Экстремальное закаливание, или закаливание холодом, детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Брыткова, Т. М. Экстремальное закаливание, или закаливание холодом, детей дошкольного возраста / Т. М. Брыткова, С. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95820/ (дата обращения: 17.10.2024).



Здоровью моему полезен русский холод.

А. С. Пушкин

Всем известно, что закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактикой многих заболеваний. Закаливание детей — одна из ведущих мер борьбы с респираторными инфекциями. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет, повышается сопротивляемость организма к колебаниям температуры окружающей среды, легко переносят холод и жару.

Очень важно знать, что независимо от уровня физического развития и возраста, может и должен закаляться каждый человек, главное — желание.

Большинство родителей имеют смутное представление об экстремальном закаливании или вообще не знают и ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных природных факторов.

Многие родители с первых дней жизни ребёнка начинают «защищать» его от простуды в виде укутывания, боязни проветривания помещения, страха промочить ноги и пр. Такая «забота» приводит к частым простудным заболеваниям.

Существует несколько принципов, которых необходимо придерживаться, чтобы получить положительный эффект закаливания и развить врождённые защитные силы организма ребёнка при минимальных усилиях со стороны родителей.

Закаливание должно проводиться систематически — ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определенное место в режиме дня.

Организм ребёнка должен постепенно приспособиться к необычным для него условиям. Увеличивая время выполнения процедур и силу раздражающего действия плавно, закаливающие процедуры станут комфортными для ребёнка.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и состояние его здоровья . Закаливающие факторы по-разному сказываются на состоянии организма. Поэтому проводить процедуры можно только со здоровым ребёнком. Никогда не начинайте закаливать, если ребёнку холодно — возможно переохлаждение организма.

Многих родителей интересует вопрос о том, можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями? Можно. Но методы и приёмы закаливания должны быть более щадящими и только тогда, когда ребенок здоров. Во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. В каждом случае организация закаливания должна носить индивидуальный характер .

Говоря о принципах закаливания, необходим психологический настрой ребёнка на выполнение закаливающих процедур. Любые закаливающие мероприятия должны вызывать положительные эмоции у ребёнка, так как они повышают эффективность закаливания.

К принципам закаливания можно отнести и комплексное использование природных факторов (солнце, воздух, вода, снег).

С чего же начать закаливать ребёнка?

Первое условие эффективного закаливания — использование неперегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей свободно двигаться. Чрезмерное укутывание ведёт к перегреванию организма, что в свою очередь предрасполагает к простудным заболеваниям.

Длительное пребывание на свежем воздухе способствует закаливанию организма ребёнка. Постарайтесь, чтобы дети гуляли не менее 3–4 часов, даже зимой. Обязательно во время прогулки выполнение подвижных игр, энергичных движений.

Воздух как средство закаливания можно использовать с первых дней жизни ребёнка. В возрасте до 6 месяцев пребывание детей на открытом воздухе допускается при температуре не ниже -10 °C, а для более старших детей — не ниже -15 °C. Во время прогулок лицо ребёнка должно быть открытым.

Закаливание водой следует начинать с местных процедур- умывания прохладной водой, игр с водой, обливания ног перед сном. Начальная температура воды должна быть 28–30 °C, через каждые 3–4 дня температуру рекомендуется снижать на 1- 2 °C. Для грудных детей температуру снижают до 20–22 °C, для детей старше года до 16–18 °C. Затем переходите к кратковременным общим процедурам — обтиранию, обливанию, душу, ванне, купанию в открытых водоемах.

Начинать нужно с сухих обтираний. Все тело ребёнка протирают проглаженной фланелью до появления небольшой красноты. Через две недели можно приступать к влажным обтираниям.

Рукавичку из махровой ткани смочить в воде и немного отжать. Обтирать сначала руки, затем ноги, живот, спину и вытирать сухим полотенцем, массируя тело до появления умеренного покраснения.

Самый лучший способ закаливания в летнюю пору — купание в открытых водоемах . Важно знать, что дети могут купаться только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Для нормального развития ребёнка необходим солнечный свет . Недостаток его вызывает различные отклонения в организме детей, приводит к заболеванию рахитом. Избыток же солнечных лучей неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому необходимо разумно использовать солнце, как закаливающий фактор.

Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. В подошвенной поверхности стопы имеется на много больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. И уже давно выявлена связь этих рецепторов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также со всеми внутренними органами.

Наряду с традиционными методами закаливания существуют нетрадиционные (экстремальные) методы закаливания. За последние годы появились клубы «моржевания» детей, т. е. зимнего плавания в открытых водоемах, дети принимают «снежные ванны», посещают сауны...

В нашем детском саду № 75 г. Белгорода уже 30 лет работает группа «Моржонок». Главными методами экстремального закаливания детей являются: хождение босиком по снегу без одежды, обливание холодной водой на свежем воздухе, массаж тела и стоп.

Когда в стране карантин, частые острые респираторные заболевания, наши «моржата» в одних трусиках выходят из помещения на снег, и оставляя на снегу следы босых ног, направляются к ёлочкам, где приготовлены вёдра с холодной водой для обливания. Зрелище не для слабонервных. Но у нас такое направление работы — оздоровительное, т. е. закаливание детей холодом.

Конечно, не сразу с детьми мы вышли на снег. Всё делалось не спеша. Начинаем закаливание с лета. Ходим босиком, обливаемся водой комнатной температуры, затем снижаем температуру воды каждый день на 2 градуса. Обливаемся сначала в душе, а потом на улице. Любуемся красотой природы, обнимаем любимую берёзку, произносим речевки, играем в подвижные игры.

Такие занятия увлекают детей «Моржат» и -15° для них совсем не холодно. Дело в том, что пушистый снег за счёт рыхлой структуры и воздушной прослойки оказывает мягкое действие на кожу. Когда идёте по снегу, улучшается кровообращение: постепенно от конечностей к внутренним органам активизируются биологические точки на поверхности стопы.

Самое главное — как и при любом методе закаливания важна последовательность, точное дозирование и постепенность процедур, чтобы не допустить переохлаждение организма.

Не стоит без подготовки нырять в сугроб. В первый раз просто умойтесь снегом и оботрите руки до локтей. На следующий день разуйтесь и походите по снегу 15–20 секунд. Одно закаливание не должно продолжаться более 2,5–3 минут, иначе переохладитесь и простудитесь. Физиологи считают, что с помощью регулярного закаливания снегом можно укрепить дыхательную, нервную, сердечно — сосудистую системы, повысить сопротивляемость к инфекциям.

А вы не хотите стать «моржом»?

Важно знать, что при любых обстоятельствах азы экстремального закаливания полезно усвоить всем.

Основные термины (генерируются автоматически): закаливание детей, ребенок, снег, заболевание, закаливание, метод закаливания, переохлаждение организма, принцип закаливания, процедура, свежий воздух, холодная вода, экстремальное закаливание.


Похожие статьи

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Самообразование и самовоспитание взрослого человека

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Овладение письмом на начальном этапе обучения английскому языку

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста

Проблемное обучение при выполнении домашних заданий

Использование различных форм деятельности на уроках английского языка в начальных классах

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Похожие статьи

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Самообразование и самовоспитание взрослого человека

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Овладение письмом на начальном этапе обучения английскому языку

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста

Проблемное обучение при выполнении домашних заданий

Использование различных форм деятельности на уроках английского языка в начальных классах

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Задать вопрос