Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Турецкая, А. С. Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория / А. С. Турецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95819/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: подростки с ограниченными возможностями здоровья, подростки с ОВЗ, социальная эксклюзия, социальная интеграция.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов [1] (в том числе детей и подростков с ОВЗ), в рамках которой признается особая роль медицинской реабилитации данной категории граждан. В связи с отказом от сугубо медицинского подхода к пониманию ограниченных возможностей, особое значение приобретает понятие социальной интеграции лиц с ОВЗ, а также рассмотрение проблем, связанных с данным явлением общественной жизни, поиск мер, позволяющих значительно повысить уровень и качество социальной интеграции подростков с ОВЗ.

Понятие «интеграция» изначально широко применялось в естественнонаучных дисциплинах, таких как физика, биология, где оно означает процесс, в ходе которого отдельные самостоятельные (дифференцированные) части связываются в одно целое. Позже понятие «интеграции» было заимствовано социальными науками, суть явления осталась прежней, однако в контексте социологических наук под дифференцированными частями понимаются отдельные личности, а под целым — само общество.

Среди многообразия попыток осмыслить и дать определение понятию социальная интеграция, одной из наиболее удачных является определение, предложенное доктором социологических наук, В.С Ткаченко, который предлагает рассматривать социальную интеграцию как «целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учётом особенностей и потребностей детей-инвалидов, в результате которого происходит включение их во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей». [2]

Социальная интеграция подростков с ОВЗ должна рассматриваться как комплексное общественное явление, поскольку способы и приемы социальной интеграции различны и во многом определяются особенностями подростка. Определена классификация различных по содержанию методик включения подростка с ограниченными возможностями здоровья в общество: временная, частичная и полная интеграция. [3]

Социальная интеграция человека представляет собой длительный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Он сопровождается сменой статусов, социальных ролей, сменой мест жительства, работы, учебы и пр. С годами требования общества к уровню освоенных правил и социальных норм возрастают, а сами нормы и правила усложняются. Социальная интеграция подростков с ОВЗ характеризуется определенными трудностями, которые объясняются наличием у такого подростка особенностей, способных помешать усвоению норм и правил поведения, отсутствием примеров со стороны взрослых, невозможности совместного общения в реальных ситуациях.

В современной России используется подход к восприятию инвалидности с точки зрения социального понимания проблемы. Но несмотря на это, достаточно большое количество подростков с ОВЗ воспитываются и получают образование в специализированных учреждениях. В данных учреждениях предполагается постоянное проживание воспитанников на его территории, из-за чего происходит ограничение круга лиц, с которыми происходит регулярное взаимодействие. Это приводит к сильному сужению сферы общения подростка. Кроме того, воспитанники подобных учреждений обладают низким уровнем навыков самостоятельной жизни ввиду их неучастия в бытовых делах, непривлечения к труду и строго определенного распорядка дня. Также стоит отметить отсутствие навыков обращения с денежными средствами, опыта участия в мелких бытовых сделках (например, покупка продуктов питания, одежды, обуви). Таким образом, у подростка нет возможности примерить на себя и освоить многие социальные роли, в связи с чем усложняется усвоение функций и сущности различных социальных ролей, а также механизмов их использования. Такое поведение в повседневной жизни в условиях общества усиливает и без того явное отличие подростка с ОВЗ от общности нормотипичных людей, что может негативно отразиться на процессе интеграции.

Одной из важных проблем в процессе социальной интеграции является недостаточный уровень доступности социально значимых объектов для лиц с ОВЗ. Это связано с зачастую формальным характером реализации мероприятий, направленных на обеспечение безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.

Неготовность некоторых членов общества к проявлению толерантности и принятию идеи «равных возможностей» является важной проблемой в процессе социальной интеграции подростков с ОВЗ. Процесс социализации и социальной интеграции предполагает активное взаимодействие как минимум двух сторон, но на сегодняшний день в сознании российского общества до конца не сформировалась готовность к активному взаимодействию с людьми, имеющими ОВЗ.

