В статье рассмотрены особенности STEM-образования. Обозначены предпосылки развития технического творчества с помощью естественных наук, искусства и математики.
Ключевые слова : дети дошкольного возраста, STEM-образование, технологии, инженерия, естественные науки, искусство, информация.
Введение в детское образование на современном этапе — это комплексное детское образование, включающее изучение основных принципов науки.
Международные исследования выявили проблемы в научной грамотности, способности применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях детей дошкольного возраста. Ключевым моментом в этом является внедрение методов обучения STEM, которые связывают естественно-научные предметы с математикой, технологией и инженерией, в основном для развития критического и инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Цель — дать детям возможность с раннего возраста профессионально использовать современные технологии, быстро усваивать поток информации и успешно применять свои знания на практике.
В действительности, эта сложная на первый взгляд аббревиатура является всего лишь предложением — S (Science), T (Technology), E (Engineering), A (Art) и M (Mathematics) [2]. Она сочетает в себе техническое и научное творчество, основанное на математических методах.
Для характера детей дошкольного возраста очень важно знакомство со всеми видами человеческой деятельности. Важно, чтобы дети дошкольного возраста знакомились с различными профессиями взрослых для развития отношений с миром взрослых. В дошкольном возрасте профессии начинают представлять собой первый этап в формировании профессионального самоопределения, который предполагает определенное развитие в уточнении представлений о мире профессий, для каждого закладывается определенный фундамент, на котором развивается чувство профессионального «Я». Поэтому так важно создать условия для того, чтобы дети получали различный опыт в мире искусства, формировали позитивное отношение к работникам и их труду, приобретали различные трудовые навыки в разных видах деятельности.
Цифровое пространство сегодня является неотъемлемой частью жизни детей. СМИ как источник формирования у детей глобальных ценностей и отношения к окружающему миру. Для современных детей исследование, осознание и деятельность с использованием компьютерных технологий стали удобным средством получения новых знаний.
Мы используем их соответствующую возрасту активную игровую жизнь, чтобы познакомить детей с цифровой средой. Игра — это не игры как таковые, а расширение знаний и навыков обучения, и одним из наиболее эффективных методов обучения этому детей являются STEM-технологии.
Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет проводить интерактивные занятия для детей дошкольного возраста, когда для детей дошкольного возраста предоставляется робот, планировать творческую деятельность на основе междисциплинарного подхода с помощью ролевой игры, а педагог выступает в роли «помощника» или «коллеги» по мастерской.
Они могут изучать геометрию, алгебру, теорию вероятности, основные концепции строительных блоков, принципы астрономии и научные концепции, которые не представляют сложности для дошкольников.
Дети могут стать лаборантами, которые становятся учеными, инженерами, картографами, программистами, биологами и химиками.
Создание всех видов ИКТ и основных концепций, теорий, интерактивных программ, множество индивидуальных игр и междисциплинарных проектов позволит вовлечь в процесс обучения как можно больше детей.
Это начало ведения детей как молодых работников — как программистов, ученых, инженеров, строительных аналитиков, математиков, ювелиров.
У детей развивается чувство цели и самодисциплина.
Парный проект «Наполнение воздушных шаров пищевой содой и уксусом» — это очень интересный способ узнать о химических реакциях — нейтрализации.
Это очень легко объяснить детям. Все вокруг нас, включая молекулы, взаимодействует друг с другом. В эксперименте пищевая сода и уксус взаимодействуют друг с другом. В результате химической реакции нейтрализации образуются новые вещества — вода, соль и углекислый газ, которые расширяются в бутылке и воздушном шаре, заставляя шар надуваться. Во время эксперимента многие дети видели, как шарики взлетали вверх, как будто их надули гелием.
Поскольку гелий легче воздуха, дети концентрируются на надувании пузырей и их раздувании. Однако углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому надутый воздушный шар нельзя надуть.
В первом эксперименте дети обнаружили, что закон Бернулли гласит, что давление воздуха, в который дует ребенок, меньше давления атмосферы, поэтому, когда ребенок дует в воздушный шар, сила атмосферного давления приближает шар к воздушному шару.
Основная цель такого образования — стимулировать интерес дошкольников к исследованию окружающего мира, обеспечить практическое и манипулятивное поведение, активизировать экспериментирование, опыты и исследования, а также поддержать и рано привить каждому дошкольнику желание проектировать, изобретать и творить в неизвестном и известном.
Проект поможет детям дошкольного возраста развить техническое и научное мышление и заложить основы для исследовательской деятельности.
Таким образом, использование этой технологии будет способствовать базовому научно-техническому образованию детей. Они научатся самоконтролю и адекватности собственного поведения. Такая система работы способствует эффективной реализации программ саморазвития через самостоятельное изучение окружающего мира. Все это способствует развитию учебной деятельности в конце дошкольного образования.
Литература:
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002;
- Беляк Е. А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». — Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019.
- Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. — 2013. — № 9;
- Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. — 2012.— № 3.