Роль книги в жизни дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.11.2022

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Елецкая, Н. М. Роль книги в жизни дошкольника / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95037/ (дата обращения: 15.11.2024).



Известно, что судьба ребёнка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным, разносторонним общением со старшими, основы его личности будут прочными. Общение с ребёнком — не только беседа или игра с ним, не только прогулка по лесным дорожкам и приятный разговор перед сном, но обязательно — книга, чтение. Это первое приобщение к образному миру искусства.

Книга расскажет маленькому человеку об истории его Родины, о труде отцов, что это значит быть русским человеком. И в жизни, и в чтении ребёнок не может сам сделать первый осмысленный, осознанный шаг. Взрослый выбирает для него книгу, взрослый решает, когда, сколько и зачем будет он читать своему малышу. Поэтому воспитателю важно знать, каким кругозором и мировоззрением наполнен ребёнок, насколько он приобщен к миру искусства, к литературе.

Член союза писателей России Н.Рыжих писал: «Для ребёнка очень важно с первых дней лепета впитать животворный, родниково чистый, истинно русский язык, идущий к нам из народных глубин от предков — словотворцев. Пусть малыш ещё не читает самостоятельно, читайте ему вы сами, хотя он и многое не поймёт. Подсознательно он будет воспринимать и усваивать звучание сочетаний слогов, ритмику синтаксического построения фразы, интонацию целого периода — предложения. Тем более всё это необходимо для читающего малыша. Прививайте ему необходимость чтения, ибо ничто так не развивает и не формирует личность, как книга».

Следуя из вышесказанного, воспитатель должен делать акцент на приобщении детей к добру, красоте, милосердию и состраданию, эмоциональной отзывчивости и честности и т. д. А значит важно, чтобы дошкольный возраст стал тем временем, когда у ребёнка пробуждается чувство сопричастности к миру, желание совершать добрые дела, и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Воспитателю, чтобы научить дошкольников чувствовать, познавать и творить нужно пронизать этими тремя линиями все виды детской деятельности, это будет способствовать всестороннему развитию личности. Необходимо особо подчеркивать роль книги как источника новых знаний. Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. Обращаясь к книгам, воспитатель вместе с детьми находит в книгах решение проблем. А хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

Профессор, академик, писатель, издатель, член союза писателей СССР, России В. М. Шаповалов писал: «Классики литературы постоянно говорили о том, что детям очень важно прививать способность реально воспринимать окружающую действительность. Великие мыслители требовали от художника правдивого изображения жизни. Тоже самое касается и книжных иллюстраций. Уродливые лица комиксов, искаженный формы животных нарушают представления о мире, искривляют психику ребёнка. Большой знаток психологии, литературы Н. А. Добролюбов требовал давать детям картинки хорошие, по крайней мере, такие, в которых предметы изображены были верно и ясно».

В соответствии с требованиями воспитательно — образовательной программы ДОУ воспитатель обязан ежедневно планировать время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, бесед о любимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы дошкольников. Особенно это относится к детям старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте в восприятии литературы дети от игры переходят к собственно художественному отношению к искусству, и к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желания постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов, рисовании, аппликации, лепке и т. д.

Поддержание активного тяготения детей к книге, развитие интереса и любви к ней — важнейшая задача воспитания, которая способствует интеграционному, «плавному» переходу дошкольников к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предыдущим периодом умения и способности восприятия и понимания произведений литературы.

В. М. Шаповалов писал: «Чтение — главнейшие условие умственного развития человека. Развитие расширяет наши возможности, формирует личность, определяет поведение. Поведение влияет важную роль как в жизни самого человека, так и в жизни окружающих — в семье, воспитании детей, а в целом — и в обществе». А классик русской литературы Ф. М. Достоевский говорил: «Гуманитарное развитие помогает не только освоить профессию, но и совершенствует её на протяжении всей жизни человека». К этому высказыванию хотелось бы добавить то, что гуманитарному развитию способствует и чтение.

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Также, круг чтения дошкольников входят произведения писателей всего мира.

В.М Шаповалов дал точную психологическую характеристику читающему и не читающему человека, вот к какому выводу он пришёл: «Я разделяю людей на читающих и не читающих. Сразу видно одних и других. От одних исходит свет; от других тхнёт тьмой и невежеством… Есть много способов передачи информации, с развитием науки их становится всё больше. Но ни одно техническое новшество — звукозапись, кинематограф, телевидение — не сравнится с чтением по интенсивности воздействия на развитие мышления. Да и первооснова выше указанных технических средств — слово. Сначала произносится слово или текст кладут на бумагу, затем переводят его на магнитную ленту или экран. Прослушивание звукозаписи оставляет бездеятельным зрение; при просмотре готовых картин недогружается воображение. Набор кадров — лес, дом, лошадь — отпечатывается в сознании готовым изображением, без особых умственных усилий. Идёт, так сказать, пассивное восприятие. Иное дело при чтении, где посредством условных индексов — значков (букв) нужно самому создавать в воображении зримую картину — в деталях, цвете, запахе и т. п. Чтение заставляет мозг делать как бы больше «оборотов». Мозговое вещество совершает гораздо более объёмную работу, чем при восприятии иных видов информации. По сути, чтение — это сотворчество, а само творчество высшая степень умственного проявления».

