Автор статьи рассматривает проблемы, связанные с реализацией права регресса Российской Федерации к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда.
Ключевые слова: реабилитация, уголовный процесс, уголовная ответственность, служебная проверка, регрессный иск, возмещение вреда, восстановление прав, права лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию.
Российской Федерацией в лице управлений Федеральных казначейств по субъектам РФ фактически не реализуется право на регрессный иск к должностным лицам правоохранительных органов РФ, в связи с действиями которых производится возмещение имущественного вреда реабилитированным, что ежегодно влечет невосполнимый финансовый ущерб бюджету Российской Федерации.
Право обратного требования к конкретному регрессату возникает у государства в момент признания его действий (бездействия) незаконными, пишет В. А. Потетинов [1, с. 80–85].
М. В. Зяблина и Е. В. Великая указывают, что по общему правилу п. 2 ст. 1064 ГК наличие вины должностных лиц презюмируется, они могут быть освобождены от нее, только если докажут, что вред причинен не по их вине. В то же время бремя доказывания юридически значимых обстоятельств закон возлагает на непосредственного причинителя вреда. В связи с этим установление вины должностного лица органов дознания, следствия и прокуратуры является необходимым специальным условием для возникновения регрессной ответственности [2, с. 15–16].
Таким образом, основаниями для предъявления и разрешения регрессного иска являются результаты служебных проверок, актов прокурорского реагирования и ведомственного процессуального контроля.
Однако, органы прокуратуры РФ либо не осуществляют проведение соответствующих служебных проверок в отношении должностных лиц правоохранительных органов РФ, решения или действия которых повлекли признание права на реабилитацию, либо не информируют Министерство финансов РФ о привлечении виновных в причинении вреда в связи с незаконным уголовным преследованием должностных лиц правоохранительных органов РФ к предусмотренной законом ответственности по результатам таких проверок.
Управления Федерального казначейства по субъектам РФ не осуществляют регрессные взыскания с виновных должностных лиц правоохранительных органов тех денежных средств, которые были возмещены реабилитированным за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Таким образом, у должностных лиц правоохранительных органов, обязанности которых по возмещению вреда оказались прекращенными, возникает неосновательное обогащение в виде сбережения, произошедшее за счет расходования соответствующих средств Минфином РФ, исполнившим свою обязанность по возмещению вреда.
Перечисленные обстоятельства, связанные с реализацией уголовно-процессуального института реабилитации, легли в основу темы настоящей статьи и свидетельствуют о ее актуальности.
Ежегодно по вине должностных лиц правоохранительных органов и при попустительстве Министерства финансов РФ бюджету РФ причиняется невосполнимый ущерб.
При этом сотрудники управлений Федерального казначейства по субъектам РФ уклоняются от подготовки и предъявления в суды регрессных исков в отношении должностных лиц правоохранительных органов, в результате незаконных действий, бездействия которых у государства возникают финансовые обязательства.
Как следствие, виновные лица правоохранительных органов РФ остаются безнаказанными. В связи с этим, должностные лица, в соответствии с предоставленной им компетенцией, в нарушение уголовно-процессуального закона, продолжают совершать незаконные действия (бездействие):
— незаконно возбуждают и произвольно расследуют уголовные дела;
— привлекают заведомо невиновных лиц к уголовной ответственности;
— допускают регулярные ошибки и недоработки, в результате которых выносятся оправдательные приговоры, влекущие возникновение права на реабилитацию.
Только по результатам проведенного одной адвокатской группой Свердловской области исследования сумма денежных средств, которая была возмещена реабилитируемым за счет Казны РФ за последнее время, составляет свыше 13 млн. рублей [3–14].
Денежные компенсации за вред, причиненный реабилитированным лицам по вине должностных лиц правоохранительных органов РФ, были взысканы с Министерства финансов РФ за счет Казны РФ, и, полагаю, не были возмещены в порядке регресса виновными лицами.
Таким образом, в результате невозмещения денежных средств в порядке регресса, бюджет РФ регулярно несет финансовые потери.
Однако, обращения с регрессными исками к должностным лицам правоохранительных органов процессуально обоснованы и имеют перспективы взыскания в доход государства денежных средств.
В соответствии с п. 3.1. ст. 1081 ГК, Российская Федерация в случае возмещения вреда по основаниям, предусмотренным ст.ст. 1069 и 1070 ГК, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеет право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
В соответствии с письмами Минфина РФ от 21.03.2012 г. № 08–05–04/785, от 24.05.2012 № 08–05–04/1503, от 03.10.2014 г. № 08–04–06/3395, в случае отсутствия в судебном акте указания на виновное должностное лицо Управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ необходимо обращаться в орган государственной власти, в результате незаконных действий (бездействия) которого был причинен вред, с просьбой о проведении служебного расследования для выявления таких должностных лиц.
