В статье рассматривается значение естественных монополий для экономики России на современном этапе. Отдельное внимание автор обращает на то, что существенное влияние (положительное или отрицательное) на благосостояние экономики страны оказывают монополии. В связи с этим, исследование и изучение монополий очень важно для России на современном этапе, ведь законодательная база, регулирующая монополии далеко не идеальна.
В настоящее время роль монополии в российской экономике очень важна, поскольку Россия является мировым экономическим гигантом, занимающим прочное место в экономике монополий. Поскольку Россия всегда была большой страной с богатыми природными ресурсами, управлять ею легче, когда в стране небольшое количество крупных предприятий. В современной России не произошло никаких изменений, и экономика основана на монополии. Рыночная власть этих компаний зависит от удовлетворения потребностей рынка всей отрасли при достижении наименьших затрат на единицу продукции. В условиях рыночной экономики монопольная власть крупных компаний имеет негативные моменты в связи с ее злоупотреблением. Свободное установление цен и выбор продукции позволяет управляющим крупных компаний превышать свои полномочия и направлять деятельность компании в личных целях.
Изучением естественных монополий занимались такие исследователи как О. С. Байков, Е. М. Васильева, Г. И. Черкасов и др. Анализ разных трактовок понятия «монополия» позволяет сделать вывод о том, что данное понятие может быть объяснено как минимум двумя способами: как ситуация, сложившаяся на рынке, и как ситуация, влияющая на рыночные отношения между хозяйствующими субъектами [8]. Можем сказать, что монополия — это крупное предприятие, которое контролирует производство и продажу одного или нескольких видов продукции. При такой структуре на рынке нет конкуренции и работает только одна компания. Это связано с тем, что эта компания производит уникальный продукт и защищена от выхода на рынок других компаний.
Естественная монополия в России — это особый тип монопольного субъекта, который объединяет единство структуры и инфраструктурное значение в национальной экономике, определяет ее высокую социально-экономическую значимость и вызывает многоуровневое подчинение стране.
Само понятие естественной монополии считается известным и легальным в нашей стране с момента выхода федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. [10], в котором указывается на правовую основу федеральной политики в области естественных монополий Российской Федерации. Целью является достижение баланса между интересами потребителей и субъектов естественных монополий с тем, чтобы обеспечить доступность товаров, продаваемых потребителями потребителям, и эффективную работу субъектов естественных монополий.
Таблица 1
Понятие естественной монополии с позиций разных авторов
Автор |
Понятие естественной монополии |
Буркеева Р. Г. |
Монополия с технологическими особенностями производства, связанными с эксклюзивным обладанием производственных ресурсов, крайне высокой стоимости или исключительной материально-технической базы, что позволяет ей занимать главенствующую позицию на рынке [7] |
Иванькова Е. И. |
Монополия, удовлетворяющая большой совокупный спрос при минимальных затратах и являющаяся объективно выгодной для интересов социума [11] |
Кравчук Д. И. |
Монополия, которая функционирует в стратегически важной для государства отрасли и реализует уникальный ресурс, являющийся сверхважным для потребителя, с минимальными издержками [4] |
Основными признаками естественной монополии являются:
- Благодаря значительной экономии за счет масштаба производства деятельность естественных монополистов более эффективна в отсутствие конкуренции.
- Наличие высоких барьеров для входа в отрасль. Это связано с тем, что затраты, связанные со строительством таких объектов, как дороги, линии электропередач и др., настолько высоки, что создание такой же параллельной системы, выполняющей ту же функцию, вряд ли окупится.
- Эластичность спроса низкая, поскольку спрос на товары или услуги, производимые естественными монополиями, в меньшей степени зависит от изменения цен, чем спрос на другие виды продукции.
- Разветвленный характер организации компании означает, что существует полная и расширенная сетевая система, через которую предоставляются определенные услуги, включая наличие единого центра для управления и контроля компанией в режиме реального времени [11].
Согласно официальной статистике, около 11 % трудоспособного населения занято в естественных монополиях. Природа естественных монополий заключается в том, что они формируют собственную финансовую систему и инфраструктуру, которая является основой выживания страны. Поэтому естественная монополия является основой социальной стабильности [4].
В России она имеет важную и крайне неоднородную территорию с точки зрения экономического развития, и естественная монополия играет особенно важную роль. Это целые экономические комплексы (например, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «Российские железные дороги»), которые обеспечивают все регионы страны необходимыми товарами или услугами для обеспечения экономической стабильности страны и ее безопасности [2].
В настоящее время основными зачинщиками инфляции являются естественные монополисты, которые регулярно получают разрешение правительства на значительное повышение тарифов. Они включали в этот рост как совокупные изменения цен, так и избыточную инфляцию. Поскольку услуги естественных монополий пользуются большим спросом и альтернативы им нет, повышение цен на них привело к увеличению издержек и резкому росту цен практически во всех секторах экономики.
Например, если субъект естественной монополии решит повысить цены на 6,5 %, то все производство страны вложит аналогичную сумму в свои товарные затраты из-за тепла, воды, электроэнергии, природного газа и других ресурсов, необходимых для работы компании.
