В статье определены виды мотивов учебной деятельности студентов; показаны результаты современных исследований мотивации учебной деятельности студентов разных национальностей, где одним из них является наше исследование.
Ключевые слова : мотивы учебной деятельности, студенты, учебный процесс.
Учебный процесс занимает большую часть времени у многих людей. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами. Благодаря этим самым мотивам учащийся не отстает от учебной программы, стремится к своей цели, а в будущем реализует себя в жизни. Однако у каждого человека мотивы индивидуальны. Чтобы помочь учащимся повысить мотивацию учебной деятельности, необходимо знать, какими именно мотивами они руководствуются [4].
Так, В. П. Игнатов [2] считает, что существует специальная классификация мотивов учебной деятельности студентов.
— познавательные мотивы — означают стремление и получение знаний;
— социальные мотивы — определяются в поиске определенной роли в обществе через обучение;
— прагматические мотивы — стремление получать высокую оплату за свою деятельность;
— профессионально-ценностные мотивы — стремление получить интересную работу по профессии;
— эстетические мотивы — развитие своих талантов во время обучения;
— статусно-позиционные мотивы — помогающие стать частью общества благодаря известной профессии;
— коммуникативные мотивы — стремление к новым знакомствам путем знаний, полученных в образовательных учреждениях;
— неосознанные мотивы — не предусматривающие желание студента обучатся, являются принудительными со стороны родственников.
Также одним из важных моментов является то, что в учебном процессе участвуют и связаны друг с другом, внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы определяются родственниками, преподавателями, друзьями. Внутренние мотивы исходят от обучающего, его истинных намерений. В связи с этим более важны внутренние мотивы, а не внешние [16].
Современных исследований, где сравнивают мотивацию учебной деятельности студентов разных национальностей немного, однако те, которые есть, показывают, что между студентами разных национальностей есть различия в мотивах.
Так, например, Динь Тхи Тхиен Ай исследовал мотивы учебной деятельности вьетнамских, российских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. В ходе исследования была использована методика «Мотивация обучения в вузе», разработанная Ильиной Т. И. В результате автор выявил следующие различия: по шкале «приобретение знаний» и «овладение профессией» группа вьетнамских студентов имеет самые высокие значения по шкале «приобретение знаний» по сравнению с российскими и иностранными студентами [3].
Во время написания своей диссертации на тему «Мотивация учебной деятельности российских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах» мы тоже проводили исследование. Одной из методик, по которым мы проводили опрос среди студентов, являлась методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (A. A. Реан, В. А. Якунин). Опрос был проведен в письменной форме, выборка — российские и иностранные студенты (преимущественно казахи) 19–24 лет, среди них 56 человек российские студенты, 47 человек — иностранные студенты.
Полученные результаты были обработаны и помещены в таблицу.
Таблица 1
Мотивы учебной деятельности студентов (по методике А. А. Реана и В. А. Якунина)
Вид мотивов |
Студенты |
|||
российские (56 чел.) |
иностранные (47 чел.) |
|||
Кол-во выборов |
% |
Кол-во выборов |
% |
|
1. Стать высококвалифицированным специалистом |
37 |
66.1 |
25 |
53.2 |
2. Получить диплом |
34 |
60.7 |
42 |
89.4 |
3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах |
7 |
12.5 |
12 |
25.5 |
4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично |
20 |
35.7 |
11 |
23.1 |
5. Постоянно получать стипендию |
22 |
39.3 |
24 |
51.1 |
6. Приобрести глубокие и прочные знания |
29 |
51.8 |
22 |
39.2 |
7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям |
7 |
12.5 |
6 |
12.8 |
8. Не запускать предметы учебного цикла |
6 |
10.8 |
11 |
23.4 |
9. Не отставать от сокурсников |
8 |
14.3 |
4 |
8.5 |
10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности |
23 |
41.1 |
18 |
38.2 |
11. Выполнять педагогические требования |
2 |
3.6 |
5 |
10.7 |
12. Достичь уважения преподавателей. |
8 |
14.3 |
2 |
4.3 |
13. Быть примером сокурсникам. |
5 |
8 |
3 |
6.4 |
14. Добиться одобрения родителей и окружающих. |
18 |
32.1 |
19 |
40.4 |
15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. |
4 |
7.1 |
7 |
14.9 |
16. Получить интеллектуальное удовлетворение. |
25 |
44.7 |
12 |
25.5 |
По данным таблицы 1 выявлено :
— У российских и иностранных студентов в большей степени выражены мотивы учебной деятельности по шкалам: «стать высококвалифицированным специалистом» (соответственно — 66,1 % и 53,2 %); «получить диплом» (соответственно — 60,7 % и 89,4 %).
В то же время, у российских студентов в большой степени выражены мотивы «приобрести глубокие и прочные знания» (51,8 %), «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (41,1 %), «получить интеллектуальное удовлетворение» (44,7 %).
У иностранных же студентов в большой степени выражены мотивы «постоянно получать стипендию» (51,1 %), «добиться одобрения родителей и окружающих» (40,4 %).
— Менее всего у российских студентов выражены шкалы: «успешно продолжать обучение на последующих курсах» (12,5 %); «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (12,5 %); «не запускать предметы учебного цикла» (10,8 %); «не отставать от сокурсников» (14,3 %), «выполнять педагогические требования» (3,6 %); «достичь уважения преподавателей» (14,3 %), «быть примером сокурсникам» (8 %); «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (7,1 %).
— Менее всего у иностранных студентов выражены шкалы: «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (12,8 %); «не отставать от сокурсников» (8,5 %); «выполнять педагогические требования» (10,7 %); «достичь уважения преподавателей» (4,3 %); «быть примером сокурсникам» (6,4 %); избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (14,9 %).
— Существенные различия у российских и иностранных студентов по шкалам: «получить диплом» (соответственно — 60,7 % и 89,4 %); «успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично» (соответственно — 35,7 % и 23,1 %); «постоянно получать стипендию (соответственно — 39,3 % и 51,1 %); «приобрести глубокие и прочные знания» (соответственно — 51,8 % и 39,2 %); «не запускать предметы учебного цикла» (соответственно — 10,8 % и 23,4 %); «достичь уважение преподавателей» (соответственно — 14,3 % и 4,3 %); «получить интеллектуальное удовлетворение» (соответственно 44,7 % и 25,5 %).
Исходя из изученного теоретического материала, а также современных исследований, можно сделать вывод, что студенты разных национальностей, имеют не одинаковые мотивы учебной деятельности. Для того чтобы доказать более значимые различия, далее в своей диссертационной работе, мы используем методы математической статистики.
Литература:
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 512 с.
- Игнатьев В. П., Цой Т. В., Чахов Д. К. Влияние мотивов поступления в вуз на результаты обучения // Современные проблемы науки и образования.–2020.–№ 6.; URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30335 (дата обращения: 13.08.2022).
- Динь Тхи Тхиен Ай Особенности мотивации к обучению студентов разных национальностей// Акмеология. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-k-obucheniyu-studentov-raznyh-natsionalnostey (дата обращения: 08.07.2022).
- Цыганкова, И. В. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии / И. В. Цыганкова, В. Ф. Потуданская, Я. Цзывэй // Экономика труда. — 2019. — Том 6. — № 4. — С. 1545–1554. — doi: 10.18334/et.6.4.41349.