В обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) 3-го поколения ставится вопрос о своевременном включении педагогических технологий, объединении локальных знаний по каждому предмету в широкую и целостную картину мира.
Стратегия модернизации образования в России выдвигает новые требования, определяющие одну из основных задач профессионального училища — формирование творческой и активной личности выпускника, способного самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения различных задач, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, критически мыслить, самостоятельно искать рациональные пути решения проблем. Это требует новых и современных педагогических технологий. Одним из них является технология Mind Mapping.
Общеизвестно, что с запрокинутой головой двигаться вперед невозможно, поэтому недопустимо в школе 21 века использование неэффективных, устаревших технологий обучения, изматывающих как ученика, так и учителя и требующих больших усилий. времени и не гарантируют качество образования.
Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету являются большой объем устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашнего задания, плохая память, неумение выделять главное и обобщать, неуспеваемость и, как следствие, снижение учебной мотивации.
В современном мире с большим потоком информации использование ментальных карт в обучении учащихся может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся отбирать, структурировать и запоминать важную информацию, а затем воспроизводить ее. Интеллект-карты помогают развивать у школьников творческое и критическое мышление, память и внимание, делая учебу и занятия более интересными, веселыми и плодотворными. Создание интеллект-карт — эффективный и интересный метод обучения для любого класса.
Интеллект-карты — это альтернативный способ записи текста, списков и диаграмм (например, деревьев или ментальных карт). Основное различие между интеллект-картами и другими методами визуализации заключается главным образом в том, что интеллект-карты активируют память. Списки, полный текст, деревья и диаграммы остаются прежними. Интеллект-карты, с другой стороны, используют все возможные средства для активизации восприятия через разнообразие: различную толщину линий, разные цвета ветвей, осмысленные и тщательно подобранные ключевые слова, использование изображений и символов (Рис.1).
Рис. 1
Вы экономите время при подготовке научных работ и проектов. Дети испытывают большую радость от результатов групповой работы, в которой каждый вносит свои идеи и предложения. Эта технология повышает качество знаний, а также развитие талантов учащихся. Использование ментальных карт в начальной школе служит для подготовки к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Сегодня наши обучающиеся имеют дело с огромным потоком информации. Но немногие из них до конца его помнят, вряд ли кто-то способен переработать его за короткое время. Информация из различных источников, таких как телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, Интернет, настолько опутывает мозг ребенка, что он не в состоянии с ней справиться. Мало кто может им управлять и выбирать из этого потока самое нужное.
Технологии с использованием mind-map в процессе обучения могут использовать как преподаватели, так и студенты. Таким образом, разработка ментальной карты вводного занятия (вводного занятия) облегчает задачу преподавателя по изложению сущности и содержания изучаемого предмета. Многочисленные литературные источники говорят, что самой важной из всех лекций является первая лекция, вводящая в круг предметных понятий. Требует от лектора максимально полной подготовки и четкой логики изложения материала.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, чтобы ничего не забыть, чтобы не упустить ничего существенного? Все дети разные. Кому-то достаточно один раз увидеть, кому-то можно один раз услышать, а кого-то обязательно нужно потрогать. Кто-то все держит в памяти, кто-то в блокноте, кто-то в компьютере. Кто-то много раз повторяет, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привела меня к поиску методов, которые помогли бы моим учащимся научиться обрабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в виде удобно для запоминания.
Работая учителем английского языка уже третий год, я всегда старалась использовать такие методы и приемы обучения, которые помогали бы детям эффективно осваивать предметы разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией является построение ментальных карт или карт памяти (mindmapping — отображение ума). Составление интеллект-карты — очень эффективный способ систематизировать и обрабатывать информацию.
Выявленные проблемы приводят к изучению техники представления любого природного процесса или предмета, мысли или идеи в сложной, систематизированной наглядной (графической) форме — например, карта разума (Mind-map).
Первым теорию интеллект-карт или mind map придумал Тони Бьюзен — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Автор и соавтор более 100 книг.
Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления через ментальные карты и строением человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как ментальная миникарта, а во-вторых, мысли на физическом уровне представлены в виде «биохимических» импульсных деревьев.
Интеллект-карты «представляют собой внешнюю» фотографию «сложных взаимоотношений наших мыслей в определенный момент времени». Он отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими рассматриваемую проблему или предметную область.