Главной проблемой социальной интеграции подростков с ОВЗ является их социальная эксклюзия.

Феномен «социальной эксклюзии» изучал английский социолог Э.Гидденс, который под этим явлением понимал «механизм, который отделяет определенные группы людей от главного социального потока». [4] Э.Гидденс разделял эксклюзию на добровольную и вынужденную. Эксклюзия подростков с ОВЗ относится к вынужденной, так как данная категория граждан отделена от социального потока вопреки своему желанию.

Классифицирование форм социальной эксклюзии происходит по множеству параметров. [5] В аспекте проблем детской и подростковой инвалидности и образовательной эксклюзии детей и подростков с ОВЗ сведем данную классификацию в таблице 1.

Таблица 1

Классификация форм социальной эксклюзии

Параметры

Формы

по происхождению

врожденная

приобретенная

по сфере проявления

экономическая

социальная

культурная

политическая

по периоду проявления

временная

периодическая

циклическая

постоянная

по степени управляемости

управляемая

частично управляемая

неуправляемая

Выделяют несколько основных причин и факторов социально эксклюзии подростков с ОВЗ, которые препятствуют или исключают возможность качественного удовлетворения потребностей морального или материального характера подростков с ОВЗ, по причине установления некоторыми членами общества искусственных ограничений. К ним относятся физические ограничения, низкий уровень доходов семей с подростками с ОВЗ, барьеры пространственно-средового характера, информационный, эмоциональный и коммуникационный барьер.

Проблема социальной эксклюзии становится все более актуальной, так как в современных условиях имеет место исключение из жизни социума лиц с ОВЗ, проблемы такой категории граждан или факт их сущетсвования зачастую игнорируются.

Социальные нормы должны быть направлены не на исключение и отторжение индивидов, которые отличаются от нормотипичных граждан, а на принятие и понимание особых потребностей такой категории лиц.

Литература:

  1. Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3711-р, 18 декабря 2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405017/ (дата обращения: 10.08.2022).
  2. Ткаченко В. С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: автореф. дис. д. соц. наук. — М., 2007. — 56 с.
  3. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы социального образования в России: дис. д. пед. наук. — М., 1996. — 63 с.
  4. Астоянц М. С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии: социокультурная интерпретация: автореф. дис. канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 43 с.
  5. Мельниченко А. А., Гулий Р. М. Социальная эксклюзия: вопросы методологии и использования в сфере государственного управления // Вопросы теории и методологии управления. — 2012. — № 4. — С. 13–15.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная интеграция, социальная интеграция подростков, ограниченная возможность здоровья, категория граждан, подросток, активное взаимодействие, проблема, член общества.


Ключевые слова

социальная интеграция, подростки с ограниченными возможностями здоровья, подростки с ОВЗ, социальная эксклюзия

Похожие статьи

Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт работы раннего развития детей с ограниченными возможностями в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя».

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации

В статье рассматриваются вопросы проектирования социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации.

Направленность профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье затрагивается проблема профессиональной направленности детей с ОВЗ. В статье анализируются профессиональные предпочтения и профессиональные предрасположенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Особенности социальной адаптации одаренных подростков

Работа посвящена проблеме социальной адаптации и ее своеобразию в подростковом возрасте, а именно изучению особенностей социальной адаптации одарённых подростков.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Похожие статьи

Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт работы раннего развития детей с ограниченными возможностями в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя».

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации

В статье рассматриваются вопросы проектирования социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации.

Направленность профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье затрагивается проблема профессиональной направленности детей с ОВЗ. В статье анализируются профессиональные предпочтения и профессиональные предрасположенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Особенности социальной адаптации одаренных подростков

Работа посвящена проблеме социальной адаптации и ее своеобразию в подростковом возрасте, а именно изучению особенностей социальной адаптации одарённых подростков.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Задать вопрос