Содержательно статья представляет собой анализ юридической природы и специфики административного ареста как элемента системы административных наказаний, механизма реализации данного вида административных наказаний, а также некоторых проблем его практического применения в Российской Федерации.
Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, Кодекс об административных правонарушениях РФ, административный арест.
The article compares the dependence of the amount of administrative punishment and the number of violations of traffic rules in Russia and in European countries. The assessment of the amount of administrative punishment, acting as a preventive measure, prevention and suppression of administrative offenses, was carried out.
Keywords: Administrative responsibility, administrative punishment, Code of Administrative Offences of the Russian Federation, fine, prevention.
Административный арест — исключительный вид наказания, применяться он должен в особых случаях, так как он ощутимо ограничивает права гражданина на свободу и личную неприкосновенность. По этой причине сегодня в правовом сообществе нет однозначного мнения о целесообразности использования такого вида административного наказания, как арест. Сторонники позиции об удалении нормы об аресте из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обращают внимание для этой достаточно серьезной меры наказания на непозволительно простую процедуру еѐ реализации. Также они считают, что в России усматривается направление к ужесточению административной ответственности из-за постоянного роста численного количества санкций, обремененных данным видом наказания.
Административный арест — это вид административного наказания, устанавливаемый на государственном уровне за некоторые административные правонарушения, назначаемый только в крайних случаях и только в судебном порядке на срок до пятнадцати суток (по некоторым видам административных правонарушений — до тридцати суток) в виде основного административного наказания, которое состоит в содержании под стражей (под надзором и контролем администрации места отбывания административного ареста) органами внутренних дел лица, которое совершило административное правонарушение, подвергнуто этому виду наказания, при условиях его изолировании от общества, основываясь на принципах законности, уважения человеческого достоинства, гуманизма и соблюдения гарантий его личной безопасности.
B последнее время в научной среде идут жаркие споры противников и сторонников административного ареста как вида административного наказания.
Так же, как и любое иное административное наказание, административный арест влечет определенные правоограничения для лица, которое подвергнуто этому виду административного наказания. Это срок административного ареста и принудительное временное ограничение физической свободы человека.
В основном нормативно-правовом акте, который регламентирует основные вопросы административной ответственности, в последнее время весьма увеличилась область применения административного ареста, а также определенные этим наказанием правовые ограничения стали строже. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 1984 года предлагал арест как вид наказания только в семи статьях особенной части, в действующем же Кодексе этот перечень содержит более тридцати статей. В отличие от действовавшего закона ранее, в КоАП РФ в некоторых ситуациях предусмотрено назначение ареста на срок до 30 суток.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 KoAП РФ профилактика и предупреждение новых правонарушений является основной целью административного наказания: предупреждение совершения правонарушений самим правонарушителем и другими лицами.
Одно из наиболее эффективных, но, в то же время, и более строгих видов наказания гражданина за совершение административного правонарушения — это административный арест. Об этом свидетельствуют факторы назначения и исполнения этого вида административного наказания:
1) согласно ч.1 ст.3.9 КоАП РФ административный арест назначается только в судебном порядке;
2) согласно ч.1 ст.3.9 КоАП РФ административный арест исчисляется сутками и срок его не превышает обычно пятнадцати суток;
3) согласно ч.2 ст.3.9 КоАП РФ административный арест законодательно установлен и правоприменителем назначается только в крайних случаях за некоторые административные правонарушения;
4) согласно ч.2 ст.3.9 КоАП РФ административный арест (в отличие от большинства видов административных наказаний) не применяется к беременным женщинам и женщинам, которые имеют детей до определенного возраста, а также лицам, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста, инвалидам I и II групп, военнослужащим, которые призваны на военные сборы лицам, и к сотрудникам некоторых государственных органов, имеющим специальные звания;
5) согласно ч.3 ст.3.9 КоАП РФ, ч. 3 ст. 32.8 KoAП РФ в срок административного ареста включен срок административного задержания лица;
6) ч. 2 cт.20.25 KoAП PФ закреплена ответственность за самовольное оставление места отбывания административного ареста и за уклонение от отбывания административного ареста;
7) обязательность присутствия в суде лица, в отношении которого рассматривается административное дело. При рассмотрении дела об административном правонарушении, в качестве наказания, влекущем административный арест (согласно ч. 3 ст. 25.1 KoAП РФ), по общему же правилу (ч. 2 ст. 25.1 KoAП РФ) присутствие лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является его правом, a не обязанностью;
8) поданная жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток, если лицо уже отбывает административный арест фактически (в соответствии с ч. 3 ст. 30.5 KoAП PФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу подлежит рассмотрению в течении десяти дней с момента ее поступления в случае административного обжалования (ч. 1 ст. 30.5 KoAП PФ) и в течении двух месяцев — в случае судебного обжалования постановления (ч. 1¹ ст. 30.5 KoAП PФ);
9) в связи с некоторыми жизненными обстоятельствами возможность применения отсрочки исполнения постановления о назначении наказания в виде административного ареста на срок до одного месяца (ч. 1 ст. 31.5 KoAП РФ), в большинстве остальных видов административных наказаний отсутствует возможность отсрочки их исполнения законом;
10) в отличие от постановлений о назначении других видов административных наказаний приостановить исполнение постановления об административном аресте невозможно, если прокурором принесен протест на это постановление (ч. 2 ст. 31.7 KoAП PФ);
11) согласно ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении исполняется с момента вступления его в законную силу: по истечении срока, установленного законом для его обжалования, или после принятия решения по жалобе на вынесенное постановление, не подлежащего дальнейшему обжалованию (согласно ст. 31.1 KoAП РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 32.8 KoAП PФ постановление судьи об административном аресте после вынесения постановления исполняется немедленно органами внутренних дел;
12) в соответствии с ч. 5 ст. 32.8 KoAП РФ юридическая возможность, в отличие от прочих видов административных наказаний при наличии определенных законом обстоятельств, приостановления исполнения на срок до семи суток или полного прекращения судом исполнения постановления об административном аресте.
