Предметом статьи являются этические правила и нормы, регламентирующие работу органов прокуратуры в условиях цифровизации. Значительное расширение количества используемых технологий, их массовость приводят к потребности выработки необходимых требований к этике прокурорского работника. Автором исследованы основные направления развития современных технологий и их влияние на деятельность органов прокуратуры. Особое внимание уделено вопросам воспитательной работы, направлениям совершенствования правового регулирования.
Ключевые слова: служебная этика, прокурорский работник, цифровизация, цифровые технологии, воспитательная работа.
The subject of the article is the ethical rules and regulations governing the work of the prosecutor's office in the conditions of digitalization. A significant expansion of the number of technologies used, their mass character, lead to the need to develop the necessary requirements for the ethics of a prosecutor's employee. The author studies the main directions of the development of modern technologies and their impact on the activities of the prosecutor's office. Special attention is paid to the issues of educational work, the direction of improving legal regulation.
Keywords: service ethics, prosecutor's employee, digitalization, digital technologies, educational work.
Служебная этика прокурорского работника является одним из элементов обеспечения высокого уровня реализации постановленных задач, которая регламентируется приказом Генерального прокурора от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» (далее — Кодекс).
Проведенный анализ положений Кодекса позволяет утверждать о регулировании преимущественно морально-нравственных и психологических аспектов. Вместе с тем, вопросам служебной этики прокурорского работника в условиях цифровизации не уделяется должного внимания. Практически единственным аспектом, в рамках которого упоминается активное распространение новых информационных технологий, является п.6.6 Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, согласно которой устанавливается потребность использования широкого применения современных технологий в целях организации учебы. Безусловно, образовательный аспект напрямую взаимосвязан с обязанностью постоянного повышения профессиональной квалификации (п.1.7 Кодекса), но влияние цифровых технологий гораздо шире, так как оно трансформирует сложившуюся систему общественных отношений.
Цифровизация охватывает не только образовательный процесс, она напрямую изменяет существующие институты, механизмы взаимодействия в обществе (например, внедряются новые способы коммуникации граждан с органами власти с помощью цифровых платформ, включая возможность подачи жалоб и заявлений на действия (бездействия) должностных лиц; развивается онлайн-правосудие [1]). Изменяемые способы осуществления деятельности прокурорских работников должны сопровождаться выработкой определенных этических требований в указанном направлении. Представленный процесс напрямую влияет на органы прокуратуры, так как граждане в настоящее время обладают возможностью записаться на прием к прокурору с помощью официального портала «Государственные услуги» [2].
Служебная этика прокурорского работника в условиях цифровизации предполагает не только обязательность грамотного, законного исполнения возложенных функций, но и означает наличие необходимых компетенций для выявления неправомерной реализации прав со стороны граждан и юридических лиц. Возможность выработки последовательной позиции в отношении отдельных доказательств, представляющих собой продукты искусственного интеллекта, является одним из элементов служебной этики. Кроме того, в настоящее время существует возможность выявления цифрового отпечатка, который может обеспечить установление юридически значимого события [3, 4]. В этой связи служебная этика является фактором, обеспечивающим потребность в постоянном совершенствовании профессиональных навыков и умений прокурорского работника. При этом грамотное использование современных технологий является одним из элементов достижения справедливого судебного решения, а также обеспечения законности, являющейся приоритетной целью органов прокуратуры.
Одной из важных составляющих служебной этики прокурорского работника является обязанность предпринимать меры, которые направлены на обеспечение безопасности, а также конфиденциальной информации (п. 2.1.10 Кодекса). Реализация указанного положения предполагает определение существующих угроз, специфику цифровых ресурсов, порядок их использования, а также механизм выявления недостоверной информации. На наш взгляд, этика в рассматриваемом плане означает наличие у прокурорского работника необходимых компетенций, предотвращающих возникновение ситуаций, в рамках которых можно утверждать о нарушении установленных обязанностей. Как справедливо отмечает В. В. Яцуненко, «обилие нового программного обеспечения, переход на электронный документооборот и электронное взаимодействие являются современными трендами развития производства и сферы услуг. Игнорирование этого фактора может снизить эффективность прокурорского надзора в перспективе. Вместе с тем создание условий безопасного информационного взаимодействия в цифровой среде не менее важно, чем создание самой цифровой среды» [5]. Соответственно, информационную безопасность в XXI веке можно рассматривать в качестве ключевого звена этики прокурорского работника.
Правовое регулирование цифровизации органов и организаций прокуратуры основывается на приказе Генерального прокурора от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года», в котором пристальное внимание уделяется вопросам использования данных в цифровой форме, формирования механизма электронного взаимодействия, развития компетенции прокурорских работников, а также устанавливаются цели и задачи. При этом данный акт не затрагивает вопросов служебной этики, не закрепляет особенностей трансформации сложившихся морально-нравственных правил, специфику их реализации и достижения в условиях активного развития цифровых технологий. Представляется, что в качестве цели цифровой трансформации, помимо целей, содержащихся в Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года, обоснованно включить следующее положение: «обеспечение изменения служебной этики прокурорских работников в связи с цифровизацией общественных отношений».
Можно отметить, что в настоящее время рассматривается именно технический аспект изменений в работе органов и организаций прокуратуры, в связи с чем этическим вопросам не уделяется достаточного внимания. Указанное подтверждает принятие отдельных правовых актов, предусматривающих изменение отдельных сфер деятельности прокуратуры. Так, в 2020 году был введен Единый портал прокуратуры Российской Федерации в рамках указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.03.2020 № 137/9 «О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», которым закрепляется обязательность соблюдения таких этических аспектов как корректность и вежливость, а также предусматривается отсылочная норма на положения Кодекса этики прокурорского работника. Каких-либо иных положений, касающихся вопросов служебной этики прокурорских работников, указанный документ не содержит. При этом именно фактическое вовлечение новых элементов в систему правового регулирования порождает потребность формирования этических правил и положений, учитывающих внедрение новых технологий.
