В статье анализируются положения ст.280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Предлагаются пути усовершенствования основных положений.
Ключевые слова : экстремизм, преступления экстремисткой направленности, государственность, территориальная целостность.
На сегодняшний день тема экстремизма является актуальной по всему миру. Преступные деяния, связанные с нарушением нормального функционирования жизнедеятельности государства, появились не так давно, но уже являются весьма распространенными и очень опасными в мировом сообществе в настоящей действительности. Из-за быстрого развития средств массовой информации, которые сопровождаются доступностью почти каждого члена общества к источникам информации, с каждым годом появляются новые условия, способствующие совершению деяний, которые признаются на территории Российской Федерации экстремистскими.
В связи с этим возникает проблема, как разграничивать преступления экстремисткой направленности с преступлениями иного характера. Довольно часто бывает сложно отличить радикальные, но не запрещенные уголовным законодательством критические суждения о действующей власти, политических партиях, государственного устройства от публичных призывов к нарушению территориальной целостности государства, что представляет сложность в доказывании. Прежде всего, стоит отметить, что преступления экстремисткой направленности обладают наибольшей общественной опасностью, так как посягают, например, не на материальные ценности отдельно взятого человека, а на все государство, что предполагает более строгое и суровое наказание для лиц, совершивших их.
Данные обстоятельства указывает на то, как важно сформировать единый, во всех смыслах, подход к определению понятий экстремизма и преступлений экстремистской направленности, а это, в свою очередь, приведет к правильной квалификации данных видов преступлений, разграничению схожих составов преступлений между собой, единообразному применению норм Уголовного Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
Указанные условия стали причиной для пристального внимания со стороны законодателя и правоохранительных органов к всевозможным проявлениям экстремистской деятельности.
В связи с этим уголовный закон Российской Федерации подвергался изменениям, в него уже неоднократно вносились поправки, в том числе была введена в УК РФ Статья 280.1 под названием «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», которая стала предметов дискуссий между учеными [1]. Сторонники одной позиции утверждают, что территориальная целостность и неприкосновенность государства не рассматриваются действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. В связи с чем введение такой нормы, как ст. 280.1 УК РФ, которая направлена на охрану территориальной целостности и неприкосновенности государства, не столько поможет разрешить проблему правильной квалификации данных видов преступлений, разграничению схожих составов преступлений между собой, сколько, наоборот, это затруднит [2].
Считаю, что с данным положением нельзя согласиться, поскольку оно является ошибочным. Для подтверждения данных слов необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации, целостность и неприкосновенность государства относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета. Кроме того, часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее территориальной целостности. Указанные нормы располагаются в первой главе Конституции Российской Федерации, что являются основами конституционного строя Российской Федерации, то есть базовыми принципами государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного государства.
Вместе с тем следует обратиться и к самому Уголовному кодексу Российской Федерации, а именно к статье 2, которая определяет задачи уголовно законодательства. Среди них в качестве объекта охраны Уголовного кодекса статья 2 определяет конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества.
Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 278 под названием «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти». То есть данная статья предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации [3].
Все это позволяет сделать вывод о том, что нарушение территориальной целостности Российской Федерации будет являться изменением конституционного строя Российской Федерации, то есть территориальная целостность государства все-таки рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. А значит, нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют [4].
Вместе с тем, объектом посягательства преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ является территориальная целостность Российской Федерации. Но что понимается под нарушением территориальной целостности Российской Федерации, законодатель не уточняет. Указанное обстоятельство дает возможность довольно широкого толкования данной статьи. Полагаю, этот пункт необходимо дополнить следующим: «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, которые могут привести к
1) распаду государства на два или большее число государств;
2) отделению от государства части его территории и образование самостоятельного государства;
3) отделению от государства части его территории и присоединение ее к другому государству».
Считаю, что введение указанных изменений приведет к сокращению ошибок при применении нормы, предусматривающей ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемые изменения послужат устранению трудностей в уяснении законодательного определения преступлений экстремистской направленности, а также открывают перспективы для дальнейших теоретических изысканий, обозначенных в настоящей публикации проблем.
Литература:
- Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 433-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6998.
- Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. — 2013. — № 1. -С. 259–260.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Можегова А. А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук. — М., 2015,- 169 с.