В течении последних лет в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях постоянно вносятся изменения и дополнения, которые расширяют составы административных правонарушений, в качестве санкции предусматривающие административный арест. Это говорит о росте значения административного ареста в системе административных наказаний. Но так же и о невозможности достижения целей административной ответственности (административного наказания) другими средствами, в частности административным штрафом — наиболее распространенной административной санкцией.
Итак, согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФсудья, орган, должностное лицо, в полномочия которых входит рассмотрение дела об административном правонарушении, могут присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу, признать обязательным.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, которое влечет наказание в виде административного ареста или административного выдворения Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, или обязательные работы, является обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В части третьей статьи 25.1 КоАП РФ указаны случаи, в которых при рассмотрении дела обязательно должно присутствовать лицо, которое привлекается к административной ответственности, исходя из нормы Кодекса (рассмотрение дела об административном правонарушении, которое влечет наказание в виде административного ареста или административного выдворения иностранного гражданина либо лица без гражданства). Принимая во внимание всю строгость административного наказания, а также личностный характер административных наказаний, правоприменитель ввел данное правило об обязательном присутствии указанных лиц при слушании дела в целях дополнительного обеспечения гарантий прав человека и гражданина.
В то же время на практике зачастую это правило трудновыполнимо. Так, в качестве обеспечения производства по делу об административном правонарушении, согласно ч.1 ст.27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо в пределах своих полномочий может использовать следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление и административное задержание, которые применяются в целях пресечения административного правонарушения, обеспечения правильности и своевременности рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения вынесенного постановления. Но не все категории граждан могут быть подвергнуты административному задержанию.
В Конституции Российской Федерации, провозгласившей и закрепившей основные права и свободы граждан, значительное внимание уделено гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.
Административному задержанию не подвергаются совершившие правонарушение иностранные граждане, которые пользуются дипломатической неприкосновенностью, в подтверждение этого предъявившие дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.
По большей части, не подвержены административному задержанию военнослужащие. Тем не менее, если отсутствуют военные патрули, военнослужащие могут быть задержаны для оперативной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.
В связи с наличием особенного правового статуса не подвергаются административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)); депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, неприкосновенность которых, тем не менее, не охватывает действия депутата, которые не связаны с реализацией им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)); без согласия прокурора субъекта Российской Федерации — депутаты, члены органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и другие отдельные категории граждан Российской Федерации в случаях, непосредственно перечисленных в федеральных законах.
Кроме того, есть категории лиц, которые, согласно законодательства Российской Федерации, хоть и могут быть подвергнуты административному задержанию, но в зависимости от разных обстоятельств не могут содержаться в камерах содержания административно задержанных лиц органа внутренних дел.
Согласно пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (с изменениями и дополнениями) в специально отведенных для содержания административно задержанных лиц помещениях органов, которые указаны в статье 27.3 КоАП РФ, запрещено размещать:
а) лиц, имеющих заболевания и травмы, если состояние их определено как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;
б) лиц, имеющих заболевание сахарный диабет (в средней или тяжелой степени);
в) беременных женщин;
г) взрослых, имеющих при себе детей возрастом младше 14 лет, если передача их родственникам или иным законным представителям невозможна.
