Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 30.10.2022

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Поликарпова, А. П. Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе / А. П. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95853/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в процессе формирования предпрофессиональных ориентаций обучающихся.

Ключевые слова : подготовка технико-научных кадров, профориентация, общеобразовательная школа, психолого-педагогические условия профориентационного процесса, предпрофессиональная ориентация, дифференцированное обучение.

В настоящее время образование вступило в новую эпоху инновационного образования, когда старые традиционные методы воспитания и обучения уже не отвечают новым требованиям к уровню профессионального становления личности. Инновационное образование предъявляет ряд особенных требований и тем самым сильно отличается от традиционных методов.

Человеческие, информационные и технологические ресурсы усердно пытаются использовать развитые страны мира, они ищут рациональные способы применения всех ресурсов, что влечёт за собой противоречивость характера деятельности средних учебных учреждений, нередко приводит к потере юными людьми ценностных ориентиров в сфере труда, непониманию высокой социальной и индивидуальной значимости профессионального мастерства, а также исчезновению уверенности в соответствии выбранного рода работ специфике личных способностей и задатков.

В связи с этим происходит переход от традиционных профессий к новым более творческим специальностям в сфере ИКТ, возникает потребность в специалистах в сфере общественных и индивидуальных услуг. В такой обстановке подготовка к проф. выбору сдвигается на период обучения учащихся в образовательных организациях, поэтому требуется более глубокий подход к решению данной проблемы в системе общего образования. В современных школах существует множество возможностей для формирования предпрофессиональных взглядов учащихся.

Цель статьи — представить теоретические основы подготовки обучающихся к предстоящему профессиональному выбору.

Процессом выбора профессии принято считать активный поиск своего назначения с учётом двух рекомендаций. Нужно ориентироваться на свои способности, интересы и задатки, тем самым удовлетворяя свои потребности, а также ориентироваться на потребности общества. Стоит упомянуть про готовность к выбору профессии, это устойчивая целостная система проф. важных качеств личности, положительное отношение к предпочитаемому виду проф. деятельности, организованность, самообладание, опыт проф. деятельности, необходимые навыки, умения и знания (С. Н. Чистякова) [1, с. 54].

Требуется отметить важный этап на пути к выбору профессии, которым является процесс самоопределения учащихся. Потребность в проф. самоопределении — это главная потребность личности в юношеском возрасте. Основными личностными факторами, которые активизируют выбор будущей профессии, являются потребность личности в проф. самоопределении (предметом которой является конкретный участок объективной реальности) и потребность в определении смысла жизни (предметом которой служит собственная личность, как субъект деятельности) [2, с. 52].

Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:

1) Мотивационно-ценностную готовность (развитые качества и свойства личности, которые необходимы для осуществления выбора целиком, но при этом и для профессионального самоопределения в частности);

2) когнитивную готовность (полнота и дифференцированность знаний);

3) деятельностно-практическую готовность (активное участие в проф. самоопределении, а также готовность показать на практике свои умения и навыки, которые необходимы на предпочитаемой профессии).

Требуется заметить, что новые формы и методы профориентационной работы с использованием компьютерных технологий заслуживают к себе особого внимания. Так, по словам Е. А. Французовой, которая разработала методику компьютерного тестирования оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), такая методика позволяет охватить большое количество учащейся молодежи и ответить на главный вопрос: какова оценка потенциальных возможностей личности и её способностей на начальном этапе?

На данный момент широко используется специальная, инструментальная система компьютеризированного тестирования TESTER. Такая система позволяет автоматизировать любой объём базы данных, проводить тесты и опросы, а также позволяет интерпретировать данные в разных формах. Система TESTER широко используется для статистической обработки данных в системе и создания различных тестов самостоятельно, без помощи программиста, что является существенным достоинством системы [3, с. 77].

Следует выделить следующие направления профессиональной ориентации [4]:

— профессиональная информация — изучение современных видов производства, статус рынка труда, потребности хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, а также перспективами развития рынка профессий;

— профессиональная консультация — задача помочь индивиду в проф. самоопределении, для того чтобы принять осознанное решение в выборе проф. карьеры с учетом психологических особенностей, а также потребностей общества;

— профессиональный подбор — консультирование индивида по возможным направлениям профессиональной деятельности конкретно для него, которые будут соответствовать его психологическим, физиологическим характеристикам, по результатам психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

— профессиональный отбор — определение профессиональной компетентности человека для конкретной профессии;

— профессиональная производственная и социальная адаптация — система мероприятий, способствуют проф. развитию сотрудника, формированию адекватных социальных и проф. качеств, установок и потребностей в активной, творческой работе и достижению высокого уровня профессионализма.