Естественные монополии являются бюджетообразующими. Кроме того, бюджет России в наибольшей степени зависит от нефтегазовых комплексов. Но, со временем ситуация меняется. По данным Министерства финансов Российской Федерации, в марте 2014 года накопленные нефтегазовые доходы с начала года составили 47 %, а доходы от всех остальных источников — 53 %. В марте 2019 года ситуация была иной: выручка от нефтегазового сектора составила всего 34 %, а выручка от всех остальных отраслей экономики — 66 % — составила 992,2 млрд рублей и 1916,2 млрд рублей соответственно. Самым крупным плательщиком дивидендов в федеральный бюджет в 2018 году стал «Газпром» (65,4 млрд руб.) [8].
В целом бюджетное задание по дивидендам для естественных монополий на 2018 год составляло 198,3 млрд руб. На 1 августа, план уже был перевыполнен: на акции, принадлежащие РФ, по итогам годовых собраний акционеров начислено дивидендов на 237,7 млрд руб. — это на 20 % больше годового задания.
Стоимость товаров и услуг, которые естественным образом монополизированы, составляет внушительную сумму в структуре затрат почти всех товаров. Однако использование устаревшего оборудования в производственном процессе может негативно сказаться на затратах и ценах.
Обычно отрасль естественной монополии называют инфраструктурой. Главной особенностью инфраструктурного производства является его особая роль как фактора обеспечения движения и обращения товаров в воспроизводственном экономическом цикле. Инфраструктура объединяет государственные предприятия и создает необходимые условия для функционирования всей экономики.
Еще одним важным фактором, определяющим важную роль системы естественных монополий в социальной и политической жизни страны, является сильное влияние тарифов на благосостояние населения и масштабы бедности. Например, в связи с быстрым ростом цен на жилищно-коммунальные услуги и отсутствием эффективных механизмов помощи малообеспеченным людям ухудшаются социально-экономические условия этих категорий граждан.
Можно определить положительные и отрицательные стороны функционирования естественных монополий в современной российской экономике.
Положительные стороны деятельности естественных монополий в отечественной экономике заключаются в следующем:
— создаются условия для эффективного функционирования и развития различных сфер экономической системы и всей национальной экономики;
— снижаются затраты за счет масштаба производства и каналов сбыта товаров и услуг, за счет снижения себестоимости производственных единиц;
— растет государственная доля в собственности естественных монополий, что позволяет удовлетворять потребности национальных хозяйствующих субъектов;
— внедряются достижения научно-технического прогресса в производственно-хозяйственную деятельность;
— внедряются стандарты качества в производственную деятельность [5].
Однако, кроме положительного влияния на национальную экономику, деятельность естественных монополий имеет и отрицательные аспекты, например:
— часто необоснованные тарифы;
— качество предоставляемых услуг низкое;
— лоббирование личных интересов;
— перекладывать неоправданно высокие затраты на потребителей.
Например, В 2006 году Правительство Российской Федерации приняло решение об ускоренном росте тарифов естественных монополий с 2010 по 2014 гг. для реализации некоторых инвестиционных планов естественных монополий, сформированных из-за нерациональной инвестиционной политики или недостаточных реформ компаний. [2].
В электроэнергетике тарифы были скорректированы с учетом расширения инвестиционных планов. В результате вся нагрузка легла на плечи отечественных потребителей.
В настоящее время естественные монополии во многом определяют конкурентоспособность российской экономики на международном рынке и инфраструктурное обеспечение жизнедеятельности всей страны. Субъект естественной монополии является ключевым компонентом поддержания и развития всей экономической системы.
Естественная монополия очень важна в жизни любой страны. Водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, железнодорожный транспорт и т. д., — это все является естественными монополиями, и они обеспечивают граждан важными предметами первой необходимости, такими как газ, вода и электричество. Естественная монополия помогает значительно снизить национальные издержки и более эффективно использовать природные ресурсы страны [1].
Можно сказать, что монополия действительно внесла значительный вклад в формирование российской экономики. Благодаря собственному масштабу, огромным возможностям и амбициям они могут стать лидерами на мировом рынке, тем самым обеспечив развитие отечественной экономической и социальной жизни. Кроме того, важно обратить внимание на функцию формирования бюджета, поскольку российская монополия внесла значительный вклад в формирование ВВП страны и является одним из крупнейших налогоплательщиков.
Согласно данным ежегодного сборника «Российская статистика», вклад системы естественных монополий в ВВП страны на 2020 год был следующим: электроэнергетика — 9 %, газовая промышленность — 29 %, железнодорожный и трубопроводный транспорт — 35 %, связь — 27 % [4].
Следует отметить, что нынешняя российская монополия имеет важное социально-экономическое и политическое значение, но ее деятельность связана с некоторыми серьезными недостатками, которые ущемляют права и интересы общества и других субъектов российской экономики.
Предприятия являются объектом монополии, относительно стабильным источником занятости и доходов населения, а также ключевым источником доходов для некоторых регионов России и всего российского бюджета. Высокая социальная значимость монопольной продукции определяет зависимость национальных экономических операций от эффективности государственного надзора за субъектами монополии [11].
