В статье авторы описывают использование новых форм и приемов в экологическом воспитании дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с целью формирования правильного отношения к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе.
Ключевые слова: метод природоохранной идентификации, кейс — технология, письмо-жалоба, ай-стоппер, сторисек, мешок историй, экологический микрофон, QR-код, квест-игры, экологические интерактивные плакаты.
Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
В. А. Сухомлинский
В сегодняшнем обществе одной из массовых проблем считается экологическая защищенность нашей планеты.
Близок тот день, когда будущее очутится в руках детей: от того, какие ценности мы заложим в их разум, зависит их личная жизнь и существование Планеты. Поэтому так важно помочь детям освоить новейшую концепцию ценностей связи с природой.
Дошкольные годы — наиболее благоприятный период для становления экокультуры ребёнка. Непосредственно в данный отрезок жизни формируются экологические понятия, являющиеся базой систематических знаний о природной среде и бережливом отношении к ней. Однако данные понятия не формируются на пустом месте. Для глаз ребёнка необходимы хорошие примеры, образцы. Каждое слово взрослого, каждый поступок, могут служить для ребенка образцом для подражания. Поэтому на каждом этапе формирования экологического сознания и воспитания необходимы современные инновационные подходы и технологии: проекты, программы, методы, формы, приёмы, мероприятия.
В нашем образовательном учреждении одним из таких подходов экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста, является практико-ориентированныйпроект «Эколята-дошколята», который способствует формированию экологического сознания и культуры дошкольников, а также любви и бережного отношения к природе. Его задачи решаются через внедрение в образовательный процесс сказочных героев: шишек и желудей Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки.
В рамках данного проекта, на базе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Цветик-семицветик», было организован экологический отряд «Экологический патруль». Вместе с детьми мы выбрали название, девиз отряда, придумали клятву, разработали план деятельности нашего отряда.
Нашу группу посещают дети с 5 до 7 лет. Экологическое образование детей в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями осуществляется системно в течение всего учебного года.
Системность, общедоступность, регулярность наращивания информации даёт возможность детям опираться на уже имеющиеся у них знания и обеспечивает градационное развитие.
А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
Если в коррекционно-развивающей работе ведущую роль выполняет учитель-логопед, а воспитатель является его помощником, то при решении общеобразовательных задач, которые осуществляются непосредственно воспитателем, роли меняются: учитель-логопед становится помощником.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, мы старались учесть их особенности. Ведь у таких детей отмечается ограниченность словарного запаса, лексико-грамматические нарушения, трудности в актуализации словаря. А, кроме этого, недостаточно сформированы познавательные процессы, непосредственно связанные с речевой деятельностью, такие как внимание, память, мышление, воображение.
Совместная работа по данному направлению позволила осуществлять эффективное коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.
Экологическоевоспитание в нашей группе непосредственно переплетается с изучением конкретной лексической темы. Если взглянуть на перспективно-тематическое планирование, то можно увидеть, что большое количество тем экологического содержания, например, «Времена года», «Грибы и ягоды», «Сад-огород», «Зимующие и перелётные птицы», «Деревья», «Насекомые» и другие.
Наряду с классическими формами и методами экологического воспитания (опытно-экспериментальная и проектная деятельность, экскурсии, наблюдения, квест-игры, викторины, просмотр презентаций и фильмов, работа на огороде, озеленение участков, субботники, мастерская по изготовлению табличек и указателей, измерительных приборов), в своей педагогической практике мы применяем и инновационные, которые направленны одновременно на формирование экологической культуры и повышение речевой активности детей с тяжёлыми нарушениями речи. Например,
«Метод природоохранной идентификации» — игровой прием «перевоплощения» в образы растений, животных, действия от их имени. Исполняя роль какого-либо объекта природы, ребенок начинает уважительно относиться к нему. К примеру, обыгрывание ситуаций «Я — сломанное деревце…», «Я — птенец, выпавший из гнезда …», «Я — капелька…», «Я — муравей…». Подобные игры содействуют активному формированию словаря, связной речи, подводят детей к осознанию грамматических форм и правильности их применения. В процессе игры закрепляются знания о природе и окружающей среде, происходит коррекция речи с движением.
Метод «Кейс-технология » (кейс-фотография «Правильное поведение или нет?» , деловые игры («Хорошо или плохо», «Земля у нас одна») — это анализ ситуации или конкретного случая. Кейс-технологии формируют коммуникативные компетенции: там, где нет конкретного ответа на заданный вопрос, а есть ряд вариантов, нужно найти единственный верный, обосновывая свои доводы. Такого рода аспект дает возможность детям осознать новую информацию и связать её с имеющимися знаниями и практической деятельностью. При этом дети учатся понимать вопросы педагога, отвечать на них полными предложениями, слышать ответы товарищей, анализировать полноту собственного и чужого ответа.
«Письмо-жалоба». Увлекательным приёмом является письмо-жалоба, полученное от нуждающихся в защите и помощи. Например, от насекомых, птиц, жителей водоёма, растений огорода, леса, сада и т. д. После получения письма ребята задумываются над его содержанием, обговаривают разнообразные экологические ситуации, принимают решения, как возможно помочь лесу, реке, живому существу, как нужно беречь и охранять природу родного края, всей планеты. Обсуждение можно проводить в группе или отправиться на точку экологической тропы: на мини-водоём, к домику для насекомых, в «Птичий городок», на еловую аллею и т. д. В результате у детей развивается экологическое сознание и мышления, а наряду с этим и умение выстраивать диалог, излагать свои мысли, совершенствуется монологическая речь.