Кроме того, в круг детского чтения должны входить детские произведения писателей и поэтов региона, где проживают дети. В данном случае, литераторов белгородской области. Это важно по тому, что в настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения духовно — нравственных, моральных качеств и прежде всего любви к своей малой родине. Воспитывать патриотизм надо с раннего возраста. В настоящее время предлагается много путей и способов, а предлагаемый нами путь — ознакомление с детской литературой Белгородчины. Пусть это лишь один из путей, но он является неотъемлемой частью развития гуманитарной, гармоничной личности дошкольника.

Но, начиная работу по воспитанию патриотизма, воспитатель сам должен знать природные, культурные, социальные, эконмические особенности региона, где он и его воспитанники проживают.

Именно в произведениях писателей Белгородчины дети увидят описания природы Черноземья, услышат о традициях и обычаях людей, живущих рядом, научатся любить и уважать их труд; о знаменитых людях, которые своими делами и подвигами прославили родной край.

Много замечательных современных поэтов и писателей дала наша Белгородчина, например, таких как: В. С. Буханов, Н. М. Елецкая, Л. Т. Кузубав, Б. И. Осыков, В. М. Шаповалов, Г. С. Ураков, И. А. Чернухин, В. Н. Черкасов, Ю. И. Макаров, Р. И. Карагодина, Е.Ф, Дубравный и другие.

Вспомнилось ещё одно гениальное высказывание известного прозаика Владислава Мефодьевича Шаповалова, он говорил: «Всё вышесказанное имеет особое значение для развития детей. С первых же дней рождения малышу следует не только разговаривать, но и читать ему книги, особенно стихи. Пусть ребёнок многое не поймёт, но он уже с малых лет подсознательно (а подкорка — очень активный орган умственной деятельности) будет воспринимать звуковой ряд слогом ритмику, построение фразы, интонацию речи».

Предлагаем вашему вниманию авторские стихотворения белгородской поэтессы, педагога Натальи Михайловны Елецкой, о которой В. М. Шаповалов писал: «Поэзия Натальи Елецкой светла и солнечна. Её стихи согреты добром и человеколюбием. Высоконравственны».

Поэзия

Если поэзия в сердце будет гнездышко вить,

Тогда все невзгоды сможешь ты пережить.

И печали твои тогда — не печали...

А так, капля грусти за чашкой чая.

Поэзия — росток духовной силы,

Колодец знаний не испитый до конца.

Поэзия сделает тебя счастливей,

Из простака ты превратишься в мудреца!

Лишь в поэзии душа найдет приют.

И, пригласив ее на тайное свидание

Твои мысли, чувства снова оживут…

И ты постигнешь законы мироздания.

Пусть в небеса ласточки летят...

Птицы любви, нежности и вдохновения.

Они тебя мечтою окрылят,

Подарив поэзии чудесные мгновения!

Слово

Кому слово мое нужно?

Становись скорее в ряд!

Отечеству послужим,

Как предки нам велят.

Кто же огородами ходит,

Для тех слово мое молчит.

Правда она лишь доходит

До тех, кто сердцем чист.

Бывает так, что собьется

Человек с верного пути...

Главное, что сердце бьется,

А дорогу слово сможет найти.

Слово — великая сила!

Ранит оно или спасет?

Может быть оно красивым,

А может и наоборот.

Кому слово мое нужно?

Становись скорее в ряд!

Отечеству послужим,

Как предки нам велят.

Книга

Слепому книгу подари,

Он прочитает пальцами ее.

А ты зришь, так Бога благодари

И не проси больше ничего.

Зрячему ты все же не дари,

Книга для него лишь прошлый век.

Обернись вокруг и посмотри,

Каким стал нынче человек!

А ведь книга — подарок мудреца,

Нерв живой, источник мыслей,

Кладезь не испитый до конца,

Родник знаний на ее страницах.

Верный друг она, советчик,

Не предаст тебя и не осудит.

Раны твои душевные излечит,

Наследием потомкам будет!

Мы надеемся, что сможем воспитать будущих читателей, заложив в них ростки духовности и нравственности, высокой морали и культуры, патриотизма и гуманизма, воспитать достойных граждан нашей страны.

Литература:

  1. Патриотическое воспитание дошкольников // Н. В. Алешина, М., «ЦГЛ», 2004г.
  2. Антология современной литературы Белгородчины. Белгород, изд-во В. М. Шаповалова, 1993г.
  3. Пчёлка: стишочки для сына и дочки / Наталья Елецкая; — Белгород: Литературный караван, 2019.
  4. Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. — Собр. Соч. — Т.9. — М., 1950.
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1932.
  6. Пиаже Ж., Инельдер Б. Психология ребёнка. — СПб., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, воспитатель, слово, чтение, гуманитарное развитие, детское чтение, поэзия, ребенок, старший дошкольный возраст.


Задать вопрос