В статье отражена логопедическая работа по развитию смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития. Представлены этапы формирующего эксперимента.
Ключевые слова: задержка психического развития, формирующий эксперимент, младшие школьники, коррекция.
Проблема обучения смысловому чтению школьников с задержкой психического развития является особенно важной. Для детей данной категории характерны различные нарушения: техническая сторона чтения, невыразительность при чтении вслух, монотонность, неполное понимание прочитанного (Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко, Н. А. Цыпина) [2, 10].
Многие исследователи, работающие над проблемой формирования навыка чтения младших школьников с задержкой психического развития, недостаточно рассматривают когнитивные механизмы, связанные с пониманием и осмыслением. Грамотность чтения школьников — подробно оценивается в международных исследованиях PISA. Здесь отражается актуальность обучения смысловому чтению. Анализ проведенных тестов показал существенные трудности, которые испытывают учащиеся в процессе чтения. Дети не умеют в тексте находить нужную информацию, рассуждать, оценивать, анализировать. (Г. С. Ковалева, Н. Н. Сметанникова) [1, 9]
В данной статье мы представляем формирующий эксперимент, который проводился на базе Муниципального образовательного автономного учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» города Шимановска.
Цель формирующего эксперимента являлось проведение коррекционно-логопедической работы по формированию смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития.
В соответствии с целью были поставлены задачи: подобрать методику, разработать систему приемов логопедической работы, применить данный материал коррекции по развитию смыслового чтения учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Для проведения формирующего эксперимента десять учащихся были определены в экспериментальную группу. С ними проводилась коррекционно-логопедическая работа по традиционной методике: от более простых к более сложным заданиям, учитывая особенности каждого ребенка.
На основании анализа методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента нами были выбраны приемы логопедической работы по развитию навыка смыслового чтения. Основной базой использовалась методика Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой, Н. Н. Корнева, Н. Н. Светловской, Л. Н. Лисенковой. [4, 3, 8, 7]
По итогу обследования на констатирующем этапе у младших школьников выявлены нарушения чтения (дислексия), проявляющие в недостаточности психических функций, как внимание и память, а также речевых расстройств. По методике А. Н. Корнева [3] детям надо было прочитать текст. Здесь можно было отследить и технику чтения и выяснить степень понимания смысла прочитанного. Ребята должны были ответить на вопросы специалиста.
Например: младшие школьники данной категории проявили фрагментарность, изменяли смысл ситуации. У большинства детей неполное понимание либо грубое искажение смысла, они не четко представляли связь между словами в предложении. Поэтому понимание читаемого предложения неточное, оно не соответствует содержанию прочитанного.
В основе нарушений чтения лежит несформированность механического чтения (семантическая дислексия).
Для работы по устранению семантической дислексии у младших школьников с задержкой психического развития проводим логопедическую работу поэтапно, начинаем со звукослогового синтеза, затем развиваем грамматический строй речи, далее формируем морфологические и синтаксические обобщения.
1. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между ними (д,о,м; с,а,д; м,ы,л,о и т. д.)
2. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
(слуги, бочку, схватили, в, Емелю, посадили); (был, но, Барбос, широкогруд, ростом, невелик, приземист, и).
3. Составить предложение по картинкам, на которых изображен один и тот же предмет только в различных ситуациях:
–ручка лежит на столе, девочка пишет ручкой, на ручку завязали бантик
–цветок стоит на балконе, на цветке сидит кот, мама помыла цветок
4. Определить пропущенный слог в словах:
__ ши, до __ га, ка __ даш, пе __, бел __, мо __ ко, ок __, сне __ вик.
5. Уменьшить орфографические ошибки у детей, научить выделять ударный гласный звук при чтении текста:
– разложить картинки под схемами.
/ /
к о р о в а, р у к и
Параллельно проводится коррекция нарушения чтения.
Задавая вопрос ребенку «Какое получится слово, если к данному слову добавить, или убрать, в начале слова, в середине или в конце один звук или заменить в данном слове одну гласную, другой»:
Кот — кит, дочка — удочка, челка — пчелка, игры — тигры, осы — косы, пена — пенал.
У детей с недоразвитием грамматического строя речи при чтении наблюдаются аграмматизмы, морфологическая структура слова недостаточно осознается и в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки.
Следующий этап нашей логопедической работы — устранение аграмматической дислексии.
1. Ребенку необходимо определить предложенные предложения к подходящим схемам.
2. Изменить словосочетания, данные в скобках: мама купила дочке (красивая кукла); Вани подарили (красивая машина).
3. Прочитать текст, вставляя в предложения слова вместо пропусков.