«Экологический ай-стоппер» ловушка для глаз — яркий, нестандартный, выделяющийся элемент, притягивающий внимание, или необычный способ подачи информации. Ай-стопперами могут быть разные объекты, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети нашей группы пробуют прочитывать самостоятельно, совершенствуя навык чтения. Это могут быть различные виды информационных баннеров, листовок: «Спаси дерево — сдай макулатуру», «Ядовитые растения и грибы», «Береги природу — не оставляй мусор!» и т. д. Например, на участке нашего детского сада есть «Занимательная паутинка», сплетенная из верёвки, на которой размещены модели насекомых. Здесь дети могут узнать о пользе и вреде насекомых в целом, а также об опасных насекомых. Ещё один красочный объект «Сортируем мусор — бережём природу», который привлекает внимание и напоминает о необходимости раздельного сбора мусорных отходов.
Экологический сторисек «мешок историй» — чтение детской экологической литературы («чтение вслух»), с целью расширения кругозора и развития навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимуляция заинтересованности к природе и природоохранной деятельности, пополнения активного словаря.
«Мешок историй» — это холстяной мешок или рюкзак, внутри которого находится иллюстрированная книга или энциклопедия, мягкие игрушки, компакт-диск или флеш-карта, дидактическая или развивающая игра.
«Экологический сторисек» подразумевает подбор детской экологической художественной литературы для гласного чтения и подбор комплекта дидактических материалов к данной литературе. Мы привлекали к чтению родителей и бабушек воспитанников. Они приходили в вечернее время и дети с нетерпением ждали встречи.
«Экологический микрофон». В процессе беседы дети вместе с педагогом образуют круг и, передавая микрофон, размышляют на предложенную тему. Все рассуждения детей принимаются, одобряются, но никак не обсуждаются. По окончанию игры обобщаются все высказывания без исключения. Микрофон дает возможность свободно выражать мысли и эмоции. В результате активизируются слабоактивные дети группы — «Говорит тот, у кого в руках микрофон». Эта форма работы формирует осознанное отношение к природным объектам и явлениям, развивает критическое мышление, а также вырабатывает умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.
«Информационные технологии». Применение такого рода инновационной технологии как QR-коды мотивирует к использованию гаджетов в образовательных целях, создает условия для развития информационной культуры дошкольников.
Занятия для ребят в такой форме проходят достаточно интересно и занимательно. В такой форме проводим разного рода экологические квест-игры , в которых QR-коды выступают, как поручения для прохождения квеста и как указатели направленности перемещения. В процессе игр дети учатся не только планировать, думать, принимать решения, брать на себя ответственность, но и, безусловно, у них развивается речь, совершенствуется умение аргументировать свои высказывания. («Путешествие к старичку Лесовичку», «Спасём заколдованный лес»)
Экологические интерактивные плакаты знакомят детей непосредственно с природой. Рассматривая плакаты, мы беседуем на тему «Путешествия в природу», а QR — код нам помогает показать разнообразие природного мира. С его помощью мы можем перенестись в мир истинной природы и увидеть удивительные фильмы о природе, разгадать ребусы, подобрать нужные картинки, прослушать голоса птиц и животных.
Важное место в нашей работе мы уделяем совместной деятельности детей и их родителей, так как родителя первые воспитатели своего ребенка и наши главные помощники. Поэтому популярной формой работы в нашей группе стали природоохранные и экологические благотворительные акции с единой целью: формирования экологической культуры детей. Нами проводились следующие акции: «Покорми птиц зимой!», «Сохраним елки живыми!», «Люди вместе, мусор врозь», «Новая жизнь старым вещам», «Берегите поселок от мусора!», «Посади дерево!», «Макулатуру собираем, природу охраняем».
В этом году дети и родители нашей группы приняли активное участие в конкурсе благоустройства территории. Благодаря совместной работе на территории нашего детского сада появился сосновый бор, пополнился питомник, увеличился ассортимент лекарственных растений. Родители нашей группы изготовили экологический поезд, педагоги с ребятами подобрали растения, а потом ухаживали и наблюдали за ними.
На метеостанции появился баннер — календарь на все времена года, благодаря которому дети знакомились с народными праздниками, поговорками о природе, приметами погоды.
Так же родители организовали на территории детского сада домашний зоопарк, для которого принесли кролика, цыплят, утят. Это вызвало непередаваемый восторг у воспитанников. Ребята получили возможность наблюдать и ухаживать за ними.
Таким образом, мнение о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании, является не верным. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи являются членами общества и обладают потребностями приобщения к разнообразным формам образования и к культуре.
Благодаря активному участию наших детей в проекте «Эколята -дошколята», формируется ценностное отношение к природе, её животному и растительному миру, развивается внутренняя потребность любви к природе и, как следствие, бережное отношения к ней, воспитывается культура природолюбия.
Использование разнообразных методов обучения, реализация способов совместной деятельности воспитателя, учителя-логопеда, детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей, способствует возникновению экологических знаний, умений и навыков, воспитанию разумного отношения к окружающему миру, активизации мышления и развитию всех видов речи.
Ребёнку с ограниченными возможностями здоровья необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Литература:
- Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников, — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию, — Санкт-Петербург «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015 с.
- https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/2115
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/29/vzaimosvyaz-uchitelya-logopeda-s-roditelyami-v-detskom-sadu-dlya
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/03/18/rol-uchitelya-logopeda-v-ekologicheskom-vospitanii