Поэтому зачастую такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание, неприменима к правонарушителям. Должностное лицо после составления протокола об административном правонарушении отпускает нарушителя под обязательство о явке. На практике суды не принимают к производству материалы дела об административном правонарушении в отсутствие правонарушителя, так как его присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении, которое влечет такое наказание как административный арест, является обязательным. Несмотря на то, что материалы дела могут содержать сведения о том, что к данному лицу административное наказание в виде ареста неприменимо, суды, как правило, отказывают в принятии дела к производству при отсутствии лица. А обеспечить присутствие лица в судебном заседании должностному лицу, составившему административный протокол, тоже весьма проблематично, так как большая часть правонарушителей, отпущенных в связи с невозможностью их административного задержания и содержания в камерах административно задержанных, уклоняются от явки на рассмотрение дела, розыск их затратен по времени, учитывая в возросшую нагрузку на сотрудников полиции в условиях регулярного сокращения штатов. Многие правонарушители не проживают по месту регистрации либо вообще ее не имеют. Постановка в розыск лиц, являющихся участниками дела об административном правонарушении и уклоняющихся от явки для рассмотрения дела об административном правонарушении, не предусмотрена действующим законодательством, в отличие от подозреваемых в совершении преступления. Исходя их практики, принудительный привод правонарушителей также затруднителен в связи с нехваткой личного состава судебных приставов и со слабым межведомственным взаимодействием органов внутренних дел и службой судебных приставов. Сроки же рассмотрения дел об административных правонарушениях в основной массе небольшие — до трех месяцев. Явка нарушителя в суд не обеспечена, сроки привлечения к ответственности истекают. Так и остаются нарушители безнаказанными.
Приведем следующий пример. Мировым судьей судебного участка г.Нижнего Новгорода было отказано в принятии к производству дела об административном правонарушении в отношении лица, имеющего психическое заболевание , которое совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.12.7 КоАП РФ. Материалы дела были возвращены должностному лицу, составившему протокол, с формулировкой о необходимости приложить к делу результаты экспертизы, подтверждающие, что нарушитель во время совершения противоправных действий мог осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими, а также что он по своему психическому состоянию может принимать участие в судебном заседании, так как согласно ст. 2.8 КоАП РФ физическое лицо, которое во время совершения своих действий находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности. Однако суд не учел, что должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, законодательно не предоставлено право и возможность назначения и проведения психиатрической экспертизы. В соответствии с Постановлением от 09.12.2008 г. № 26 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О дополнении постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» выемка медицинских документов, содержащих сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья, являющиеся врачебной тайной, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст.165 УПК РФ. Для подтверждения невозможности назначения психиатрической экспертизы должностным лицом, составившим административный протокол, был сделан запрос в Клиническую Психиатрическую больницу, где наблюдалось лицо, совершившее административное правонарушение. В результате переписки сроки привлечения к административной ответственности истекли, судом вопрос о возможности участия лица, совершившего правонарушение, в судебном заседании не разрешен, производство по делу прекращено в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности.
Существенным минусом назначения наказания в виде ареста является невозможность приостановления исполнения этого вида наказания в случае принесения жалобы или протеста прокурора. В случае удовлетворения жалобы или протеста прокурора, лицо, привлеченное к административной ответственности, фактически отбывает наказание, признанное вышестоящим судом не соответствующим законодательству.
Также при назначении административного ареста необходимо оценить степень общественной опасности совершенного правонарушения. Так, неоплата в установленный законом срок административного штрафа (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ) и управление транспортным средством лицом в состоянии опьянения, будучи лишенным права управления транспортными средствами (ч.3 ст.12.8 КоАП РФ) имеют совершенно разную степень общественной опасности. Однако и за то, и за другое правонарушение законодателем предусмотрен арест. Автор статьи считает, что назначение наказания в виде ареста за неоплаченный административный штраф в 500–1000 рублей является излишне строгим.
В то же время, арест — краткосрочная изоляция — как вид наказания и образующийся стресс при этом, психологический шок, отдельных категорий правонарушителей отрезвляют, заставляя менять свое поведение, тем самым арест выполняет профилактическую и исправительную функции.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Однако при назначении административного наказания в виде ареста этот принцип не всегда работает. И при равных условиях один правонарушитель получает более строгое наказание в виде ареста, а другой ограничивается административным штрафом либо вовсе избегает ответственности.
Некоторые ученые указывают на то, что необходимо устанавливать и применять административный арест не только как основной, но и как дополнительный вид административного наказания, что, по мнению автора, является достаточно интересной идеей. Предлагается арест, как дополнительный вид наказания, применять к правонарушителям, противоправные действия которых повлекли тяжкие последствия.
Но, сколько ученых, столько и мнений. Данная работа отнюдь не манифестация за отмену или сохранение такого вида административного наказания как административный арест. Наша цель — оценить плюсы и минусы рассматриваемого вида наказания. А право сохранения, отмены или изменения процедуры административного ареста оставим законодателю.
Литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) http://www.consultant.ru/
- Постановление от 09.12.2008 г. № 26 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О дополнении постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»
- Моисеева О. В. О целесообразности применения административного ареста как вида административного наказания // Вестник Тюменского государственного университета. — 2013. — № 3.
- Тимошенко И. В. Административный арест в общей системе административных наказаний // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — № 2/2015.
- Дoлгих И. П., Супонина E. A. Aдминиcтpaтивный apecт: cпopныe вoпpocы пpимeнeния // Universum: Экoнoмикa и юpиcпpyдeнция: элeктpoнный нayчный жypнaл. 2014. № 11 (11) [Элeктpoнный pecypc]. URL: http://7universum.com/ru/economy/ archive/ item/1682
- Электронный ресурс: https://studme.org/89906/pravo/administrativnoe_zaderzhanie osnovaniya_poryadok_primeneniya