В данной статье изучается система организационно-правовых аспектов, связанных с образованием и развитием открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Автор изучает ряд правовых актов, которые повлияли на создание и развитие этой организации. Рассматриваются основные элементы организационно-правового статуса данного хозяйствующего субъекта.
Ключевые слова: управление, статус, право, компетенции, особенности применения, механизмы, система.
This article examines the system of organizational and legal aspects related to the formation and development of the open joint stock company «Russian Railways». The author studies a number of legal acts that influenced the creation and development of this organization. The main elements of the organizational and legal status of this economic entity are considered.
Keywords: management, status, law, competencies, application features, mechanisms, system.
Как известно, ОАО «РЖД» являются единым субъектам рыночной экономики. Все акции этой организации на праве собственности принадлежат Российской Федерации. Организация была создана в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № 585. Однако, в научном сообществе и среди политиков данные решения жёстко критиковалось. Сторонники этой позиции полагали, что такая организационная форма как открытое акционерное общество позволяет приобретать доли неограниченному перечню лиц на базе порядка, представленного в учредительных документах. В связи с этим образование единого монополиста в сфере перевозок, который предоставляет разнообразные транспортные услуги на Российской территории и за рубежом в виде ОАО считается неприемлемым действием. В этом случае необходимо создавать исключительно государственную корпорацию.
Фактически, ОАО «РЖД» было созданной организацией, которая реализовывала собственную деятельность на основании сформированного устава. Но, в нормах Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ раскрываются правовые позиции, связанные с перспективным улучшением и развитием уставного капитала общего предприятия. В соответствии с частью 2 статьи 3 закона в ходе приватизации всего имущества федерального железнодорожного транспорта удаётся образовывать единый субъект. Такие действия производятся на основе изъятия всего имущества у предприятий, которые формируют федеральную систему железнодорожного транспорта. Все элементы имущества должны входить в состав уставного капитала подобного открытого акционерного общества. Изучение этой нормы права позволяет сказать о том, что никакой речи о процедуре приватизации в таком случае не идёт. Всё это связано с тем, что передача имущества не будет происходить с учётом утери первоначальной принадлежности, и в этом случае передаётся от одного владельца к другому на государственном уровне. [1, с.143]
Важно сказать о том факте, что на официальном уровне каких-либо разъяснений по представленному вопросу не было. Орган государственной регистрации занимался представленными вопросами. С помощью принятия правовых актов удалось учесть все особенности процедуры реорганизации, которую выстраивают с помощью присоединения одного субъекта к другому. В данном контексте нужно принимать к вниманию два значимых момента:
1. Для осуществления государственной регистрации прекращения деятельности предприятия в сфере железнодорожного транспорта в регистрирующий орган нужно направлять все заверенные нотариально копии документов. Они будут полностью подтверждать процесс государственной регистрации и дальнейшего перехода права собственности на всё имущество к ОАО «РЖД».
2. Подобные органы не занимаются контрольно-надзорной деятельностью за процедурой соблюдения всеми организациями в сфере железнодорожного транспорта различных положений федерального законодательства.
Этот вопрос, связанный с определением правового статуса ОАО «РЖД», не был решён до конца. Но, судебные инстанции дали некоторые разъяснения по поводу того, что данная организация создана на основе приватизации имущества различных компаний в сфере железнодорожного транспорта. По сути, действующая организация в сфере железнодорожных перевозок является полноценным правопреемником.
На основании специального распоряжения правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 № 882-р был установлен список организаций в сфере федерального железнодорожного транспорта. Имущество этих организаций должно входить в состав уставного капитала единого предприятия в этой сфере. Например, в этот перечень были включены федеральные государственные унитарные предприятия, которые занимались обслуживанием железнодорожной системы страны в различных российских регионах.
Благодаря принятию совместного распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии, а также Министерства путей сообщения Российской Федерации был закреплён специальный передаточный акт. Этот документ дал возможность устанавливать все обязательства различных организаций в сфере железнодорожного транспорта. Организации смогли передать в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД» различные виды имущества. [2, с.149]
Благодаря этим процессам удалось установить, что ОАО «РЖД» было создано на основе достаточно нестандартного метода приватизации имущества предприятий, входящих в состав федерального железнодорожного транспорта. По сути, эта новая компания является правопреемником ранее существующих организаций в сфере железнодорожной системы РФ. На основании пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса в ходе слияния различных юридических лиц совокупность прав и обязанностей каждого из них будут переходить к новому юридическому лицу. Для этого нужно использовать специальный передаточный акт. Таким образом, после ликвидации различных федеральных государственных унитарных предприятий в сфере железнодорожного транспорта, все права и обязанности на основе института универсального правопреемства постепенно перешли к ОАО «РЖД».
Обосновывая рассматриваемые правовые положения, нужно сказать о некоторой неточности. Она связана с отсылкой на пункт 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основываясь на сущности судебной практики, необходимо отметить, что в различных делах раскрываются вопросы по реорганизации юридических лиц, которые попадают под действие пункта 2 вышеупомянутой статьи Гражданского кодекса Российской Федерации. [3, с.148]
Рассматривая в данной работе особенности формирования правового статуса ОАО «РЖД» необходимо сказать о том, что процесс государственной регистрации, а также слияние, присоединение или преобразование юридических лиц проводятся в соответствии с нормами Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В нормативных актах в рамках этой системы общественных отношений существует специальный принцип организации различных управленческих объектов в сфере железнодорожного транспорта. Мелкие перевозчики должны присоединяться к всей комплексной системе ОАО «РЖД» для обслуживания инфраструктуры. Всё это говорит о том факте, что присутствует процесс государственного поглощения. Анализ норм вышеупомянутого Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ позволяет сказать о том, что некоторые его положения являются императивными. В частности, в нормах части 3 статьи 4 раскрывается тот факт, что добавление недвижимости в состав уставного капитала единого предприятия нужно проводить без дополнительной государственной регистрации.
Таким образом, в процессе развития ОАО «РЖД» произошли значительные изменения за последние десятилетия. Эта компания имеет уникальный правовой статус, и была сформирована в результате постепенного поглощения мелких перевозчиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Следует сказать о том, что в нынешних условиях ОАО «РЖД» является полноценным монополистом на рынке железнодорожных перевозок в Российской Федерации.
Литература:
1. Скворцова Т. А., Шевченко Я. С. ОАО «Российские железные дороги» как участник гражданских правоотношений //Материалы международной научной конференции ГНИИ «Нацразвитие» «Социально-экономические и гуманитарные науки» июнь 2020. — 2020. — С. 142–144.
2. Селезнев М. А. Анализ локальных правовых актов управленческой деятельности в системе ОАО «РЖД» //Актуальные проблемы российского права и законодательства. — 2022. — С. 147–150.
3. Шевченко Я. С., Козорезова О. Н. ОАО «Российские железные дороги» как субъект отношений по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом //Актуальные научные исследования в современном мире. — 2021. — №. 3–3. — С. 146–150.