В статье автор пытается определить ценность настольно-печатных игр в развитии познавательных процессов у дошкольников.
Ключевые слова: игра, познание, дети.
Дидактическая игра выделена в отдельное направление образовательной области «Познавательное развитие» и решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик. Представлены разработанные дидактические настольно-печатные игры, которые направлены на развитие познавательно сферы дошкольников.
Целью использования данных дидактических игр в детском саду является обучение в игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов. Она, в свою очередь, подразделяется на: обучающую (которую преследует взрослый), коррекционную (способствует развитию ребенка), игровую (ради которой действует ребёнок) и развивает познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп.
Дидактические настольно-печатные игры систематизированы для использования в педагогическом процессе, подобраны в соответствии с лексическими темами, что сделало процесс обучения для детей структурированным. Интересные и занимательные игры способствуют активизации их деятельности и позволяют развивать мелкую моторику, закреплять и обобщать пройденный материал, активизировать внимание и познавательную деятельность.
Создавать дидактические игры своими руками для дошкольников — достаточно непростое занятие, педагогу следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОО.
Все виды дидактических игр, представленные в пособии, прошли апробацию в дошкольной образовательной организации и подтвердили свою эффективность.
Дидактическая игра № 1 «Классики для рук»
Цель : синхронизация межполушарного взаимодействия, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики, мышления, памяти, внимания. Развитие познавательных способностей.
Коррекционно-образовательные задачи: повторение и закрепление знаний цветов основного спектра, названия пальцев рук.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие межполушарных связей (при включении в работу двух рук одновременно).
Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, моторного планирования (способность составить программу действий и выполнить ее, без способности планировать и удерживать двигательную программу невозможно успешное обучение в школе).
Закрепление умений различать цвета.
Развитие внимания и логического мышления.
Развитие ловкости в умении быстро чередовать цвета в соответствии с образцами карточки.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать положительную установку на участие в игре, умение разворачивать игру в зависимости от количества участников, объяснять правила игры сверстниками.
Оборудование. Для игры понадобятся схемы классиков, которые мы нарисовали самостоятельно, два мячика. Важно, чтобы вариантов схем было много, так мы не только тренируем пальчики, но и развиваем внимательность, мышление, умение переключаться с одного действия на другое. Схемы представлены в черно-белом и цветном виде.
Ход игры
Можно использовать несколько вариантов игры. Играть нужно не только ведущей рукой, но и другой. Координация движений правой и левой рук играет огромное значение в развитии межполушарных связей. Ребёнку предлагается прыгать пальчиками по клеточкам, нарисованным по аналогии с обычными традиционными классиками. Одно упражнение — это совсем немного, всего 2–5 минут. Варианты «разметки» могут быть разные. Для начала предлагаем освоить две самые простые схемы.
Вариантов выполнения упражнения множество:
— выполняем одной рукой, потом другой;
— выполняем прыжки сразу двумя руками на одном поле или на разных;
— включаем в работу не только средний и указательный пальцы, но и безымянный, мизинец, большой в различных сочетаниях.
Различные варианты игры выбираются в зависимости от возраста, степени подготовки дошкольников.
Дидактическая игра № 3 «Шапочки, шляпки и шарфики»
Цель : синхронизация межполушарного взаимодействия, развитие зрительного внимания, цветовосприятия.
Коррекционно-образовательные задачи: повторение и закрепление знаний цветов основного спектра, знакомство с новыми оттенками знакомых цветов, названия пальцев рук.
Расширение словарного запаса детей за счет имен существительных, прилагательных.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие восприятия, памяти, наблюдательности, внимания.
Развитие понимания речи, памяти, мелкой моторики.
Учить находить среди шапочек и шарфиков одинаковый комплект, «парочку», чтобы совпадал цвет.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать положительную установку на участие в игре. Воспитывать интерес к игре, коммуникативный навык. В ходе игры дети получают возможность проявить себя в общении и развитии.
Оборудование. Игра состоит из шляпок, шапочек с помпончиками и шарфики, связанные из акриловых нитей. Помимо акриловых нитей для изготовления шляп можно использовать фетр. Количество и расцветка шапочек, шляпок и шарфиков могут быть любыми, главное, чтобы они были парными, совпадал цвет и оттенок. Также в игре используется две ладошки, вырезанные из дерева, правая и левая.
Ход игры
Можно использовать несколько вариантов игры. Используется в индивидуальной и совместной деятельности с детьми.
Первый вариант игры: ребенку предлагается выбрать и проговорить «одна шляпа», «две шляпы» и т. д., следующее задание подобрать шарфик к шапочке, далее ребенку дается задание выбрать шапки, шляпки и шарфики определенного цвета.
Второй вариант игры: предполагается использование деревянных ладошек, правой и левой, ребенку предлагается шаблон, на каждом пальчике надета шапочка определенного цвета, ребенок должен проговорить, на каком пальце какая шапочка надета, например, на мизинце оранжевая и т. д.
Третий вариант игры: ребенку дается задание нарядить гостей, например, одеть зайчику белую шапочку, а мишке зеленую. Найти шарфики такого же цвета, поменять шарфики у зверей и т. д.
Четвертый вариант игры: предусматривает коллективную игру, до четырех человек. Детям предлагают подобрать «парочку» шапочку и шарфик их заранее перемешанных на столе. Выигрывает тот, кто быстрее и больше составит пар и объяснит свой выбор.
Дидактическая игра на липучках № 4 «Собери урожай»
Цель : закрепление знаний о фруктах, ягодах и овощах.
Задачи: Классификация предметов по ряду определенных признаков (по месту их произрастания, по их применению).
Закрепление знаний, которые позволят различать и распределять овощи, фрукты и ягоды в игровой форме.
Развитие быстроты мышления, слухового внимания.
Оборудование . Три корзинки, вырезаны из картонной бумаги. Карточки, на которых изображены овощи и фрукты, которые имеют специальную основу, позволяющую прилипнуть.
Ход игры
Педагог-дефектолог предлагает ребенку отобрать картинки, на которых изображены фрукты (уточнив, что фрукты растут в саду, овощи в огороде и т. д.) и разместить их в корзинке, на которой написано «Фрукты», аналогичным образом отбираются овощи, в корзинку «Овощи» и ягоды, в корзинку «Ягоды».