Потребность учета цифровых аспектов изменения существа общественных отношений в работе прокурорских работников обусловлена их вовлеченностью практически во все сферы регулирования. Справедливой является позиция исследователей, указывающих на обеспечение соблюдения закона всеми субъектами правоприменения, что предопределяет высокий стандарт морально-волевых, а также психологических качеств [6, с. 12]. Исходя из этого, особенно актуальной является возможность прокурорских работников своевременно реагировать на нарушения законодательства Российской Федерации в цифровой среде.
Механизм взаимодействия прокуратуры с субъектами гражданского общества выступает в качестве одного из важнейших источников информации о существующих недостатках [7]. В рамках осуществления своей деятельности прокурорские работники должны стремиться обеспечить максимальный учет сформировавшегося запроса общества, включая пресечение нарушений закона в цифровой среде. При этом качество подобной работы зависит от полноценного использования цифровых технологий, анализа статистических и иных данных.
В качестве одного из элементов, направленных на формирование служебной этики в условиях цифровизации, можно рассматривать совершенствование воспитательной работы. Важной особенностью воспитательной работы в настоящее время является потребность в наличии специальных знаний, обеспечивающих качественно осуществление деятельности. Как отмечено в пункте 4.4 Концепции воспитательной работы, появление новых видов преступлений, а также правонарушений требует от работников прокуратуры специальных знаний по различным отраслям. На наш взгляд, в условиях активно развивающихся цифровых технологий, их использовании при совершении преступлений (например, криптовалюта исследуется в качестве предмета имущественных преступлений [8, 9], предмета посягательства [10] и т. д.) актуальным является дополнение представленного в вышеуказанном пункте положения о потребности в знаниях об используемых современных технологиях, особенностях их правового регулирования. Важной проблемой также является правовая квалификация банкротств, в ходе которого используются криптовалюта [11]. Служебная этика прокурорского работника должна быть направлена на уменьшение вероятности возникновения ситуаций, связанных с неправильной квалификацией определенных объектов или действий. В свою очередь, процесс совершенствования деятельности государственного аппарата должен предусматривать дополнение существующей системы правового регулирования в части положений, регламентирующих вопросы служебной этики.
Соответственно, воспитательная работа может стать важным фактором разрешения указанной проблемы. Важность понимания прокурорами содержания цифровых технологий обусловлена необходимостью в дальнейшем обеспечивать установление наличия или отсутствия противоправных действий [12], оценки правомерности мероприятий в ходе расследования уголовного дела. Безусловно, указанный процесс осложняет отсутствие последовательной системы правового регулирования цифровых активов, фрагментарность существующих нормативных правовых актов.
Таким образом, активное расширение сферы использования цифровых технологий должно предусматривать комплексное совершенствование законодательства Российской Федерации, включая развитие норм, устанавливающих специфику служебной этики прокурорских работников. Выявленные проблемы и недостатки Кодекса, а также документов, стратегического планирования, регламентирующих порядок цифровизации органов прокуратуры, демонстрируют потребность в совершенствовании регламентации морально-волевых, нравственных и иных аспектов. Предложенные пути развития регламентации этики прокурорского работника по изменению положений и дополнению п. 4.4 Концепции цифровой трансформации, а также включение в Кодекс этики прокурорского работника положений, регламентирующих влияние цифровых технологий на этические аспекты деятельности, по нашему мнению, будут способствовать формированию служебной этики прокурорского работника в условиях цифровизации.
Литература:
- Лаптев В. А. Deepfake и иные продукты искусственного интеллекта на пути развития онлайн-правосудия // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 11. С. 180–186;
- Настольная книга прокурора: практ. пособие: в 2 ч. / под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. М.: Юрайт, 2019. Ч. 1;
- Бодров Н. Ф., Бимбинов А. А., Воронин В. Н. Материалы экстремистского характера, распространяемые в сети Интернет: проблемы судебно-экспертного исследования и вопросы квалификации преступлений: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2020;
- Кольздорф М. А., Осадчая О. А., Ульянова Е. В., Оганесян А. Н. Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г., представленные в «Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам» // СПС КонсультантПлюс. 2020;
- Яцуценко В. В. Дистанционные форматы взаимодействия прокуратуры с населением: проблемы применения // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 4. С. 164–169;
- Капинус О. С., Рябцев В. П. Правовое регулирование государственной службы в прокуратуре Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 5 (19);
- Бывальцева С. Г. Обеспечение реализации конституционного права граждан на обращение органами прокуратуры: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 31–35;
- Немова М. И. Криптовалюта как предмет имущественных преступлений // Закон. 2020. № 8. С. 145–154;
- Кучина Я. О. Оборот криптовалюты как объект преступления и доктринальные ошибки его восприятия // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 4. С. 118–127;
- Русскевич Е. А., Малыгин И. И. Преступления, связанные с обращением криптовалют: особенности квалификации // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3. С. 106–125;
- Быкова Е. Г., Казаков А. А. Проблемы квалификации криминальных банкротств с использованием криптовалюты // Уголовное право. 2018. № 6. С. 10–15;
- Санникова Л. В., Харитонова Ю. С. Цифровые активы: правовой анализ: монография. Москва: 4 Принт, 2020. 304 с.