В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Автором представлены результаты эмпирического исследования готовности подростков к выбору профессии.
Автор статьи делает вывод о том, что у подростков не сформирована способность к решению практических проблем профессионального самоопределения.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональная готовность, подростковый возраст.
The article deals with the problem of professional self-determination of adolescents. The author presents the results of an empirical study of adolescents' readiness to choose a profession.
The author of the article concludes that adolescents do not have the ability to solve practical problems of professional self-determination.
Keywords: self-determination, professional self-determination, professional readiness, adolescence.
Профессиональное самоопределение относится к категории проблем, которые наиболее активно разрабатывались и продолжают разрабатываться в профессиональное самоопределение психологических исследованиях.
Процесс профессионального самоопределения происходит в течение всей жизни человека, включая развитие профессиональных интересов склонностей в детском, подростковом возрасте и окончательное положение в той сфере профессиональной деятельности, которую выбрал человек в годы зрелости.
Профессиональное самоопределение как процесс у подростков сам по себе достаточно сложный, но он еще больше усугубляется психологическими особенностями, свойственными обучаемым этого возраста.
Психологами данный возрастной промежуток расценивается как критический, переходный, так же психологи указывают на важность ведущей деятельности обучаемых, их выбора будущего жизненного пути, а также на становление морально-этических принципов, развитие внутренней позиции и мировоззрения.
Изучение закономерностей формирования процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте чрезвычайно актуально, т. к. необходимо создавать определенные условия для развития готовности школьников к выбору профессии. Часто выпускники школ выбирают профессию «под давлением чисто внешних обстоятельств, которые могут не иметь ничего общего с индивидуальными особенностями и склонностями человека» [1]. В связи с этим выбор будущей профессии старшеклассников часто осложняется неопределенностью, неосведомленностью, недостаточным осознанием своих способностей и понимания особенностей [2].
Описание организации и методов исследования .
Диагностика профессионального самоопределения подростков
Цель работы направлена на теоретическое и практическое исследование развития профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий.
В качестве рабочей гипотезы, нами предположено, что использование игровых технологий эффективно влияет на процесс профессионального самоопределения подростков.
В диагностировании приняли участие обучающиеся 8 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Кострома. Всего в диагностировании приняло участие 25 подростков в возрасте 15 лет.
В нашем исследовании изучение профессионального самоопределения подростков мы осуществляли на основе диагностической методики А. П. Чернявской «Профессиональная готовность» и опросника для выявления готовности школьников к выбору профессии (автор В. Б. Успенский).
Цель методики А. П. Чернявской «Профессиональная готовность» позволяет определить уровень готовности к профессиональному выбору подросткам 14–20 лет [4]. Методика состоит из 99 вопросов, распределенных по пяти параметрам.
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (авт. В. Б. Успенский) направлен на определение готовности обучаемых к выбору профессиональной деятельности [3]. Имеет 24 утверждения, которые отражают готовность респондентов к выбору профессиональной деятельности
Перейдем к анализу результатов.
Рассмотрим особенности профессионального самоопределения подростков, а также проиллюстрируем полученные данные с помощью таблиц и рисунков.
Первоначально мы проанализировали готовности к профессиональному выбору подростков в представленной выборке по методике А. П. Чернявской.
Результаты исследования готовности подростков к выбору профессии по методики А. П. Чернявской представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика готовности подростков профессиональному выбору по методике А. П. Чернявской
Уровень |
Профессиональная готовность, % |
Низкий |
24 % |
Средний |
52 % |
Высокий |
24 % |
Полученные результаты отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Обобщенные результаты готовности подростков готовности подростков к профессиональному выбору
Анализируя результаты, можно сказать, что высокий уровень готовности к профессиональному выбору выявлен у 24 % подростков, средний уровень готовности у 56 % подростков и низкий уровень готовности подростков к выбору профессии у 24 %.
Отметим, что, несмотря на высокие показатели по параметрам: эмоциональное отношение к профессии, автономность, решительность, умение планировать свое будущее, высокой информированностью о своей профессии обладает только половина исследуемых.
Таким образом, анализ уровня готовности подростков к выбору профессии показал, что 24 % не имеют представления о содержании своей будущей профессии. Также более половины подростков находятся на среднем уровне профессиональной готовности к будущей профессии — 52 % и имеют недостаточные представления о профессии, которую хотят выбрать.
Далее мы проанализировали уровень готовности школьников к выбору профессии (автор В. Б. Успенский). Обобщенные результаты, полученные по методике, представим в таблице 2 и отобразим на рисунке 2.
Таблица 2
Характеристика уровня готовности подростков к выбору профессии (автор В. Б. Успенский).
Уровень профессиональной готовности |
% |
Неготовность |
0 % |
Низкая готовность |
32 % |
Средняя готовность |
48 % |
Высокая готовность |
20 % |
Полученные результаты отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Обобщенные результаты уровня готовности школьников к выбору профессии
Анализируя результаты, можно сказать, что, большая часть подростков обладают средним уровнем готовности к выбору профессии — 48 %, они имеют представления о разных профессиях, но еще не определились со сферой своей будущей профессиональной деятельности.
Высокая готовности к выбору профессии характерна для 20 % подростков, они уже определились со своей дальнейшей профессией. У 32 % подростков диагностирована низкая готовности к выбору профессии.
Интерпретация результатов эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:
Принимая во внимание, что в исследовании принимали участие подростки только приступающие к выбору профессии, можно считать уровень готовности к выбору профессии на данном этапе удовлетворительным.
В целях развития готовности подростков к выбору профессии нами может быть предложена работа по формированию профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий в виде игрового квеста под названием «Навстречу будущей профессии».
Литература:
- Бадашкеева М. А. Анализ возрастных психологических особенностей сельских старшеклассников / М. А. Бадашкеева // Академическая публицистика. — 2017. — № 10. С–. 200–204.
- Кудрявцев, В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно–исторический подход / В. Т. Кудрявцев. — Дубна: РАО, 2010. — 455 с.
- Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. — М.: Владос, 2016. — 246 с.
- Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. — М.: Владос-Пресс, 2001. — 96 с.