В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: подростки с ограниченными возможностями здоровья, подростки с ОВЗ, социальная эксклюзия, социальная интеграция.
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов [1] (в том числе детей и подростков с ОВЗ), в рамках которой признается особая роль медицинской реабилитации данной категории граждан. В связи с отказом от сугубо медицинского подхода к пониманию ограниченных возможностей, особое значение приобретает понятие социальной интеграции лиц с ОВЗ, а также рассмотрение проблем, связанных с данным явлением общественной жизни, поиск мер, позволяющих значительно повысить уровень и качество социальной интеграции подростков с ОВЗ.
Понятие «интеграция» изначально широко применялось в естественнонаучных дисциплинах, таких как физика, биология, где оно означает процесс, в ходе которого отдельные самостоятельные (дифференцированные) части связываются в одно целое. Позже понятие «интеграции» было заимствовано социальными науками, суть явления осталась прежней, однако в контексте социологических наук под дифференцированными частями понимаются отдельные личности, а под целым — само общество.
Среди многообразия попыток осмыслить и дать определение понятию социальная интеграция, одной из наиболее удачных является определение, предложенное доктором социологических наук, В.С Ткаченко, который предлагает рассматривать социальную интеграцию как «целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учётом особенностей и потребностей детей-инвалидов, в результате которого происходит включение их во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей». [2]
Социальная интеграция подростков с ОВЗ должна рассматриваться как комплексное общественное явление, поскольку способы и приемы социальной интеграции различны и во многом определяются особенностями подростка. Определена классификация различных по содержанию методик включения подростка с ограниченными возможностями здоровья в общество: временная, частичная и полная интеграция. [3]
Социальная интеграция человека представляет собой длительный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Он сопровождается сменой статусов, социальных ролей, сменой мест жительства, работы, учебы и пр. С годами требования общества к уровню освоенных правил и социальных норм возрастают, а сами нормы и правила усложняются. Социальная интеграция подростков с ОВЗ характеризуется определенными трудностями, которые объясняются наличием у такого подростка особенностей, способных помешать усвоению норм и правил поведения, отсутствием примеров со стороны взрослых, невозможности совместного общения в реальных ситуациях.
В современной России используется подход к восприятию инвалидности с точки зрения социального понимания проблемы. Но несмотря на это, достаточно большое количество подростков с ОВЗ воспитываются и получают образование в специализированных учреждениях. В данных учреждениях предполагается постоянное проживание воспитанников на его территории, из-за чего происходит ограничение круга лиц, с которыми происходит регулярное взаимодействие. Это приводит к сильному сужению сферы общения подростка. Кроме того, воспитанники подобных учреждений обладают низким уровнем навыков самостоятельной жизни ввиду их неучастия в бытовых делах, непривлечения к труду и строго определенного распорядка дня. Также стоит отметить отсутствие навыков обращения с денежными средствами, опыта участия в мелких бытовых сделках (например, покупка продуктов питания, одежды, обуви). Таким образом, у подростка нет возможности примерить на себя и освоить многие социальные роли, в связи с чем усложняется усвоение функций и сущности различных социальных ролей, а также механизмов их использования. Такое поведение в повседневной жизни в условиях общества усиливает и без того явное отличие подростка с ОВЗ от общности нормотипичных людей, что может негативно отразиться на процессе интеграции.
Одной из важных проблем в процессе социальной интеграции является недостаточный уровень доступности социально значимых объектов для лиц с ОВЗ. Это связано с зачастую формальным характером реализации мероприятий, направленных на обеспечение безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.
Неготовность некоторых членов общества к проявлению толерантности и принятию идеи «равных возможностей» является важной проблемой в процессе социальной интеграции подростков с ОВЗ. Процесс социализации и социальной интеграции предполагает активное взаимодействие как минимум двух сторон, но на сегодняшний день в сознании российского общества до конца не сформировалась готовность к активному взаимодействию с людьми, имеющими ОВЗ.
Главной проблемой социальной интеграции подростков с ОВЗ является их социальная эксклюзия.
Феномен «социальной эксклюзии» изучал английский социолог Э.Гидденс, который под этим явлением понимал «механизм, который отделяет определенные группы людей от главного социального потока». [4] Э.Гидденс разделял эксклюзию на добровольную и вынужденную. Эксклюзия подростков с ОВЗ относится к вынужденной, так как данная категория граждан отделена от социального потока вопреки своему желанию.
Классифицирование форм социальной эксклюзии происходит по множеству параметров. [5] В аспекте проблем детской и подростковой инвалидности и образовательной эксклюзии детей и подростков с ОВЗ сведем данную классификацию в таблице 1.
Таблица 1
Классификация форм социальной эксклюзии
Параметры |
Формы |
по происхождению |
врожденная |
приобретенная |
|
по сфере проявления |
экономическая |
социальная |
|
культурная |
|
политическая |
|
по периоду проявления |
временная |
периодическая |
|
циклическая |
|
постоянная |
|
по степени управляемости |
управляемая |
частично управляемая |
|
неуправляемая |
Выделяют несколько основных причин и факторов социально эксклюзии подростков с ОВЗ, которые препятствуют или исключают возможность качественного удовлетворения потребностей морального или материального характера подростков с ОВЗ, по причине установления некоторыми членами общества искусственных ограничений. К ним относятся физические ограничения, низкий уровень доходов семей с подростками с ОВЗ, барьеры пространственно-средового характера, информационный, эмоциональный и коммуникационный барьер.
Проблема социальной эксклюзии становится все более актуальной, так как в современных условиях имеет место исключение из жизни социума лиц с ОВЗ, проблемы такой категории граждан или факт их сущетсвования зачастую игнорируются.
Социальные нормы должны быть направлены не на исключение и отторжение индивидов, которые отличаются от нормотипичных граждан, а на принятие и понимание особых потребностей такой категории лиц.
Литература:
- Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3711-р, 18 декабря 2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405017/ (дата обращения: 10.08.2022).
- Ткаченко В. С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: автореф. дис. д. соц. наук. — М., 2007. — 56 с.
- Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы социального образования в России: дис. д. пед. наук. — М., 1996. — 63 с.
- Астоянц М. С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии: социокультурная интерпретация: автореф. дис. канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 43 с.
- Мельниченко А. А., Гулий Р. М. Социальная эксклюзия: вопросы методологии и использования в сфере государственного управления // Вопросы теории и методологии управления. — 2012. — № 4. — С. 13–15.