Психолого-психологическим сопровождением принято считать, системно-организованную деятельность педагога-психолога и педагогического коллектива, для обеспечения благоприятной среды для профессионального самоопределения учащихся в образовательном учреждении.

Отметим основные направления профориентации:

  1. Концентрирование представлений подростков о мире, в котором они живут, начиная с мира людей;
  2. Формирование ключевых представлений о социальной значимости любой профессии;
  3. Воспитать уважительное отношению к труду и продуктам труда.

Создать эффективную образовательную среду поможет отбор необходимых форм и методов работы. Формы профориентационной работы значительно зависят от состава и количества лиц, места проведения, а также продолжительности работы.

Основными формами профориентационной деятельности являются: дискуссии, тренинги, круглые столы, работа с родителями, работа с выпускниками школы, студентами высших учебных заведений.

Разнообразить профориентационную работу помогут такие формы как просветительские занятия, профориентационные проекты, профисследовательская деятельность, профориентационные экскурсии, ярмарки профессий и различные их модификации, использование активизирующих профориентационных опросников, использование ценностно-смысловых опросников, использование учебных фильмов, справочной литературы, информационно-поисковых компьютерных систем.

Использование диагностических методов в профориентационной работе поможет специалистам выявить индивидуально-психологические особенности, возможности и интересы учащихся. К диагностическим методам относят: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы-интервью, опросники профессиональных интересов, мотивации, опросники профессиональных способностей.

Профориентационные тренинги, профориентационные игры, имитационные учебно-тренировочные фирмы, помогают сформировать необходимые навыки профессиональной деятельности.

Таким образом, выбор форм и методов профориентационной работы зависит от поставленных целей и задач. Цели и задачи должны быть направлены на реализацию актуальных направлений профориентационной деятельности. Правильно выбранные формы и методы профориентационной работы позволяют создать внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на ход педагогического процесса, намеренно разработанные педагогом с целью повлиять на протекание процесса.

В настоящем школьном образовании можно выделить такие проблемы:

  1. Образовательный стандарт ставит комплект требуемых навыков, умений и распространённый научных действий, необходимые в школьном образовании. Такая система не дает решения вопроса о преодолении разрыва между академическим и социально — ориентированным образованием.
  2. Учащимся не хватает образовательной программы, для формирования образовательных коммуникаций и нужного уровня информации о мире профессий.
  3. Для того, чтобы образование в российском обществе, занимало главную роль, следует применять компоненты педагогики XXI века.

Следовательно, требуется разработать новую модель обучения, которая будет отвечать правилам дизайн-мышления. Отсюда требуется ответ на вопрос: какие модели обучения меняются и каким способом можно их модернизировать?

Отметим основные составляющие педагогического дизайна:

— роли, участников образовательных отношений;

— образовательная модель;

— среда обучения.

Во время обеспечения кадровых условий следует привлекать специалистов высокотехнологичных предприятий к реализации дополнительных общеобразовательных программ, программ профессиональной ориентации, выполнению обучающимися исследовательских работ и индивидуальных проектов.

В первую очередь следует организовывать подходящие психолого-педагогические условия, в которых чрезвычайный интерес уделяется профессиональной ориентации подростков в области информационных технологий и немаловажному воспитанию у них уважения к институтам интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 54–60.
  2. Формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии и профессиональному самоопределению: Методическое пособие по профориентационной работе для учителей общеобразовательных школ / Сост.: Зеленская Н. А., Ливн М. В., Африкян Т. Г., Петрова Г. А. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. — 178 с.
  3. Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы / Е. А. Французова // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 76–79.
  4. Волков, Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. — М.: Академ. проект, 2007. — 333 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, TESTER, общеобразовательная школа, инновационное образование, предпрофессиональная ориентация обучающихся, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность, школьное образование.


Ключевые слова

профориентация, общеобразовательная школа, дифференцированное обучение, предпрофессиональная ориентация, подготовка технико-научных кадров, психолого-педагогические условия профориентационного процесса

Похожие статьи

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера

В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Похожие статьи

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера

В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Задать вопрос