Таким образом, сотрудники управлений Федерального казначейства по субъектам РФ уклоняются от инициирования служебных проверок для выявления виновных должностных лиц правоохранительных органов и последующего обращения за взысканием причиненного виновными лицами вреда.
Полагаю, изложенное свидетельствует о бездействии сотрудников Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, выраженном в уклонении от подготовки и предъявления регрессных требований в суды от имени РФ, и о бездействии должностных лиц правоохранительных органов, выраженном в уклонении от проведения служебных расследований и выявления виновных в причинении вреда лиц. В результате систематически нарушается право Российской Федерации на возмещения вреда.
Таким образом, существующий механизм возмещения вреда, причиненного незаконными действиями, бездействием органов или их должностных лиц, не реализуется, причиненный государству в таких случаях вред не возмещается, виновные лица остаются безнаказанными.
Полагаю, возмещение в порядке регресса вреда, причиненного по вине должностных лиц правоохранительных органов, фактически не осуществляется, поскольку:
Сотрудники органов прокуратуры РФ не осуществляют проведение соответствующих проверок и не информируют Министерство финансов РФ о результатах проверок.
В соответствии с п. 1 приказа Генеральной прокуратуры РФ и Минфина РФ от 20.01.2009 г. № 12/3н, начальники главных управлений и управлений Генпрокуратуры РФ, прокуроры субъектов РФ, в соответствии с установленной компетенцией, в каждом случае вынесения судами или органами предварительного следствия и дознания процессуального решения, влекущего признание права на реабилитацию, обязаны проводить соответствующую проверку (служебное расследование), по результатам которой ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности и информировать Министерство финансов РФ о вступлении в законную силу соответствующих судебных решений.
Непроведение сотрудниками органов прокуратуры служебных проверок, непредоставление информации по результатам проведения таких проверок в Министерство финансов РФ, позволяет контролирующему органу скрывать виновных должностных лиц.
Таким образом, бездействие сотрудников органов прокуратуры РФ, выраженное в уклонении от исполнения обязанности проведения проверок в отношении должностных лиц правоохранительных органов РФ, препятствует возмещению государством финансовых потерь.
Сотрудники управлений Федерального казначейства по субъектам РФ фактически уклоняются от подачи исковых заявлений в отношении виновных лиц.
В соответствии с пп. 3.7, 3.8 приказа Минфина РФ и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н, правовой департамент обязан принимать соответствующие меры для возмещения ущерба, причиненного государству, в установленном законодательством РФ порядке.
Непринятие сотрудниками управлений Федерального казначейства РФ соответствующих мер для возмещения ущерба государству, ненадлежащая организация работы по подготовке и предъявлению регрессных требований, свидетельствует об уклонении сотрудников управлений от подачи исковых заявлений в отношении виновных лиц.
Таким образом, бездействие управлений Федерального казначейства РФ, выраженное в уклонении от исполнения обязанности возмещать в порядке регресса вред, причиненный должностными лицами правоохранительных органов РФ в результате незаконного уголовного преследования, приводит к ежегодным невосполнимым потерям бюджета РФ.
В связи с отсутствием надлежащей организации работы в управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ и органах прокуратуры РФ, у должностных лиц правоохранительных органов РФ возникает не только неосновательное обогащение в виде сбережения, но и чувство безнаказанности, а ошибки и недоработки не устраняются, а приобретают системный характер.
Для обеспечения единообразного надлежащей организации работы в управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ предлагается внести изменения в действующее законодательство путем принятия таких норм закона, которые бы способствовали возмещению государством финансовых потерь, связанных с возмещение вреда реабилитированным.
Литература:
- Потетинов В. А. Предъявление регрессного иска к следователю: причины, практика и риски // Уголовный процесс. 2019. № 10. С. 80–85.
- Зяблина М. В., Великая Е. В. Предъявление прокурорами регрессных исков в связи с принятием судами решений о возмещении реабилитированным лицам вреда, причиненного незаконным (необоснованным) уголовным преследованием // Законность. 2016. № 4. С. 15–16.
- Апелляционное постановление Свердловского областного суда г. Екатеринбурга от 04.04.2018 г.
- Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.10.2019 г.;
- Апелляционное постановление Свердловского областного суда г. Екатеринбурга от 23.10.2020 г.;
- Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 05.03.2020 г.;
- Постановление Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 18.03.2019 г.;
- Определение Свердловского областного суда г. Екатеринбурга от 25.05.2021 г.;
- Решение Свердловского областного суда г. Екатеринбурга от 05.10.2020 г.;
- Постановление Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 19.11.2015 г.;
- Постановление Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04.08.2014 г.;
- Постановление Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 13.01.2021 г.;
- Постановление Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.11.2012 г.
- Решение Щелковского городского суда Московской области от 20.08.2019 г.