Прошла ……….. зима. Наступила …….. весна. Весело ………… солнышко. Быстро ……… травка. Скоро …………. цветы. Громко …… птицы.
В методике профессора Н. Н. Светловской [8] расписаны конкретные приемы восприятия и понимания текста для школьников с задержкой психического развития. Мы провели три этапа работы с текстом. Первый этап: работа с текстом до чтения. По заглавию данного произведения, ребятам были предложены вопросы.
На втором этапе проводится работа с текстом во время чтения. Работа построена индивидуально для каждого. Одним детям было задание прочитать произведение дома и подготовиться к вопросам. Для других детей было задание прочитать текст в классе. После первичного чтения «про себя» задаем вопросы.
При повторном чтении вслух: ведем диалог с автором, тем самым стараемся научить ребенка видеть в тексте авторские вопросы: прямые и скрытые.
Тут же включаем творческое воображение учащихся.
Учим детей задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержаться в тексте, но не в явной, скрытой форме: — чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так? Кто такой?
Вопросы возникают по ходу чтения.
Помогаем учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу всего текста.
На третьем этапе работа с текстом после чтения, и мы продолжаем смысловую беседу по тексту. Здесь уже с детьми мы разбираем более подробную информацию из текста. Учащиеся вступают в дискуссию, истолковывают, оценивают.
Далее включаем в беседу знакомство с автором. Рассказ о писателе после знакомства с текстом позволяет ребенку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Подключаем в работу иллюстрации, заглавие. Эта творческая сторона — позволяет ребенку участвовать в обсуждении смысла прочитанного. Добавляем в работу карточки с заданиями, где учащийся выбирает верный ответ, и ставит галочку рядом с рисунком, который подходит к произведению. Творческие задания выполняются ребенком самостоятельно. В нашей работе самое важное — это достижения умения детьми осмысливать прочитанное.
В ходе логопедической работы школьнику предоставляется возможность проверить себя в правильности своих ответов, чтобы увереннее двигаться дальше. Здесь же задействован психологический механизм обучения — механизм переноса, то есть умение использования приемов работы с книгой.
По методике Л. Н. Лисенковой [7] формирование у детей навыка чтения — одна из важнейших задач начальной школы, и являющегося фундаментом всего последующего образования.
Эффект данных упражнений — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
1. Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.
(Во-да, со-ва, ро-са, у-сы, ка-ша, ре-ка,ре-па, ко-са, со-ва, ла-па и т. д.)
2. Чтение повторным произнесением некоторых слов.
3. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.
4. Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных
карточках.
5. Чтение рассказов, загадок. Детям предлагается для чтения тексты, в которых вместо некоторых слов даны рисунки, либо чтение с помощью решетки, окошечка. Дети должны заменить картинку словом в нужном падеже, числе или догадаться что написано.
Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.
6. Чтение текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выделить как можно больше таких ошибок.
Задания, предлагаемые учащимся, повторяются на протяжении всего цикла занятий с использованием разного практического материала.
У учащихся с задержкой психического развития имеет быть несформированность психических функций, что характеризует особенности развития, поведения детей и определяет специфику коррекционной работы. Но, при соблюдении определенных, специфических условий обучения, дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности.
Можно сделать вывод, что для младших школьников с задержкой психического развития необходимо усовершенствование обучения, потребность длинной и постоянной работы с текстовой информацией, учебной литературой различного содержания.
Литература:
- Ковалева, Г. С. Как дети читают и понимают текст / Г.Ковалева // Народное образование. — М., 2006. — № 5. — С.71–76.
- Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: Учеб. пособ. / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. — М.: Школьная пресса, 2004. — 64 с.
- Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. ИД «МиМ», 1997. — 286с.
- Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова: учебно-методическое пособие. — СПб. «СОЮЗ», 2001. — 224 с.
- Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева. — Ростов н/Д.: «Феникс», Спб: «Союз», — 2004с. (Серия «Коррекционная педагогика»).
- Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева: Метод. пособие для учителя-логопеда. — М.: «Владос», 2001. — 224 с.
- Лисенкова, Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения П... Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. Школьная Пресса, 2002. 16 с.
- Светловская, Н. Н. О чем надо помнить, обучая младших школьников чтению / Н. Н. Светловская // Начальная школа. — 1988. № 8. — С. 88–94.
- Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения. Пособие для учителя. М.: Баллас, — 2011. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Рабочая тетрадь учителя / МАОУ-Гимназия № 47 г.Екатеринбург.
- Цыпина, H. A. Методические рекомендации по обучению чтению в младших классах школы для детей с задержкой психического развития. — М.: Просвещение; изд-во НИИ дефектологии АПН СССР, 1981. — 59 с.