В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются задачи, которые необходимо решить коллективу ДОУ для качественной организации экспериментирования в группах, а также алгоритм построения любого эксперимента ребенком дошкольного возраста.
Ключевые слова: ведущая деятельность, дошкольный возраст, развитие когнитивных процессов, опытно-экспериментальная деятельность, экспериментирование.
Приоритетной задачей дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка: становление любознательной, самостоятельной, творческой личности, умеющей эффективно коммуницировать со сверстниками и достигать поставленных целей. Важность этой задачи обусловлена тем, что именно на данный возрастной промежуток приходится пик «живого» интереса к изучению окружающего мира, исследованию свойств, которыми наделены предметы вокруг, их взаимоотношениях и средой обитания — элементарному экспериментированию [2].
Наряду с игровой деятельностью, экспериментирование также можно полноправно считать ведущей деятельностью дошкольного возраста — оно даёт возможность качественно и доступно развивать одновременно и интеллект, и интерес к познанию. Также в ходе данного процесса происходит непосредственная активизация прочих когнитивных процессов: памяти, мышления и др.
Экспериментальная деятельность включает ребенка в целенаправленное познание мира, учит корректно и четко ставить цели, намечать ориентиры, прогнозировать результаты и оценивать достигнутое в процессе. Происходит совершенствование аналитико-синтетических операций, вырабатывается навык систематизации и классификации в зависимости от свойств предметов, актуализируется словарный запас, т. к. возникает потребность в вербальном оформлении совершаемой ребенком деятельности [3].
В нашем детском саду мы отводим значительную роль данному направлению развития дошкольников. Экспериментирование реализуется не формально, ситуативно, а структурировано в систему и составляет основу творчества.
При организации процесса экспериментирования в детском саду перед коллективном воспитателей стали следующие задачи:
– учет и поддержание в ходе работы познавательных интересов детей;
– моделирование проблемно-поисковых ситуаций для насыщения предметного опыта дошкольников;
– стимулирование самостоятельной активности и поисковых навыков при решении поставленных задач;
– принимая во внимание важность экспериментирования в жизни дошкольников, необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении насыщенную, соответствующую запросу на экспериментирование предметно-развивающую среду: оформление уголка экспериментированию, качественный подбор необходимого оборудования и материалов, игр-экспериментов;
– учёт типа мышления, характерного для дошкольного периода в возрастной периодизации (наглядно-образное).
Во всех возрастных группах нашего детского сада были созданы «зоны для экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; мини-лаборатории, приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно-экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы.
Чтобы опытно-экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий: Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома. Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана [1].
Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы. Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи [4].
Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
- Дошкольник формулирует проблему.
- Ребенок предлагает несколько путей решения предложенной проблемной ситуации.
- Экспериментальным путем проверяет верность предложенных решений.
- Формулирует выводы по результатам реализованной экспериментальной деятельности.
При соблюдении всех этих условий, в подготовительной к школе группе, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам.
Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики.
Литература:
- Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] / М. Р. Битянова — М.: МГППУ, 2006. — 96 с.
- Калмыкова, Ю. А. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Ю. А. Калмакова, М. В. Сычева // Вестник Пензенского государственного университета. — 2016. — № 3 (15). — C. 29–31.
- Тугушева, Г. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Дыбина — М.: Сфера, 2019. -192 с.
- Чемоданова, М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников [Электронный ресурс] // М. В. Чемоданова/ Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov