Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование, навык словообразования, словообразовательные модели, способы словообразования, уровни словообразования.
В настоящее время широко распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.
К общему недоразвитию речи по Р. Е. Левиной относятся различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте. Одним из признаков общего недоразвития речи является нарушение грамматического строя речи в целом и навыков словообразования в частности [3]. Формирование речи будет зависеть от того, как ребенок будет овладевать навыками словообразования.
Дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития не имеют грубых лексико-грамматических нарушений и способы словообразования детям данной категории уже доступны, но они не умеют ими пользоваться. Научные исследования подтверждают низкую способность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к образованию новых форм слов. Т. В. Туманова, Р. Е. Левина и многие другие ученые в своих научных работах отмечают наличие трудностей, которые испытывают дошкольники с общим недоразвитием речи с третьим уровнем речевого развития в процессе самостоятельного продуцирования производных наименований [3,4].
Поэтому в современной логопедии актуальна проблема усвоения дошкольниками процессов словообразования. Полноценное овладение дошкольником словообразованием способствует развитию словарного запаса, языковой компетенции, речевой коммуникации, а также развитию высших психических функций [2,3].
Целью исследования являлась разработка и реализация комплекса коррекционных занятий, способствующих формированию навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе логопедического сопровождения.
База исследования — Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 224 «Здоровье» комбинированного вида, находящееся по адресу г. Барнаул, ул. Попова, 110, группа старших дошкольников в количестве 18 человек с общим недоразвитием речи третьего уровня (по заключению ПМПК).
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
— на первом этапе констатирующего эксперимента было проведено диагностирование детей старшего дошкольного возраста для определения исходного уровня сформированности навыков словообразования имен существительных;
— на втором этапе формирующего эксперимента был апробирован комплекс занятий, способствующих формированию навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения;
— на третьем этапе был проведен контрольный эксперимент, цель которого в ходе повторной диагностики определить эффективность проведенной работы.
Для реализации констатирующего эксперимента применялась методика М. М. Алексеевой и В. И. Ляминой «Исследование способности словообразования», а также Т. В. Тумановой «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи» [5]. При интерпретации полученных данных проведенного диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показатели были распределены по трем уровням сформированности навыка словообразования: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризует у ребенка умение самостоятельно и правильно осуществлять словообразование имен существительных. Средний уровень характеризуется умением ребенка самостоятельно осуществлять словообразование имен существительных, но допуская при этом небольшое количество ошибок. Низкий уровень свидетельствует о том, что ребенок затрудняется в словообразовании имен существительных. Выполняет задание с большим количеством ошибок и требуется помощь взрослого.
В ходе проведенного эксперимента на определение уровня сформированности навыка словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, были получены следующие результаты: 60 % детей имеют низкий уровень, 28 % детей выявлено со средним уровнем сформированности словообразовательного навыка, 12 % детей имеют высокий уровень сформированности словообразовательного навыка. У детей были выявлены нарушения при выполнении всех или большей части заданий, большинство детей неверно образовывали формы слов, давали правильный ответ только после помощи взрослого или вообще не справлялись с предложенным заданием. Наиболее сложным для детей было словообразование имен существительных, обозначающих профессии, словообразование имен существительных мужского и женского рода. Словообразование сложных существительных оказалось практически недоступным для детей данной категории. Поэтому можно сказать, что для большинства детей характерен низкий уровень сформированности навыка словообразования имен существительных.
На основе результатов проведенного эксперимента, был разработан комплекс коррекционных занятий в процессе логопедического сопровождения, направленного на формирование навыка словообразования имен существительных. Разрабатывая комплекс коррекционных занятий, были учтены возрастные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи и их ведущий тип деятельности. Коррекционные занятия в процессе логопедического сопровождения базировались на принципе системности и подаче материала — от простого к сложному. Разработанный комплекс коррекционных занятий соответствовал календарному планированию. Используемый речевой материал на коррекционных логопедических занятиях соответствовал лексическим темам. Используемый наглядный материал был тщательно подобран в соответствии с социальным опытом детей. Коррекционные занятия по формированию навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводились с учителем-логопедом и воспитателями группы, как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. А также были рекомендованы родителям аналогичные задания для занятий с детьми дома.
Весь комплекс коррекционных занятий в ходе логопедического сопровождения осуществлялся по направлениям:
1) Уточнение значений и закрепление практических навыков образования и использования в речи имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением и со значением уничижительности.
2) Закрепление навыков образования слов, обозначающих названия детенышей животных, птиц.
3) Закрепление навыков понимания и употребления действующих лиц по признаку сферы их деятельности (грибник, шутник, лесник).
4) Обучение навыкам образования сложных слов, типа: пылесос, листопад.
5) Формирование навыка образования имен существительных приставочным способом, типа: забег, набег; завязка, подвязка.
6) Формирование навыка употреблять наименования предметов посуды.
Главной задачей при реализации комплекса коррекционных занятий являлось формирование навыка словообразования имен существительных по наиболее продуктивным и регулярным словообразовательным моделям.
Специфической особенностью разработанного комплекса коррекционных занятий по формированию навыка словообразования имен существительных являлась следующая этапность в работе:
1) Формирование у детей установки на семантическую структуру слова, а именно длина слогового контура слова и звуковое сходство родственных слов;
Задача данного этапа — выявить общие правила словообразования имен существительных на основе исследовательской деятельности детей.
2) Формирование обобщенности восприятия морфем, осознание морфемы как отдельного языкового знака;
Задачами этого этапа являлось научить детей находить однокоренные слова, выделять в них корневые морфемы, научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы, определять позицию словообразовательного аффикса в слове. Способы конструирования словообразовательных моделей демонстрировались наглядно.
3) Формирование осознанных навыков применения словообразования имен существительных.
В задачи данного этапа входило: закрепление навыков составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям, сравнение словообразовательных моделей, выделение графически и на слух похожих и различных компонентов в словообразовательных моделях, выделение общей производящей основы для нескольких производных слов.
После проведенного комплекса коррекционных занятий по формированию навыка словообразования имен существительных у детей с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности данного комплекса занятий. Оценка эффективности проводилась по тем же методикам обследования, проведенным в ходе констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представлен в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня сформированности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Уровни сформированности навыка словообразования имен существительных |
Результаты констатирующего эксперимента, % |
Результаты контрольного эксперимента, % |
Высокий |
12 |
26 |
Средний |
28 |
38 |
Низкий |
60 |
36 |
Из таблицы видно, что после проведения комплекса коррекционных занятий в процессе логопедического сопровождения уровень сформированности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно вырос. В ходе констатирующего эксперимента 60 % детей имели низкий уровень словообразовательных навыков имен существительных, а после проведенного формирующего эксперимента низкий уровень был выявлен лишь у 36 % детей. Также возросло количество детей с высоким уровнем сформированности словообразовательного навыка. Показатель среднего уровня достиг 38 %.
Таким образом, посредством формирующего эксперимента, была успешно проведена работа по формированию навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и подтверждена эффективность разработанного комплекса коррекционных занятий в процессе логопедического сопровождения. Были рассмотрены специфические особенности овладения детьми с общим недоразвитием речи словообразованием имен существительных и на их основе составлены этапы комплекса коррекционных занятий в ходе логопедического сопровождения.
Литература:
- Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина. — Текст: // Логопед. — 2004. — № 1. — С. 34–40.
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб: Союз, 1999. — 160 c.
- Левина, Р. Е. Логопедия / Р. Е. Левина. —: Москва, 1968. — 118 c.
- Туманова, Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР / Т. В. Туманова. — Текст: // Воспитание и обучение детей с нарушениями. — 2003. — № 6. — С. 54–58.
- Туманова, Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Дефектология. — 2001. — № 4. — С.68–76.
- Филичева, Т. Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева. — Текст: // Школьный логопед. — 2008. — № 5–6. — С. 18–28.