В статье автором разработан и представлен проект по формированию представлений о времени, который будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова: проект, время, ребенок, представление, дошкольный возраст, часть суток, продуктивная деятельность, смена сезонов, формирование представлений, день, ночь, представление о времени.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, среднесрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети группы, члены их семьи.
Время реализации проекта : один месяц
Проблема исследования :
В ходе работы с детьми по ФЭМП и анализа педагогической диагностики выяснилось, что наибольшие затруднения у детей средней группы вызывает ориентировка во времени.
Актуальность темы:
Одна из важнейших составляющих реальности — это время, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время — это несуществующая, но обязательная величина, необходимая для упорядоченности событий. Понятие времени нужно для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности, зная, что, когда произошло. Ребенок проходит в своем развитии почти те же стадии, что и человечество в целом. Будущее, настоящее, прошлое — как донести до самих детей эти понятия? Как объяснить ребенку, что такое время? С чего начать? Сначала ребёнок вообще не осознает время, потом постепенно начинает понимать разницу между днем и ночью. Наблюдая за сменой сезонов, ребенок учится различать времена года, называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
С самого раннего возраста детям жизненно необходимо ориентироваться во времени. Это поможет им в более старшем возрасти и в школе, использовать время более рационально. Ориентированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, затем, повлияет на воспитание таких качеств как целенаправленность, организованность, собранность умение планировать свою разнообразную деятельность. Поэтому начинать работу по формированию временных представлений у детей необходимо с младшего дошкольного возраста.
На это и направлены требования ФГОС ДО к образовательной программе. А именно, на приобретение детьми опыта в игровой и познавательно-исследовательской деятельности. А содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о понятии времени. Согласно ФГОС в содержание образовательной области познавательное развитие включена задача: «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений в пространстве и времени».
Формулировка проблемы:
Проблема |
Цель |
Не сформированы представления о времени |
Дать представление о времени; научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с предметами и явлениями |
Причины |
Задачи |
Недостаточно материалов, мало внимания дома, мало внимания уделено в программе в д\с |
|
(проблема, целеполагание — организационный этап)
Сначала ребёнок вообще не осознает время, потом, с помощью взрослого, постепенно начинает понимать разницу между днем и ночью. Наблюдая за сменой сезонов, ребенок учится различать времена года, называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
Цель проекта: Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Дать детям представление о временах года: осени, зиме, весне и лете.
- Формировать представления о частях суток.
- Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
- Познакомить детей с временными понятиями «вчера — сегодня — завтра».
- Формировать временные представления «раньше — позже — сначала — потом».
Методы исследования:
— наглядные (показ: иллюстраций, моделей, слайдов, презентаций) ;
— словесные (отгадывание загадок, заучивание стихотворений, чтение художественных произведений);
— практические (игры, опыты, наблюдения)
Наблюдения. Дают возможность в комплексе решать задачи умственного, эмоционального и речевого развития, способствуют накоплению у детей представлений о времени.
Работа с тематическими картинками. Вотличие от реального времени с картинками можно произвольно манипулировать: выкладывать, рассматривать, сравнивать, группировать и т. д.
Работа с моделями и календарем. Это своеобразный способ материализации времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Цель — помочь детям легче усвоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы времени.
Игры и упражнения. Для закрепления у детей различных представлений о времени и знаний, полученных детьми в непосредственно-образовательной деятельности, используются дидактические, подвижные игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, пальчиковые гимнастики.
Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию представлений о времени.
Предполагаемый результат.
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, времена года), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с модулями и картинками.
Этапы проекта. 1. Организационный.
Раскрывая проблему, считаю, что процесс формирования представлений о времени у дошкольников будет успешным в том случае, если работа с детьми будет осуществляется в строгой последовательности с использованием разнообразных методов и приемов, различных форм учебно-познавательного процесс.
Задача проекта: развивать интерес к математике, представление о времени; научить понимать время с помощью частей суток. Расширять кругозор детей через знакомство с разными картинок и модулей. Воспитание любви к математике.
Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. Вызвать у родителей положительный отклик на проблему.
2. Планирование деятельности.
1. Педагог:
— изготовление пособий для проекта;
— беседы ( о временах года);
— беседы ( о частях суток);
— изготовление игр; подбор имеющихся игр;
— обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,
— продумывание практической, экспериментальной деятельности;
— продуктивная деятельность; прогулки, наблюдения;
— чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, занятия и т. д.
2. Дети:
— разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
3. Родители — ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление и ремонтирование с детьми альбомов, листков и пр. ...
3. Заключительный
— ожидаемый результат
— продукт
Литература:
- Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени/ Т. В. Владимирова. — Ульяновск, 2016. -32с.
- Ковалец, И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2017. — 72 с. Лебеденко, Е. Н.
- Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, — СПб.: Детство-Пресс, 2019. — 80с.
- Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2019. — 94с.