Одна из основополагающих задач национального проекта «Образование» — обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Решение данной задачи направлено не только на профессиональное сопровождение обучающихся, но и на раскрытие потенциала педагогических кадров.
Результаты современных исследований на выявление профессиональных дефицитов демонстрируют неготовность педагогов к профессиональному самосовершенствованию при имеющихся ресурсах и возможностях. Эффективная организация работы по самообразованию педагогов в дошкольной организации позволит выявить возникающие профессиональные проблемы, направить на поиск конструктивных способов их решения и обеспечит возможность педагогу быть не пассивным получателем знаний, а активным участником собственного образования.
Нам известно, что самообразование педагога дошкольной организации многогранно и многопланово. Традиционно, среди основных направлений в системе самообразования педагогов выделяют:
— Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
— Изучение учебной и научно-методической литературы;
— Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
— Изучение новых программ и педагогических технологий;
— Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
— Повышение общекультурного уровня.
Основная задача по организации работы по самообразованию — создание условий для формирования у педагогов необходимых профессиональных компетенций, позволяющих наиболее эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Компетентностный подход к самообразованию педагога предполагает формирование мотивации к познанию, способности ставить цели и задачи саморазвития, владение методами и приемами самосовершенствования, способность к саморегуляции данного процесса, адекватную самооценку и рефлексию уровня собственного развития. Имея достаточный уровень сформированности данных качеств педагог сможет выступать субъектом собственного профессионального развития, определять собственную образовательную траекторию, выбирать значимые для себя цели и достичь более значимых результатов. Как известно, именно на том, что человек развивается лучше, если он мотивирован, активен, если учтены все его индивидуальные профессиональные потребности, и базируется персонализированный подход в образовании.
В международных исследованиях (Австралия, Канада, США, Франция, Россия и др.) в различных вариациях выделяются следующие ключевые компетенции, позволяющие педагогу быть конкурентноспособным и успешным специалистом: критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность (система 4К). Исходя из современных вызовов, профессиональная компетентность педагога должна отражать инновационность педагогической деятельности в условиях меняющихся требований к качеству и условиям образования и ориентироваться на владение профессиональными знаниями, умениями, коммуникативными навыками.
Итак, каким же образом должна быть организована работа по профессиональному саморазвитию педагога? Планирование профессионального развития педагогов образовательной организации включает последовательное выполнение следующих шагов:
1 — выявление имеющегося уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований к трудовым функциям, трудовым действиям, умениям, знаниям профессионального стандарта «Педагог»;
2 — выявление достижений профессиональной деятельности по результатам диагностики;
3 — выявление профессиональных дефицитов и перспектив по результатам диагностики и построение индивидуального плана профессионального развития педагога;
4 — построение дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.
Определение уровня профессиональной компетентности осуществляется с помощью специального инструментария, позволяющего педагогу выявить свои профессиональные дефициты, перспективы и определить профессиональные «точки роста». Составление плана профессионального развития позволяет обозначить этапы и сроки достижения поставленных целей.
Безусловно, педагог является самостоятельным субъектом собственного профессионального развития. Задача образовательной организации при этом — обеспечить условия для принятия педагогом оптимальных решений в различных ситуациях профессионального выбора. Решением этой задачи может стать создание системы наставничества (тьюторства) в организации, которая обеспечит помощь и поддержку, социально-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога. Сопровождение — это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего (наставника, тьютора), результатом которого является решение, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Обеспечение социально-педагогического сопровождения и есть условие эффективности работы по организации самообразования.
Непрерывное социально-педагогическое сопровождение может быть эффективным, если:
— поиск вариантов решения проблем сопровождаемого происходит на основе существующего социального опыта;
— развитие сопровождаемого, раскрытие его потенциала, отражающего индивидуальность, происходит в процессе оказания целенаправленного влияния на процесс его социального развития;
— выявлены основные принципы организации процесса сопровождения;
— подобраны педагогические кадры, обладающие способностью прогнозировать результаты и организовывать совместную деятельность;
— обеспечена открытость образовательного пространства, преодолена ведомственная разобщенность различных систем, замкнутость образовательных учреждений разных типов и уровней образования;
— деятельность по сопровождению подкреплена соответствующим научным базисом.
Также актуальной на современном этапе является такая форма организации профессионального развития педагогов, как профессиональное обучающее сообщество (ПОС), которое создается с целью совместного планирования, анализа образовательной деятельности, внедрения эффективных педагогических практик. Эффективные профессиональные сообщества создаются на основе следующих шагов:
— выявление типичных затруднений воспитанников (анализ образовательных результатов)
— выбор эффективных педагогических стратегий (технологий)
— выявление профессиональных «дефицитов» педагогов в реализации выбранных стратегий.
— совместное проектирование содержания деятельности: определение актуальности направления для каждого участника, постановка конкретной цели ПОС; прогноз результатов в профессиональном развитии; планирование деятельности.
Содержание деятельности ПОС реализуется через совместное проектирование и взаимопосещение занятий, семинары и пр.
Участие в ПОС позволяет педагогу не только преодолеть свои профессиональные дефициты, но и «прожить на себе» совместную учебно-профессиональную деятельность — от осознания потребности в изменениях и совместного проектирования до анализа полученного результата. При этом задача тьютора (наставника) — фасилитировать деятельность ПОС, оказать поддержку в диагностировании профессиональных дефицитов, объединении педагогов и проектировании своего сообщества.
Сущность деятельности наставника (тьютора):
— В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного профессионального дефицита наставляемого.
— Наличие сопровождаемого, обладающего определенным профессиональным дефицитом, является фактором, требующим необходимости наставника, и одновременно центральным условием, обеспечивающим возможность наставничества.
— При этом вид наставнической деятельности и компетенции наставника должны соответствовать типу профессионального дефицита наставляемого.
— Наставник оказывает педагогическую поддержку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно человек не способен преодолеть. Неготовность наставляемого самостоятельно преодолеть этот барьер названа «дефицитом». Общим признаком всех типов дефицитов является недостаток самостоятельности наставляемого.
— Когда дефицит будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Соответственно конечным результатом деятельности наставника является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т. д.
Таким образом, сущность деятельности наставника в образовании включает педагогическую поддержку и устранение дефицитов сопровождаемых, т. е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.