В статье авторы описывают использование в практической деятельности разнообразных форм работы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников.
Ключевые слова: QR-код, прайс-чекер, бюджет, стоимость, пенсия, валюта, налог, кредит, бизнес, доходы, расходы, дешевле, дороже.
Цель: обмен опытом между педагогами в использовании разнообразных форм по формированию финансовой грамотности дошкольников.
Задачи:
– знакомить педагогов с опытом работы по применению эффективных форм работы с целью формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
– развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, стремление использовать в практике данные технологии;
– создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования креативных возможностей педагогов.
Ход мастер-класса:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачу формирования целостной культуры личности ребёнка. Наряду с этим мы видим экономическую культуру в качестве одного из компонентов общей культуры.
Бережливость, дисциплинированность, рачительность и другие качества следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
В свою очередь, мы, как педагоги, считаем, что большую роль в экономическом воспитании играет обогащение разнообразных видов детской деятельности экономическим содержанием. Наполнение жизни детей — дошкольников простыми экономическими сведениями содействует развитию предпосылок к становлению подлинного экономического мышления, что превращает данный процесс в наиболее осмысленный.
Поэтому, чтобы добиться положительных результатов, мы используем разнообразные формы работы:
– Сюжетно-ролевые, деловые и ситуативные игры: «Рекламное агентство», «Сбербанк», «Турпоездка», «Супермаркет», «Мини-банк;
– Проблемные ситуации: «Как потратить деньги с пользой», «Заработанные деньги», «Маленькие покупки», «Подарки друзьям», «Кто купит больше», «Как поступить»;
– Оценка поступков героев произведений «Золотой ключик или приключения Буратино», «Муха — цокотуха», «Кот в сапогах».
– Беседы с детьми: «Как появились деньги», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что такое потребности», «Ох, уж этот бартер», «Ловушки — рекламы», «Деньги в разных странах», «Деньги счёт любят», «Как сформировать свой бюджет», «Дети и деньги», «Кредиты и займы».
– Создание книжек малышек.
– Экскурсии-знакомства: реальные (в сферы, находящиеся в шаговой доступности) и виртуальные (видео о профессиях родителей, книжки малышки «Трудовая слава нашей семьи»)
– Использование тетрадей для самостоятельной работы детей, настольно — печатных и дидактических игр.
– Квест-игры: «Путешествие в страну Экономической грамотности», «Знатоки в мире финансов».
Практическая часть
В нашей группе пользуются особой популярностью квест — игры, в процессе которых дети учатся планировать, думать, принимать решения, брать на себя ответственность, но и, безусловно, считать, сравнивать.
Вот поэтому мы предлагаем вам пройтинесколько этапов, которые мы использовали в квест игре «Путешествие в «ЭкономГрад».
И так, начнем с разминки. Для начала, давайте построим финансовую пирамиду. Каждый поочерёдно кладёт руку на мою ладонь и говорит слово на тему «Финансы и экономика».
( данное упражнение позволяет активизировать и пополнять словарь детей экономическими терминами)
В ходе квеста мы знакомили детей с современным аппаратом, который называется прайс-чекер. Дети узнали, что такое прайс-чекер, где его можно встретить, для чего нужен, как пользоваться, что с его помощью можно узнать.
Давайте представим, что ваши смартфоны — это прайс-чекеры. Для выполнения следующего задания, распределитесь на пары. Для каждой пары приготовлены изображения товаров с QR — кодом. Вам необходимо узнать стоимость товара, отсканировав свой код. А затем сопоставить себестоимость своего товара, со стоимостью товара своего товарища. И определить, у кого «дороже», а у кого «дешевле»
(педагоги сканируют коды, обсуждают, делают выводы).
— Молодцы! Вы показали себя грамотными покупателями, умеющими обращаться с деньгами!
В ходе выполнения следующего задания дети тренировались самостоятельно добывать информацию и делиться ею между подгруппами.
Я предлагаю поделиться на две подгруппы и отправиться в разные города, собрать о них информацию и поделиться ею друг с другом.
Одна подгруппа отправляется в БанкоБург, другая в БюджетЛэнд. У каждой подгруппы конверт с заданиями. В конверте лежат две иллюстрации и QR-коды. Подгруппам необходимо разгадать информацию, зашифрованную в кодах. Определить к какой из двух иллюстраций она подходит, и прикрепить QR-код к соответствующей иллюстрации. По окончанию работы, каждая подгруппа поделится с нами, о том, что узнали и почему выбрали именно эту иллюстрацию. Регламент выполнения задания пять минут. По истечению времени участники подгрупп презентуют результаты выполненной работы.
Первая подгруппа рассказывает о том, что в их конверте лежали изображения банка и магазина. В QR-коде зашифрованы сведения о бумажных и электронных деньгах, о валюте, банковских работниках, о банкомате, о банковских операциях, поэтому они наклеили QR-код на карточку, где изображён банк (рассказывают, опираясь на мнемотаблицу).
Вторая подгруппа рассказывает о том, что в их конверте лежали изображения сказочных персонажей и семьи. В QR-коде была зашифрована информация о семейном бюджете, зарплате, стипендии, пенсии, о покупках товаров первой необходимости игрушек, одежды, квитанциях ЖКХ, о путешествиях. Поэтому они наклеили QR — код на карточку с изображением семьи (свой рассказ дети составляют на основе дидактической игры «Доходы и расходы» выкладывая к карточке с буквой Д картинки, обозначающие доход, а к карточке с буквой Р — расход).
По традиции из путешествия, все привозят сувениры. И мы, возвращаясь из ЭкономГрада, последуем этому. Вот сувениры — монеты номиналом 1,2,3. Выберите каждый себе монетку и поделитесь своими впечатлениями о поездке в страну Финансовой грамотности.
Монета 1 означает — мне грустно, я не всё усвоил;
Монета 2 — мне всё равно;
Монета 3- мне понравилось, я доволен собой
(педагоги делятся своими впечатлениями)
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошёл к завершению. Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Финансовая грамотность дошкольников», мы, несомненно, продолжим работу в данном направлении.
Свое выступление хотим закончить словами Бертольда Авербаха «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство».
Надеемся, что наша встреча была для вас интересной и полезной, а мы с удовольствием прислушаемся к вашим рекомендациям и пожеланиям.
Литература:
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 56 с.: ил.
- Интернет — ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-finansovoi-gramotnosti-doshkolnikov.html; https://www.maam.ru/detskijsad/formy-i-metody-yekonomicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html; https://finkurier.ru/denezhnoe-obrashhenie/nazhit-mnogo-deneg-hrabrost.html.
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
- Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.