Ключевые слова: Москва, тоннелестроение, пожарная опасность, СПЗ, ПСА-Тоннель.
Москва является одним из крупнейших и развитых городов мира. Исторические особенности развития привели к радиально-кольцевому характеру развития города. В совокупности с этим, масштабная автомобилизация населения сказалась на дорожных заторах (пробках) города. Один из пунктов по социально-экономическому развитию г. Москвы генерального плана до 2035 г. представляет идеи развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Для устранения заторов на дорогах в условиях плотной застройки города, архитекторы прибегли к тоннелестроению.
В административных границах города проектируют городские автотранспортные тоннели (АТТ). Они оправдывают свою эффективность в качестве решения для развития дорожно-транспортной инфраструктуры и тесной связи с вопросом улучшения экологической обстановки города. Но АТТ также относятся к объектам повышенной опасности, где могут произойти такие чрезвычайные ситуации как авария, дорожно-транспортное происшествие и пожар.
«Для обеспечения безопасности людей, находящихся в транспортной зоне тоннеля», — говорил Девлишев, — «при проектировании предусматривается система противопожарной защиты (СППЗ) тоннеля, в которую входят активные (пожаротушение, противодымная вентиляция) и пассивные (эвакуационные сбойки, секционирование, применение конструктивной противопожарной защиты) средства защиты» [1]. Нормативная база по современным СППЗ АТТ России основана на СНиП 32–04–97 [II] и Своду правил по требованиям пожарной безопасности, разработанному ФГБУ ВНИИПО МЧС России.
Однако СППЗ не всегда действенны в предупреждении ЧС в тоннелях. Пожарные и аварийно-спасательные автомобили территориального пожарно-спасательного гарнизона (ТПСГ) г. Москвы применяются для ликвидации ЧС и спасения людей в тоннелях. За последние 10 лет учёными Академии ГПС МЧС России совместно с производителями пожарной и аварийно-спасательной техники было выполнено 12 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке и созданию новых образцов пожарной техники. Среди них выделяют мобильный комплекс тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в транспортных тоннелях, состоящий из:
а) пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением ПСА-Т-3,0–40/ 100–4/400 (ПСА-Тоннель);
б) высокоманевренного пожарно-спасательного автомобиля для эвакуации пострадавших при чрезвычайной ситуации (ЧС) в ААТ ПСА-Ч (IVECO AMT 6339)-57ВР (ПСА-Челнок) [2].
Первой особенностью автомобиля ПСА-Т-3,0–40/ 100–4/400 (ПСА-Тоннель) является наличие двух кабин, что делает крайне удобным выезд из тоннеля при необходимости, пересев при этом в заднюю кабину. Чтобы не тянуть из обеих кабин приводы переключения передач, машину снабдили автоматической коробкой передач ZF. Дополнительным плюсом такого решения является избавление от риска случайной блокировки управления из другой кабины. Для обеспечения одинаковой скорости движения автомобиля в обе стороны, между немецкими коробкой и раздаткой установлен реверс-редуктор отечественного производства. [3]
На передней части машины имеется клин-таран для расчистки дорог для других АСА. Также с помощью клина-тарана можно разъединить сцепившихся в следствии аварии автомобили. ПСА-Тоннель оснащен четырех кубовой емкостью для пены или воды. Способность машины развивать скорость до 85 км/ч дает возможность оперативного выезда за дозагрузкой воды или пены. Насос заполняет емкость за 40 секунд. [3]
Для работы в сильно задымленных участках, ПСА-Тоннель оснащен системой искусственного дыхания — баллонами со сжатым воздухом. Это обеспечивает бесперебойную работу двигателя машины. Благодаря фильтровентиляционным установкам экипаж также может находиться в обеих кабинах без противогазов. Кроме того, для работы в условиях сильного задымления, автомобиль оснащен специальным навигатором — роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства, тепловизора и лафетного ствола с дистанционным управлением. [3]
ПСА-Тоннель считается высокоманевренным благодаря специальным шасси. Автомобиль полноприводный, причем обе оси управляемые (вдоль рамы проходят тяги и рычаги) — так улучшается маневренность, уменьшается радиус разворота. Полная масса огнеборца 18 000 кг, при этом вес распределяется равномерно — 50:50. Мотор из гаммы IVECO выбран с запасом — F3B Cursor 13 объемом 12,88 л, но не в 560-сильном варианте, а с минимальной настройкой мощности — 380 л.с. Данные характеристики делают автомобиль надежным и эффективным. [3]
Пожарно-спасательный автомобиль ПСА-Челнок предназначен для сбора, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях в транспортных тоннелях на полноприводном шасси с системой управления передних и задних колес. А также для обеспечения эвакуации людей в случае аварии и/или пожара в дорожном тоннеле, доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчета, осуществления безопасной транспортировки людей, обеспечивая им доступ к воздуху в условиях задымленности и отравления атмосферы в тоннеле токсичными газами, оснащенного устройством гарантирующим постоянную бесперебойную работу двигателя при недостаточном для его работы содержании кислорода в воздухе и запаса огнетушащих веществ для обеспечения работы системы орошения, средств связи, освещения и защиты личного состава МЧС, а также проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в тоннелях. [4]
Система жизнеобеспечения боевого расчета устроена таким образом, чтобы экипаж мог работать в кабине без противогазов на случай задымления. В качестве навигатора выступает роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства, тепловизора. Автомобиль способен вместить в салон, оборудованный дыхательными масками, до 25 человек. ПСА может использоваться как самостоятельная боевая единица так и совместно с другими пожарными или иными автомобилями. [4]
Так, высокоманевренные пожарные автомобили ПСА-Тоннель и ПСА-Челнок отвечают наиболее сложным проблемам при ликвидации ЧС в тоннелях: доставка к месту пожара или ЧС расчета подразделений, запаса огнетушащих веществ, специального оборудования и инструмента [2]. Самое главное, ограниченное пространство тоннелей не является преградой для маневра пожарных автомобилей.
Литература:
- Обеспечение пожарной безопасности в тоннелях. // Некоммерческое партнерство инженеров. https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3998
- Алешков М. В. Высокотехнологичные пожарно-спасательные автомобили, разработанные в Академии ГПС МЧС России. // Пожарное автомобилестроение. — С. 9–13. DOI 10.25257/FE.2017.3.9–14
- ПСА-Тоннель. Академия ГПС МЧС России. 14 марта 2017. https://academygps.ru/nauka-5/razrabotki-i-nauchnye-dostizheniya-granty-49/pozharnaya-i-avariyno-spasatelnaya-tekhnika-1370/psa-tonnel-1384/
- ПСА-Челнок. Академия ГПС МЧС России. 14 марта 2017. https://academygps.ru/nauka-5/razrabotki-i-nauchnye-dostizheniya-granty-49/pozharnaya-i-avariyno-spasatelnaya-tekhnika-1370/psa-chelnok-1385/