В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.
Ключевые слова: чтение, рецепция, речевая деятельность, виды чтения, прогнозирование, интерпретация.
Обучение чтению — одна из важнейших задач средней школы, поскольку чтение обеспечивает реализацию общения в письменной форме посредством восприятия и понимания письменного текста. Чтение способствует развитию познавательной деятельности и интеллекта учащихся.
Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, поскольку связан с восприятием (рецепцией) речевых сообщений. Чтение как «процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания» [1, с. 224].
Обучение чтению в средней школе организуется на основе специальных принципов (С. К. Фоломкина) [2, с. 125]:
- Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности.
- Чтение рассматривается как познавательный процесс.
- Обучение чтению должно опираться на опыт чтения на родном языке.
- Обучение чтению предусматривает овладение определенным языковым материалом.
- Обучение чтению должно включать не только рецепцию, но и репродуктивную деятельность учащихся.
- Владение чтением требует высокой автоматизации операций, обеспечивающих ее процессуальную сторону.
Чтение может использоваться как средство и как цель обучения. Чтение как средство обучения обеспечивает лучшее понимание и запоминание языкового материала, а также способствует формированию умений в других видах речевой деятельности. Чтение как цель обучения предполагает извлечение информации из письменных источников и обучение четырем видам чтения: изучающему, ознакомительному, просмотровому и поисковому.
Рассмотрим цели каждого вида чтения.
Цель изучающего вида чтения — максимально точное и полное понимание всей содержащейся информации и критическое ее осмысление.
Цель ознакомительного чтения — извлечь основную информацию, выяснить какие вопросы и каким образом решаются в тексте.
Цель просмотрового чтения — получение общего представления о читаемом материале, теме сообщения.
Цель поискового чтения — извлечение из текста заданной информации, быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, указаний, цифровых показателей и т. д.).
Работа с текстом для чтения на уроке английского языка реализуется посредством целенаправленных упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Цель предтекстового этапа — создание интереса и мотивации к работе с текстом, прогнозирование содержания текста с опорой на заголовок, рисунки; снятие языковых и смысловых трудностей; формулировка предтекстовых заданий .
Текстовый этап направлен на решение коммуникативной задачи, сформулированной на предтекстовом этапе. Первое чтение текста связано с пониманием основной информации: определение темы текста, поиск отдельных фактов. Повторное чтение связано с пониманием деталей, конкретных положений, их оценкой.
Цель послетекстового этапа — проверка понимания в соответствии с заданиями предтекстового этапа, обобщение и интерпретация полученной информации.
Приведем примерный перечень упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах в обучении различным видам чтения учащихся средней школы [3, с. 114; 4, с. 94–147].
Предтекстовый этап
Изучающее чтение:
– заполните пропуски в предложении из ряда предложенных слов;
– прочтите предложение (абзац) и найдите слова, подтверждающие, что речь идет о …;
– прочтите абзац (предложение). Скажите, по какому слову можно определить, что речь идет о …;
– прочитайте вслух только те части предложений, которые отвечают на вопрос учителя.
Ознакомительное чтение:
– прочитайте опорные слова и словосочетания из текста и назовите его тему;
– подчеркните в тексте слова, наиболее четко и лаконично выражающие главную мысль автора;
– определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова;
– прочтите предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения (обстоятельства времени, образа действия, места), выраженные незнакомыми словами.
Просмотровое чтение:
– просмотрите выделенные в тексте слова. Охарактеризуйте текст;
– прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста;
– найдите в данном номере газеты краткое информационное сообщение. Скажите, какое событие описывается в нем;
– прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Поисковое чтение:
– опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте;
– найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
– найдите в конце каждого раздела (параграфа) указания на проблематику следующего;
– опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
Текстовый этап
Изучающее чтение:
– прочтите абзацы текста, найдите в них ключевые предложения;
– прочтите текст и завершите заполнение его схемы;
– ответьте на вопросы;
– отметьте места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
Ознакомительное чтение:
– выберите правильный ответ из нескольких данных;
– прочитайте текст и назовите два основных вопроса, которые обсуждаются в нем;
– прочтите текст, с тем чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста;
– составьте из абзацев связный текст.
Просмотровое чтение:
– определите в статье место, где говорится о теме;
– распределите заглавия по указанным темам;
– в ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о …;
– просмотрите выделенные в тексте слова (слова, данные перед текстом). Предположите, о чем идет речь в тексте.
Поисковое чтение:
– прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;
– просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните, почему;
– просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
– укажите в тексте абзацы, в которых содержатся данные о ….
Послетекстовый этап
Изучающее чтение:
– расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
– выразите главную мысль текста, объясните его заглавие;
– выразите свое отношение к прочитанному;
– скажите, какое заглавие можно дать тексту еще, и объясните, почему вы так считаете.
Ознакомительное чтение:
– прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста;
– ответьте на вопросы к тексту;
– выберите из предложенных ниже предложений основное коммуникативное намерение автора текста;
– что было в тексте для вас особенно интересным и почему;
– выразите свое отношение к прочитанному.
Просмотровое чтение:
– скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте;
– скажите, какая проблема вытекает из содержания текста;
– подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример;
– выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.
Поисковое чтение:
– зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме …;
– подчеркните в тексте определение (формулировку проблемы; термин, обозначающий …);
– назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию;
– выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису ….
Таким образом, обучение чтению как виду речевой деятельности способствует формированию коммуникативных умений учащихся средней школы.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М., 2004. — 336 с.
- Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
- Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.