С помощью своих знаний о памяти Тони Бьюзену удалось установить рекорд по запоминанию больших объемов информации. Большую часть своего времени он посвящает людям с ограниченными возможностями обучения. Он также имеет самый высокий «коэффициент творческого мышления» в мире.
Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном:
1) Проблема, тема или слово располагается в центре.
2) Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, геометрические фигуры.
3) Каждая главная ветвь может иметь свой цвет или единый.
4) Для создания карт обязательно используются цветные карандаши, маркеры и т. д.
5) Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и последующего порядка соединяются с главными ветвями.
6) Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7) Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.
8) Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове [8; 87].
Применение mind-map на уроках английского языка позволяет:
- Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
- Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
- Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
- Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
- Организовывать проектную деятельность учащихся.
- Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности [9; 15].
Мыслительные карты используются для:
1) Работы с лексическим материалом: введение новой лексики, закрепление новой лексики, контроль лексики.
2) Работа с грамматическим материалом. Вы можете создавать ментальные карты по изученному грамматическому материалу, чтобы выучить и запомнить его.
3) Работа с текстовым материалом (составление планов повторения текстов в виде mind-map и т. п.).
4) Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор [15; 69]. Интеллект-карта действует как вербальная поддержка высказывания. Карточки эффективно использовать при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации уходит меньше времени, а ее воспроизведение становится более осмысленным.
5) Презентация результатов проектной деятельности. В виде мыслительной карты можно описать весь процесс создания проекта или только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем, во время презентации проекта, объясняется все, что изображено на карте.
6) Проведения «мозгового штурма». С помощью карт можно создать более сотен идей, которые быстро генерируются, становятся более оригинальными, эффективными и творческими.
7) Проведение дискуссий и дебатов. Ментальная карта создается для каждой стороны спора. Они помогают объективно и эффективно расследовать споры. В результате создается третья ментальная карта, на которой будут фиксироваться совместные выводы, решения, результаты работы и сделанные по делу уступки.
8) Одним из главных положительных моментов ментальных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста [16; 37].
Оценка mind-map производится с учетом соблюдения правил разработки данных карт, предложенных Тони Бьюзеном; правильное написание английских слов и выражений; соответствие используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме; наличие оригинальных идей, дизайнерских решений; проявления творческой активности учащихся, их индивидуальности [15; 70]. Использование данной методики на уроках английского языка дает стабильно положительные результаты во всех направлениях воспитательной работы. Использование на уроках такого метода обучения английского языка способствует:
– активировать познавательную деятельность, повысить качество успеваемости школьников;
– развить навыки самообразования и самоконтроля у обучающихся; повысить уровень комфортного обучения;
– повысить активность и инициативность школьников на уроке иностранного языка;
– развить информационное мышление учащихся, сформировать информационно — коммуникационную компетентность;
– становлению новых отношений между учителем и учениками [9; 154]. Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:
1) Создание мотивации к овладению иностранным языком как средством общения.
2) Организовывать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
3) Оформить учебный контент в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
4) Реализовать дифференцированный подход к учащимся.
5) Организовать самостоятельную работу учащихся.
6) Организация студенческой проектной деятельности.
7) Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими письменными и устными источниками информации для нахождения необходимых значений, расшифровки словарных терминов.
8) Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление и память, а также проявлять интуитивные способности [5; 21].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на современном этапе развития среднего и высшего образования в России использование ментальных карт в обучении может дать огромные положительные результаты, так как студенты учатся отбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также как воспроизвести его позже.
Интеллект-карты помогают развивать у учащихся творческое и критическое мышление, память и внимание, а также делают обучение более интересным, увлекательным и плодотворным.
Интеллект-карты или карты разума, карты памяти, ментальные карты, карты ассоциаций, карты разума — это графическое представление не только системы мышления человека, но и информации, поступающей к нам извне. Они упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию потока, который он получает. Они учат располагать информацию в порядке важности, отделяя главное от второстепенного.
Знания, которые заполняют интеллект-карту, имеют смысл, у них есть форма, четкая структура, они воспринимаются не как мертвая информация, а как то, что действительно нужно человеку для жизни. Вы можете возвращаться к ментальной карте несколько раз, чтобы завершить ее или просмотреть материал.
На этапе классификационных ассоциаций создаются условия для обработки таких когнитивных УУД, как выделение главного, классификация, систематизация и обобщение. На заключительном этапе установления связей между ветвями прорабатывается формирование причинно-следственных связей, которые можно проследить и на ветвях.
