В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Приводятся данные экспериментального исследования, посвящённые выявлению уровня сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников по теме «Здоровый образ жизни». Делается вывод о том, что специально разработанные занятия внеурочной деятельности способствуют формированию и развитию ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, исследование, образовательная организация, начальная школа.
Здоровый образ жизни представляет собой определённую деятельность индивида, направленную на сбережение и укрепление своего здоровья. То, как обучающийся относится к себе и своему здоровью, является неким фундаментом, на котором постепенно выстраиваются потребности в здоровом образе жизни [7].
Одним из важных звеньев в формировании ЗОЖ у обучающегося является школа, в которой необходимо создать условия для благоприятного всестороннего развития личности школьника. В условиях современной образовательной организации создаются специальные условия для формирования здорового образа жизни у младшего школьника [4]. Огромную роль в этом играет педагог, который выполняет следующие важные функции: формирует у школьников знания, умения и навыки по ЗОЖ, проводит специальные упражнения во время уроков (физминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз), создаёт благоприятную и положительную эмоциональную атмосферу в классе, а также организует активное сотрудничество с родителями учеников по вопросам здоровья обучающихся. Следует отметить, что формирование ЗОЖ у младших школьников происходит не только в процессе уроков, но и во внеурочной деятельности. Е. Б. Евладова определяет внеурочную деятельность как образовательную деятельность, которая реализуется через беседы, досуговые, просветительские и культурные мероприятия [3, С.15].
Проанализировав теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей, мы пришли к выводу, что необходима опытно-экспериментальная работа по развитию ЗОЖ у обучающихся начальной школы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГБОУ Школа № 1811 (г. Москва) и строилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В исследовании приняли участие 95 учащихся 4-х классов и 40 родителей (законных представителей). Цель констатирующего этапа: выявление уровня компетентности участников образовательного процесса (обучающиеся и их родители). Если рассматривать результаты анкетирования родителей (законных представителей) подробнее, то можно сделать следующие выводы:
- Чаще всего понятие «здоровый образ жизни» для родителей состоит из правильного питания, соблюдения режима дня и занятия физической культурой.
- Самыми важными и актуальными разделами по теме «Здоровый образ жизни младших школьников» для родителей являются профилактика простудных заболеваний, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей, и организация рационального питания.
- Что касается малоподвижного образа жизни младших школьников, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, родители почти единогласно утверждают, что пандемия сильно отразилась на образе жизни их детей.
Для анализа сформированности знаний младших школьников о здоровом образе жизни было проведено анкетирование на основе методики «Гармоничность образа жизни школьников» (автор: Н. С. Гаркуша). Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся (60 учеников) обладают низким уровнем сформированности ЗОЖ.
На формирующем этапе нашего исследования была разработана программа формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, которая состояла из пяти занятий: «Что такое ЗОЖ?», «Как следует питаться?», «Создание кулинарной книги правильного питания», «Подвижные игры», «Поход». Краткая характеристика программы внеурочной деятельности представлена в таблице 1.
Таблица 1
Программа внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ у младших школьников
№ п/п |
Название |
Цель |
Задачи |
|
Что такое ЗОЖ? |
Формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью |
|
|
Как следует питаться? |
Формирование представления о здоровом питании и его значении в жизни человека |
|
|
Создание кулинарной книги правильного питания |
Создание кулинарной книги с рецептами приготовления блюд правильного питания |
|
|
Подвижные игры |
Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой |
|
|
Поход |
Обобщение и расширение туристских и экологических знания учащихся |
|
На контрольном этапе эксперимента мы повторно оценили уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Повторное проведение диагностических заданий показало положительную динамику: низкий уровень был у 29 школьников, стал — у 25 учеников. Средний уровень был у 11 младших школьников, стал — у 13 обучающихся. Высокий уровень был у 5 обучающихся, стал — у 7 школьников. Результаты контрольного этапа у экспериментальной группы таковы: низкий уровень был у 31 школьника, стал — у 16 учеников. Средний уровень был у 14 младших школьников, стал — у 18 обучающихся. Высокий уровень был у 5 обучающихся, стал — у 16 школьников.
Таким образом, мы выявили положительную динамику.
Литература:
- Александрова, И. Э. Технология обеспечения безопасной для здоровья школьников организации обучения в цифровой образовательной среде: гигиеническая оптимизация урока и расписания / И. Э. Александрова // Школьные технологии. — 2019 — № 2 — С. 45–52.
- Борисова, М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребёнка / М. Борисова, К. Валевская // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2020 — № 3.
- Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. — 2012. — № 4. — С. 15–21.
- Золотова, М. Ю. Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе во внеклассной спортивно-оздоровительной работе / М. Ю. Золотова, О. Н. Панкратова // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова (26 апреля 2017 г.): [сборник]: материалы / [орг. ком.: И. М. Реморенко, В. В. Рябов и др.; сост.: Р. В. Комаров, И. А. Родионов, М. А. Ступницкая, Д. С. Смирнова]. — М., 2017. — С. 45–48.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2004. — 78 с.
- Лободин, В. Как мотивировать ребенка на укрепление его здоровья? / В. Лободин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020 — № 2 — С. 26–29.
- Пашин, А. А. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников / А. А. Пашин, Ж. В. Тома, О. Н. Опарина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2018. — № 6. — С. 16–18.