В данной статье найдены все возможные лица, подпадающие под понятие финансовые организации в банкротном процессе.
Ключевые слова: финансовая организация, банкротство, юридическое лицо, несостоятельность.
In this article, all possible persons that fall under the concept of financial organizations in a bankruptcy process are found.
Keywords: financial organization, bankruptcy, legal entity, insolvency.
К финансовым организациям согласно статье 180 Закон о банкротстве относятся:
1) кредитные организации;
2) страховые организации;
3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
6) клиринговые организации;
7) организаторы торговли;
8) кредитные потребительские кооперативы (далее по тексту — кредитные кооперативы );
9) микрофинансовые организации.
Однако, по мнению автора, данный подход Закона о банкротстве — не является только одним. Если мы обратимся к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2] (далее по тексту — Закон о Банке России ), то сможем выделить два вида финансовых организаций: кредитные организации и некредитные финансовые организации. К некредитным финансовым организациям согласно статье 76.1 Закона о Банке России относятся лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
1) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
2) управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
3) специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерные инвестиционные фонды;
5) клиринговую деятельность;
6) лица, деятельность которых направлена на осуществление функций центрального контрагента;
7) деятельность организатора торговли;
8) деятельность центрального депозитария;
9) субъекты страхового дела;
10) негосударственных пенсионных фондов;
11) микрофинансовых организаций;
12) кредитных потребительских кооперативов;
13) жилищных накопительных кооперативов;
14) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
15) деятельность оператора инвестиционной платформы;
16) ломбардов;
17) оператора финансовой платформы;
18) операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
19) операторов обмена цифровых финансовых активов.
Среди данных лиц, перечисленных в Законе о Банке России, — наибольшая доля относится к организациям (юридическим лицам), другая часть (например, страховые брокеры как субъекты страхового дела) к организациям (то есть к юридическим лицам) не относятся. Однако даже несмотря на имеющиеся противоречия, Закон о Банке России более детально учел те изменения на финансовом рынке, которые произошли за последнее несколько лет.
Закон о банкротстве был принят 27 сентября 2002 года, изменения, которые касались состава финансовых организаций вносились последний раз в 2013 году. При этом Закон о Банке России был более детально переработан в связи с созданием в 2013 году «единого регулятора» финансовых рынков и в будущем дополнялся и изменялся в этой части, последние изменения вступили в силу в 2022 году. Но даже в том определении, которое дано в статье 76.1 Закона о Банке России, не рассматривается еще одна классификация субъектов, которая связанна с финансовым рынком, а именно это те участники национальной платежной системы, не относящиеся к кредитным организациям:
1) операторы платежных систем;
2) операторы услуг платежной инфраструктуры (ст. 15, 16 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [3]).
С точки зрения автора, в настоящее время сложилось несколько групп субъектов, которые функционируют в пределах финансового рынка:
1) кредитные организации, которые включают в себя банки и иные небанковские кредитные организации;
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая кредитные организации) —дилеры; брокеры; организации, осуществляющие депозитарную деятельность; форекс-дилеры; управляющие, осуществляющие управление ценными бумагами (доверительные управляющие); регистраторы и другие;
3) субъекты рынка коллективных инвестиций, где работают негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, которые осуществляют управление активами негосударственных пенсионных фондов и различных инвестиционных фондов; акционерные инвестиционные фонды; специализированные депозитарии;
4) субъекты страхового дела, включая страховщиков, перестраховщиков, общества взаимного страхования, страховых брокеров;
5) институты микрофинансирования, представленные такими видами организаций, как: микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы; ломбарды;
6) участники национальной платежной системы, в рамках которой работают операторы по переводу денежных средств (в основном, кредитные организации), операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры;
7) организации инфраструктуры финансового рынка, к которым относятся организаторы торговли, центральный депозитарий, репозитарий, клиринговые организации, центральный контрагент;
8) вспомогательные организации и лица, к которым относятся бюро кредитных историй, актуарии, кредитные рейтинговые агентства (однако они были исключены из перечня некредитных финансовых организаций в законе о банке России в 2022 году).
При этом к финансовым организациям нужно отнести и некоторые институты развития, не имеющие соответствующей лицензии, которые тем не менее, активно функционируют на соответствующем типе рынка и взаимодействуют с другими участниками.
Например, Внешэкономбанк («Банк развития»), по статусу является государственной корпорацией, не обладающий лицензией на осуществление банковских операций, при этом в меру заметен на рынке инфраструктурных проектов. Банк развития осуществляет ряд банковских операций непосредственно на основе Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» [4] (далее по тексту — Закон о банке развития ). Его «дочерняя» организация, АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), действует на основе норм Закона о банке развития, а также ряда нормативных правовых актов Правительства РФ, в частности постановления от 22 ноября 2011 г. № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» [5], кроме того осуществляет деятельность страховщика в сфере страхования предпринимательских рисков при экспорте продукции. Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций, которая также является «дочерней» организацией банка развития, объединяет ресурсы, в том числе внешние, которые направляются для инвестиционных проектов. Вместе с тем данные организации регулируются особыми правилами и нормами, надзор за их деятельностью в общем порядке не осуществляется. Следует отметить, что в обычном порядке данные организации не могут быть ликвидированы: для ликвидации Внешэкономбанка необходимо принятие специального федерального закона (п. 1 ст. 19 Закона о банке развития), который в настоящее время не принят, а требования законодательства о банкротстве на процедуры ликвидации банка развития не распространяются (п. 2 ст. 19 Закона о банке развития). Таким образом эти финансовые институты нельзя рассматривать в рамках общих процедур банкротства финансовых организаций и применять к ним соответствующие материальные и процессуальные норма закона о банкротстве.
Объединяет все вышеперечисленные финансовые организации, как уже было отмечено, их активная роль в качестве субъектов финансового рынка.
Полагаем, что в будущем данный перечень лиц будет пополняться, в частности в самом законе о банкротстве. Однако это можно делать уже сейчас на основании всего вышеизложенного.
Литература:
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
- Федеральный закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.
- Федеральный закон от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» // СЗ РФ. 2007. № 22. Ст. 2562.
- Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2011 года № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6936.