Использование метода майндмэппинга в образовании как средства формирования учебно-познавательной компетенции учащихся весьма разнообразно: конспектирование, аннотация, презентация, написание реферата, доклада, сочинения, групповая деятельность. Наилучшие условия для формирования коммуникативного УУД создаются при групповой работе над данной картой. Принятие коллективных решений и их реализация возможны благодаря обмену идеями, свободному выражению образовавшихся ассоциаций и дискуссиям в малых группах. Групповую работу можно использовать как при изучении нового материала, так и при обобщении темы. Регуляторные действия, такие как контроль и коррекция, отрабатываются по мере того, как учащиеся анализируют готовую ментальную карту. Данная форма работы связана с достижением максимально качественного результата, ведь принимаются все предложения, каждый учащийся становится активным участником обсуждения.
Становится очевидным, что у технологии майндмэппинга много преимуществ: простота восприятия и хранения объемной информации; поддерживать постоянное активное творческое состояние у школьников, что мотивирует их к труду; возможность получения полной картины, что является естественным стремлением мозга.
Преимущества:
Интеллект-карта предлагает новые идеи — просто нарисуйте пустую ветку от объекта на интеллект-карте и подумайте, что это может означать?
Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.
Просмотр ментальных карт через некоторое время (день, неделя, месяц) помогает усвоить картинку в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Типичные ошибки: многословие, отсутствие структуры, мало картинок, отсутствие ссылок, отсутствие нумерации идей.
Mind-map — это инструмент, позволяющий учащимся:
– эффективно обрабатывать и структурировать информацию;
– мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Области применения:
– обучение (создание четких и понятных конспектов, максимальное использование чтения книг/учебников);
– запоминание (подготовка к экзаменам, запоминание лексического и грамматического материала);
– презентации (больше информации за меньшее время, лучшее понимание и запоминание материала);
– планирование (тайм-менеджмент, разработка проектов);
– мозговой штурм (генерация новых идей, творчество, анализ, коллективное решение сложных задач, написание рефератов, написание отчетов);
– процесс принятия решения (четкое видение всех «за» и «против», более взвешенное и обдуманное решение).
Для создания mind-map понадобятся:
– чистый лист бумаги А4,
– цветные ручки, фломастеры или карандаши.
Классические интеллект-карты создаются таким образом:
- Чистый лист бумаги (желательно формата А4) кладем горизонтально. Используем разноцветные фломастеры, цветные ручки, карандаши. Не рекомендуется использовать ластик. Особое внимание следует уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует, как минимум три.
- В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать предмет, с которого начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное, проявить фантазию. Тщательно прорисуйте основные детали. Воображение поможет создать дизайн, и мы знаем, что тысячи слов могут быть выражены в дизайне, экономя время и усилия, которые потребуются для написания этих слов. Кроме того, изображения запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть цветными или схематичными, цветными или черно-белыми. Все зависит от создателя mind-map.
- Убираем от центрального изображения ветки, на которых пишем ключевые слова и самые важные мысли, связанные с данной темой. Каждая ветвь должна содержать слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих веток (ведь я непосредственно соприкасаюсь с этой темой!), увеличим их. Пишем большими и печатными буквами.
- Из толстых веток аналогичным образом нарисуйте тонкие ветки, что прояснит основные идеи. Организуйте ассоциации для ключевых слов. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей. Чем больше ответвлений, тем меньше надпись! Вот и получается «осьминог» или «дерево» (Рис.2).
Рис. 2
Рекомендации по оформлению интеллект-карт:
– для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать ассоциативные рисунки, картинки,
– разросшиеся ветки можно обвести контурами, чтобы они не смешивались с соседними ветками,
– пишите разборчиво и большими буквами,
– используйте стрелки, чтобы показать взаимосвязь между различными элементами,
– желательно, чтобы учащийся нашел свой стиль в рисовании данных карт,
– размещайте идеи сразу, как только они появляются
– если у вас закончилось свободное место, вам не придется начинать все сначала на новом листе, просто приклейте дополнительный лист к краю (Рис. 3).