Естественную монополию справедливо можно назвать структурным звеном экономики, гарантирующим ее стабильность, целостность и эффективность. Экономическая деятельность субъектов естественных монополий четко отражается в итоговых макроэкономических показателях. Кроме того, это оказывает значительное влияние на социальную сферу и безопасность страны. Являясь одной из важнейших структурных единиц российской экономической системы, естественная монополия выполняет множество функций.
Первая функция — социальная, или общественная. Это проявляется в том, что естественные монополии обслуживают важные сферы жизни общества в экономике. Из-за этой общественной важности конкуренция недопустима, чтобы обеспечить людей всем необходимым с наименьшими затратами и с максимальной эффективностью. Вот почему естественные монополии обычно субсидируются или поддерживаются инвестициями со стороны государства.
Естественные монополии являются основой всей экономической системы, поскольку они составляют важную часть затрат других производителей. Поэтому они косвенно влияют на уровень цен на все товары. Кроме того, товары и услуги, производимые естественными монополиями, удовлетворяют важные потребности людей.
Из этого видно, что рассматриваемый тип монополии оказывает существенное влияние на повышение или снижение благосостояния каждого гражданина страны.
Вторая функция — системообразование. Некоторые исследователи также называют это синтезом. Фактически вся экономика страны зависит от естественных монополий. Формируется четкая система организации национальной экономики, поэтому любой сбой в работе в этих основных отраслях окажет негативное влияние на остальные элементы и всю систему [6].
Производственная, социальная и институциональная инфраструктура определяют набор условий, определяющих эффективность отдельных секторов экономики. Транспортная система производственной инфраструктуры, благодаря своему движению и потоку готовой продукции, сырья и трудовых ресурсов, инициировала воспроизводство естественных монополий. Инфраструктура является частью товарного производственного цикла, и широчайшая сфера деятельности предприятий инфраструктурной отрасли и размытые границы «классификации» производимой продукции определяют единство их функций.
Третья функция — стабильность (нестабильность). Она заключается в том, что естественные монополии в силу своих особенностей могут сформулировать долгосрочную стратегию своей деятельности и следовать ей без каких-либо проблем. На них редко влияют различные экономические факторы, такие как кризисы. Именно по этой причине естественные монополии часто становятся бюджетообразованием регионов и целых стран.
Однако, если монополии не будут должным образом контролироваться, наоборот, они могут подорвать стабильность экономики страны. Действуя в своих интересах и обладая большими ресурсами, естественные монополии могут оказывать влияние на финансовые рынки, политическую власть и другие сферы.
Четвертая функция — обеспечение национальной безопасности. Естественные монополии за счет своих ресурсов могут проводить корпоративную политику, соответствующую их национальным интересам на международном рынке, поддерживать отечественных поставщиков и внутреннее развитие, а также контролировать утечку этих технологий. Монополия также может поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны [4].
Пятая функция, которая очень важна, — это воспроизводство единого экономического пространства. Конечно, это необходимо в странах, расположенных на огромной территории, поэтому для России, как страны с наибольшей площадью, эта функция особенно важна. Прежде всего, из-за сильно дифференцированного климата, месторождений полезных ископаемых и энергетических ресурсов по всей стране.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Естественная монополия очень важна в жизни любой страны. Водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, железнодорожный транспорт и т. д., — это все является естественными монополиями, и они обеспечивают граждан важными предметами первой необходимости, такими как газ, вода и электричество.
- Естественная монополия помогает значительно снизить национальные издержки и более эффективно использовать природные ресурсы страны.
- В условиях современной российской экономики роль естественной монополии в экономической системе сводится к выполнению следующих четких функций: производство продукции, необходимой обществу, формирование системных функций и стабилизация или дестабилизация стабильности.
- Их роль весьма значительна, поскольку в нашей стране существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монопольное положение в производстве.
Литература:
- Kopoтун О. Н. Микроэкономика: учебное пособие / О. Н. Kopoтун, И. С. Кошель, М. А. Новичкова. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. 66 с.
- Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. М.: КомКнига, 2016. 327 с.
- Дмитриева Д. М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов: опыт США, ЕС и России. М.: Синергия, 2017. 128 с.
- Ежегодный сборник «Российская статистика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 28.11.2021).
- Калаева Д. М., Шаховский Р. А. Естественные монополии в экономике России // E-Scio. 2020. № 6 (45). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-v-ekonomike-rossii (дата обращения: 28.11.2021).
- Косов Н. С. Микроэкономика: учеб. пособие / Н. С. Косов, Г. И. Терехова, Н. И. Саталкина; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. С. Косова. М.: ИНФРА-М, 2018. 247 с.
- Малкина М. Ю. Микроэкономика / Малкина М. Ю. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 395 с.
- Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. — 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. 624 с.
- Рыженков А. Я. Право и монополии в современной России: Монография / Рыженков А. Я. — М.: Юстицинформ, 2017. 208 с.
- Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ
- Шишкин М. В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 143 с.