом воспитании играет обогащение разнообразных видов детской деятельности экономическим содержанием. Наполнение жизни детей — дошкольников простыми экономическими сведениями содействует развитию предпосылок к становлению подлинного экономического мышления, что превращает данный процесс в наиболее осмысленный.

Поэтому, чтобы добиться положительных результатов, мы используем разнообразные формы работы:

– Сюжетно-ролевые, деловые и ситуативные игры: «Рекламное агентство», «Сбербанк», «Турпоездка», «Супермаркет», «Мини-банк;

– Проблемные ситуации: «Как потратить деньги с пользой», «Заработанные деньги», «Маленькие покупки», «Подарки друзьям», «Кто купит больше», «Как поступить»;

– Оценка поступков героев произведений «Золотой ключик или приключения Буратино», «Муха — цокотуха», «Кот в сапогах».

– Беседы с детьми: «Как появились деньги», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что такое потребности», «Ох, уж этот бартер», «Ловушки — рекламы», «Деньги в разных странах», «Деньги счёт любят», «Как сформировать свой бюджет», «Дети и деньги», «Кредиты и займы».

– Создание книжек малышек.

– Экскурсии-знакомства: реальные (в сферы, находящиеся в шаговой доступности) и виртуальные (видео о профессиях родителей, книжки малышки «Трудовая слава нашей семьи»)

– Использование тетрадей для самостоятельной работы детей, настольно — печатных и дидактических игр.

– Квест-игры: «Путешествие в страну Экономической грамотности», «Знатоки в мире финансов».

Практическая часть

В нашей группе пользуются особой популярностью квест — игры, в процессе которых дети учатся планировать, думать, принимать решения, брать на себя ответственность, но и, безусловно, считать, сравнивать.

Вот поэтому мы предлагаем вам пройтинесколько этапов, которые мы использовали в квест игре «Путешествие в «ЭкономГрад».

И так, начнем с разминки. Для начала, давайте построим финансовую пирамиду. Каждый поочерёдно кладёт руку на мою ладонь и говорит слово на тему «Финансы и экономика».

( данное упражнение позволяет активизировать и пополнять словарь детей экономическими терминами)

В ходе квеста мы знакомили детей с современным аппаратом, который называется прайс-чекер. Дети узнали, что такое прайс-чекер, где его можно встретить, для чего нужен, как пользоваться, что с его помощью можно узнать.

Давайте представим, что ваши смартфоны — это прайс-чекеры. Для выполнения следующего задания, распределитесь на пары. Для каждой пары приготовлены изображения товаров с QR — кодом. Вам необходимо узнать стоимость товара, отсканировав свой код. А затем сопоставить себестоимость своего товара, со стоимостью товара своего товарища. И определить, у кого «дороже», а у кого «дешевле»

(педагоги сканируют коды, обсуждают, делают выводы).

— Молодцы! Вы показали себя грамотными покупателями, умеющими обращаться с деньгами!

В ходе выполнения следующего задания дети тренировались самостоятельно добывать информацию и делиться ею между подгруппами.

Я предлагаю поделиться на две подгруппы и отправиться в разные города, собрать о них информацию и поделиться ею друг с другом.

Одна подгруппа отправляется в БанкоБург, другая в БюджетЛэнд. У каждой подгруппы конверт с заданиями. В конверте лежат две иллюстрации и QR-коды. Подгруппам необходимо разгадать информацию, зашифрованную в кодах. Определить к какой из двух иллюстраций она подходит, и прикрепить QR-код к соответствующей иллюстрации. По окончанию работы, каждая подгруппа поделится с нами, о том, что узнали и почему выбрали именно эту иллюстрацию. Регламент выполнения задания пять минут. По истечению времени участники подгрупп презентуют результаты выполненной работы.

Первая подгруппа рассказывает о том, что в их конверте лежали изображения банка и магазина. В QR-коде зашифрованы сведения о бумажных и электронных деньгах, о валюте, банковских работниках, о банкомате, о банковских операциях, поэтому они наклеили QR-код на карточку, где изображён банк (рассказывают, опираясь на мнемотаблицу).

Вторая подгруппа рассказывает о том, что в их конверте лежали изображения сказочных персонажей и семьи. В QR-коде была зашифрована информация о семейном бюджете, зарплате, стипендии, пенсии, о покупках товаров первой необходимости игрушек, одежды, квитанциях ЖКХ, о путешествиях. Поэтому они наклеили QR — код на карточку с изображением семьи (свой рассказ дети составляют на основе дидактической игры «Доходы и расходы» выкладывая к карточке с буквой Д картинки, обозначающие доход, а к карточке с буквой Р — расход).

По традиции из путешествия, все привозят сувениры. И мы, возвращаясь из ЭкономГрада, последуем этому. Вот сувениры — монеты номиналом 1,2,3. Выберите каждый себе монетку и поделитесь своими впечатлениями о поездке в страну Финансовой грамотности.

Монета 1 означает — мне грустно, я не всё усвоил;

Монета 2 — мне всё равно;

Монета 3- мне понравилось, я доволен собой

(педагоги делятся своими впечатлениями)

Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошёл к завершению. Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Финансовая грамотность дошкольников», мы, несомненно, продолжим работу в данном направлении.

Свое выступление хотим закончить словами Бертольда Авербаха «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство».

Надеемся, что наша встреча была для вас интересной и полезной, а мы с удовольствием прислушаемся к вашим рекомендациям и пожеланиям.

Литература:

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 56 с.: ил.
  2. Интернет — ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-finansovoi-gramotnosti-doshkolnikov.html; https://www.maam.ru/detskijsad/formy-i-metody-yekonomicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html; https://finkurier.ru/denezhnoe-obrashhenie/nazhit-mnogo-deneg-hrabrost.html.
  3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
  4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
  5. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): деньга, подгруппа, код, педагог, разнообразная форма работы, ребенок, стоимость товара, Финансовая грамотность.


Ключевые слова

доходы, расходы, бизнес, бюджет, налог, стоимость, кредит, валюта, QR-код, пенсия, прайс-чекер, дешевле, дороже

Похожие статьи

Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег»

Статья посвящена вопросам повышения формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основная тема касается изучению всеобщего эквивалента, выступающего измерителем стоимости товаров или услуг и легко на них обменивающийся. Описываются основные фу...

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

«Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся

В статье представлена авторская разработка линейки блокнотов-помощников «Финансовый волонтер» для повышения интереса обучающихся к вопросам финансовой грамотности, стимулированию у них процессов самообразования и самовоспитания в этой области, примен...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности

Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении занятий, направленных на повышение финансовой грамотности.

Анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи

В статье авторы проводят анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи.

Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)

В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...

Похожие статьи

Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег»

Статья посвящена вопросам повышения формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основная тема касается изучению всеобщего эквивалента, выступающего измерителем стоимости товаров или услуг и легко на них обменивающийся. Описываются основные фу...

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

«Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся

В статье представлена авторская разработка линейки блокнотов-помощников «Финансовый волонтер» для повышения интереса обучающихся к вопросам финансовой грамотности, стимулированию у них процессов самообразования и самовоспитания в этой области, примен...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности

Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении занятий, направленных на повышение финансовой грамотности.

Анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи

В статье авторы проводят анализ влияния уровня финансовой грамотности на благосостояние российской семьи.

Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)

В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...

Задать вопрос