В статье обозревается управление системой образования Российской Федерации. Цель исследования состояла в определении нормативно-правовых основ управления образованием в Российской Федерации. В исследовании обозначены три уровня управлением образованием: федеральный, региональный и муниципальный. Описаны органы исполнительной власти каждого уровня, а также обозначены их функции и полномочия в соответствии с федеральными законами.
Ключевые слова : система образования, управление системой образования, муниципальная система образования, децентрализованная модель управления.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования.
Современная система образования в Российской Федерации постоянно совершенствуется путем доработки реформы образования XXI века. Нормативными основами регулирования системы образования являются Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Изменения в мире требуют изменений и в системе образования. Каждый день открываются новые знания, которые необходимы для жизни и науки. В связи с этим процесс реформирования системы образования является непрерывным и постоянно совершенствующимся.
Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [1] одним из приоритетных направлений является совершенствование управления системой образования. Обращаясь к Паспорту подпрограммы [1] можно отметить, что поставленные цели неизбежно влекут за собой изменение функциональных обязанностей сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления.
Цель исследования: определить нормативно-правовые основы регулирования и развития системы образования Российской Федерации.
Для качественного исследования управления системой образования мы поставили перед собой следующие задачи:
– Проанализировать в историческом ключе становление системы образования в Российской Федерации.
– Ознакомиться с опытом управления систем образования зарубежных стран.
– Определить основные нормативные основы регулирования современной системы образования.
– Определить структуру системы образования Российской Федерации, а также органов власти, реализующих управление ей.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в комплексном анализе исторических источников и анализе нормативно-правовых основ регулирования современной системы образования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные теоретические выводы могут помочь при дальнейшем реформировании и развитии управления системой образования Российской Федерации.
Объект исследования. Управление системой образования — актуальная проблема социальной сферы, поскольку оно оказывает влияние на эффективность и качество деятельности образовательных учреждений. Существует множество национальных систем образования и подходов к их управлению, которые складывались на основе особенностей общества. Политические, экономические и культурные традиции общества напрямую влияют на выбор форм и методов управления образованием в стране. Тем не менее удается выделить две модели: централизованная и децентрализованная. Первая предполагает сосредоточение прав принятия решений и властных полномочий на верхнем уровне управления.
Децентрализованная модель управления образованием предполагает делегирование ряда полномочий и ответственности на нижние уровни управления.
Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование систем с.
Согласно тексту Федерального закона «Об образовании» управление системой образования должно осуществляться на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости и учета общественного мнения [3]. Для достижения целей образования в процесс управления системой образования включено формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Таким образом, можно отметить, что модель управления системой в Российской Федерации децентрализованная [2].
Действительно, управление образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Причем каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего, это значит, что все решения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в сфере образования обязательны для региональных и муниципальных органов.
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление образованием, относятся Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещение РФ), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) [3, 4, 5, 6]. Разграничение функций указанных федеральных органов исполнительной власти в сфере образования можно видеть в таблице 1.
Таблица 1
Функции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования [3, 4, 5, 6, авторство ]
Функции Министерства просвещения РФ |
Функции Министерства науки и высшего образования РФ |
Функции Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки |
Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в следующих отраслях: – общее образование, – среднее профессиональное образование, – дополнительное профессиональное образование, – профессиональное обучение, – воспитание, опека и попечительство несовершеннолетних граждан РФ, – социальная поддержка и защита обучающихся. |
Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в следующих отраслях: – высшее образование, – соответствующее дополнительное профессиональное образование, – научная и научно-техническая деятельность, – инновационная деятельность. |
– нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности, – федеральный государственный контроль за соблюдением требований к осуществлению образовательной деятельности, – защита детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию. |
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти в сфере образования представляют собой триаду, состоящую из Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ и Рособрнадзора РФ. Эти органы взаимодействуют между собой и осуществляют управление системой образования на федеральном уровне. Происходит разделение по уровням образования и функциям: Минпросвещения осуществляет управление дошкольным и школьным образованием, Минобрнауки — высшим образованием и научной деятельностью, Рособрнадзор — исполняет функции надзора и контроля в сфере образования.
На региональном уровне управления образованием государственные органы исполнительной власти представлены министерствами, комитетами, департаментами и пр. Их основная задача состоит в нормативном правовом регулировании и разработке проектов законов субъекта Российской Федерации, оказание государственных услуг в регионе и координация и контроль деятельности муниципальных органов в сфере образования.
Подобно разделению управления по уровням образования на федеральном уровне, часто на региональном уровне происходит аналогичное деление. В Санкт-Петербурге государственными органами исполнительной власти в сфере образования являются Комитет по образованию Санкт-Петербурга [7] и Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга [8]. Контрольно-надзорную функцию (аналогичную Рособрнадзору) выполняет Отдел федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию [7].
Муниципальная система образования включает в себя следующие элементы (рис.1):
Рис. 1. Муниципальная система образования
Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» [9] на муниципальные органы сласти в сфере образования возложены следующие полномочия:
- Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Организация бесплатного дополнительного образования на территории муниципалитета.
- Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
- Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
- Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
- Опека и попечительство [9].
На территории муниципальных образований есть образовательные учреждения, которые не находятся в прямом ведении органов местного самоуправления. К таким учреждениям можно отнести частные образовательные учреждения, кадетские корпуса различных ведомств, общеобразовательные учреждения регионального и федерального подчинения, государственные вузы, образовательные учреждения, состоящие на балансе различных организаций и пр. Местная администрация в праве лишь сотрудничать с ними, взаимодействовать в общих интересах и интересах муниципального образования.
Таким образом, федеральные органы разрабатывают общие для всей страны стратегические документы, а региональные и муниципальные органы решают конкретные вопросы различной направленности.
Выводы. Нами было проведено исследование управления системой образования Российской Федерации. Под влиянием времени государственная политика в сфере образования терпит изменения. В начале XXI века появились новые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в системе образования, — ФЗ «Об образовании» и ФГОС. В ФЗ «Об образовании» определена иерархия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении управления системой образованием. Так федеральными органами исполнительной власти в сфере образования являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Эти органы взаимодействуют между собой и осуществляют управление системой образования на федеральном уровне. Происходит разделение по уровням образования и функциям: Минпросвещения осуществляет управление дошкольным и школьным образованием, Минобрнауки — высшим образованием и научной деятельностью, Рособрнадзор — исполняет функции надзора и контроля в сфере образования.
Региональными органами исполнительной власти в сфере образования являются различные комитеты и департаменты в зависимости от региона, которые осуществляют те же полномочия, что и федеральные органы, но на подведомственной территории. Однако образовательным организациям проще контактировать с местной администрацией. В муниципальных образованиях создаются муниципальные органы управления образованием, которые осуществляют управление системой образования на местах.
Литература:
1. Паспорт государственной программы «Развитие образования». — Текст: электронный // Портал госпрограмм РФ: [сайт]. — URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/ (дата обращения: 28.10.2022).Основы управления образованием на муниципальном уровне [электронный текстовый документ] // — URL: https://studwood.net/1161340/pravo/osnovy_upravleniya_obrazovaniem_munitsipalnom_urovne [дата обращения: 07.10.2022].
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.10.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 (ред. от 01.04.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 28.10.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 884 (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303875/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 28.10.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 (ред. от 25.12.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303876/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 28.10.2022).
6. Официальный сайт Комитета по образования Санкт-Петербурга https://k-obr.spb.ru/
7. Официальный сайт Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга http://knvsh.gov.spb.ru/
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/?ysclid=l8ymu88wuc602775521 (дата обращения: 28.10.2022).
9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 28.10.2022).