Чем проще и веселее ребята создают карточки, тем быстрее им приходят в голову новые мысли и тем легче проходит процесс запоминания (Рис.4). В наше время преподавание иностранных языков получает новые ориентиры. Коммуникативная деятельность, умение общаться, выступает как новый ведущий вид деятельности школьников. На современном этапе обучения формирование лексических навыков является важной учебной задачей, так как словарный запас является важнейшим строительным материалом языка. Вопрос об эффективности формирования лексических навыков особенно актуален на сегодняшний день.
Существует много способов работы, но наиболее эффективным является построение интеллект-карт [9; 173]. Мы выяснили, что лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору адекватной плану лексической единицы в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциация со значением в рецептивной речи [1; 231]. Данный процесс формирования лексического навыка включает следующие этапы [4; 49]:
Рис. 3
Рис. 4
ВИД ЭТАПА |
ОПИСАНИЕ |
ориентировочно-подготовительный этап |
ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками |
ситуативный этап |
тренировка и усвоение слов |
вариативно-ситуативный этап |
использование новых лексических единиц |
Постепенное внедрение данной методики поможет развивать разнообразие занятий с учетом категории обучаемых, их умений и желаний, так как каждый новый инструмент, если его просто показать, в большинстве своем вызовет отторжение, так как мы берем забота о том, чтобы привыкнуть к работе с любым инструментом и выйти на новый уровень, изначально связана с напряжением внутренних сил, с затратой времени. Майндмэппинг — мощная технология, многократно повышающая эффективность работы на уроке.
Литература:
- Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: ИКАР, 2019. — 448 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004623366 (дата обращения 06.09.2022).
- Акименко, В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников [Текст] / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. — 2016. — № 7. — С. 34–37.
- Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Английский, немецкий, французский [Текст]: учебное пособие / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян и др. — Минск: «Тетра Системс», 2005. — 288 с..
- Башкирцева, Е. Н. Некоторые практические вопросы работы над лексикой на средней ступени обучения: (на материале французского языка) [текст] / Е. Н. Башкирцева // Иностранные языки в школе: журн. — 2017. — № 4 — С. 47–55.
- Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. –2015. — № 3. — С. 17–21.
- Бим, И. Л. К проблеме планируемого результата обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 6. — C. 9–18.
- Бухбиндер, В. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / В. А. Бухбиндер, С. В. Калинина, и др. — М.: «Высшая школа», 2018. — 373 с.
- Бьюзен, Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М: «Росмэн», 2017. — 326 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003179923 (дата обращения 17.09.2022).
- Бьюзен, Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М: «Росмэн», 2017. — 192 с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения ИЯ [Текст] / Н. Д. Гальскова — М: «Аркти-Гласа», 2010. — 328 с.
- Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез — М.: «Академия», 2014. — 336 с.
- Гез, Н.И Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, и др. — М.: «Высшая школа», 2012. — 373 с.
- Елисеева, В. В. Лексикология английского языка [Текст]: учеб. пособие для студентов фил. факультета / В. В. Елисеева. — СПб.: СПбГУ, 2015 г. — 80 с.
- Елухина Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться [Текст] / Н. В. Елухина // ИЯШ — 2016. — № 4. С. 15–18.
- Иванов, П. П. Использование интеллект-карт в учебном процессе [Текст] / П. П. Иванов // Информатика и образование. — 2012 г. — № 2. — С. 68–71.
- Пучкова, А. И. Из опыта формирования лексического навыка у школьников [Текст] / А. И. Пучкова // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 2. — С. 38–44.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 2011. — 287 с.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения ИЯ [Текст]: Базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2012. — 239 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://obuchalka.org/2015090486400/metodika-obucheniya-inostrannim-yazikam-bazovii-kurs-lekcii-solovova-e-n-2002.html (дата обращения 01.10.2022).
- Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст] / В. М. Филатова. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2017. — 416 с.
- Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка [Текст]: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. — М.: Высшее образование, 2018. — 158 с.
- Шамов, А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения — основа семантической компетенции обучаемых / А. Н. Шамов, // Иностр. яз. в шк. — 2017. — № 4. — С.19–25.
- Шамов, А. Н. Познавательная деятельность школьников и формирование лексических навыков разных видов речевой деятельности [Текст] / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 9. — С. 10–17
- Шареев, И. Г. Интеллект-карты [Текст] / И. Г. Шареев // Физика: метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. — 2017. — № 16. — С. 12–13. [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004557122 (дата обращения 03.10.2022).